Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.9 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Арсений Керкирский – святой, архиепископ острова Керкира (Корфу) во второй половине VIII – начале IX вв., автор канонов, похвального слова апостолу Андрею и описания страдальческого подвига великомученицы Варвары.

Арсениты – приверженцы константинопольского патриарха Арсения Авториана (1255 – 1259 гг. и 1261 – 1265 гг.), избегавшие всякого общения с патриархом Иосифом I (1266 – 1275 гг.), снявшим отлучение от Церкви с византийского императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.), наложенное Арсением. Распря между «арсенитами» и «иосифитами» продолжалась до 1312 г.

Арта – известный с XI в. город на северо-западном побережье Греции, возникший на руинах Амбракии, древней столицы Эпира, уничтоженной римлянами в 189 г. до Р.Х. После разрушения болгарами города Никополя, недалеко от его развалин византийцы построили крепость Арту, развившуюся затем в полноценный город с епископской кафедрой. В 1083 г. Арта была завоевана норманнским князем Боэмундом Тарентским, в ее окрестностях разгромившего в кровавой битве войска византийского императора Алексея I (1081 – 1118 гг.). В XIII в. Арта была столицей греческого Эпирского государства, в 1449 г. ее захватили турки.

Артавазд (Артабаз) – византийский полководец VI в. армянского происхождения. В правление императора Юстиниана I Великого был командиром персидского отряда в войске Велизария, удачно воевал против остготов.

Артавазд – византийский император в 741 – 743 гг., армянского происхождения. После смерти императора Льва III в 741 г., Артавазд, стратиг фемы Опсикий и зять по сестре наследника престола Константина V Копронима (720 – 775 гг.), сына покойного императора Льва, добился у своих воинов клятвенного обещания поддержать его в борьбе за власть в империи. Константин V, опасаясь за свою жизнь, бежал. Столичная знать, уверив население Константинополя в смерти Константина, провозгласила Артавазда императором. Артавазд вызвал своего сына Никифора, стратига Фракии, с его войском и поставил его на охрану столицы, а сам вошел в Константинополь и немедленно восстановил иконопочитание. В 742 г. он венчал на царство своего младшего сына Никифора и сделал своим соправителем, а старшего сына Никиту послал стратигом в фему Армениак. В битве у Сард против войск Константина V Артавазд потерпел поражение и бежал в город Кизик, а оттуда в столицу. Константин V блокировал Константинополь, вызвав сильный голод среди населения. Сын Артавазда Никита понес поражение в двух битвах против Константина V, и, в конце концов, попал в плен. Вскоре Константин захватил столицу, и Артавазду пришлось бежать в Вифинию в город Никею. Там он рассчитывал собрать новое войско, но не успел этого сделать. Отряд, посланный императором Константином V, захватил Артавазда и Никифора в Пузанской крепости. Артавазд с сыновьями подвергся поруганию на ипподроме, затем их бросили в тюрьму, через некоторое время ослепили, а потом казнили по приказу Константина V.

Артаван (Артабан) – византийский полководец VI в., из армянского рода Аршакуни. Возглавлял заговор против африканского узурпатора Гонтария, захватившего власть в византийском городе Карфаген в Северной Африке. Мятежный византийский полководец Гонтарий, провозглашенный своими воинами императорами и убивший в марте 546 г. законного правителя Ареовинда, правил в Карфагене всего 36 дней. В начале мая 546 г. знатный армянин Артаван и его сторонники из числа армянских воинов во время пира во дворце перебили вандалов и византийских дезертиров Гонтирия, умертвили и его самого. Оставшиеся без предводителей мятежные воины подчинились власти императора Юстиниана I.

Артемий – святой, дукс Египта в правление императоров Константина I Великого (306 – 337 гг.) и его сына Констанция II (337 – 361 гг.). Поддерживал Георгия, арианского архиепископа Александрии. Получив приказ арестовать православного александрийского архиепископа Афанасия, Артемий с отрядом воинов разбил лагерь на территории монастыря Пахомия. Там у него обильно пошла кровь носом и Артемий воспринял это как наказание Божие. С тех пор он стал благочестив и не отступался от Православия, много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте, превратился со временем в целителя и героя Константинополя. Когда императора Констанция II на престоле сменил язычник Юлиан Отступник (361 – 363 гг.) и начал притеснять христиан, Артемий вступился за истязаемых по приказу императора двух епископов в Антиохии Великой. За это он был арестован, подвергнут пыткам, но наотрез отказался поклониться языческим богам. Перед смертью Артемий предсказал скорую гибель Юлиану. В 362 г. Артемий был обезглавлен. После смерти императора Юлиана в 363 г., чудодейственные мощи святого Артемия были торжественно перенесены в Константинополь и положены в раку в храме Иоанна Крестителя. После 665 г. неизвестный автор написал житие святого Артемия.

Артириак – византийское лекарственное средство; микстура для лечения болезней дыхательных путей, представлявшая собой отвар различных трав с добавлением меда.

Артокопий – хлеборез; хранитель и распределитель хлеба в монастыре.

Артополии – квартал Константинополя к западу от форума Константина, в котором жили преимущественно пекари.

Артополион – «калачный ряд»; продовольственный рынок в Константинополе, где располагались многочисленные пекарни и булочные.

Артос – «хлеб»; квасной хлеб, освящаемый на Пасху особой молитвой, окропляемый святой водой и распределяемый между верующими в субботу Светлой седмицы.

Артофорий (панагиар) – «хлебоносица»; литургический сосуд в форме чаши на поддоне, ковчег для ритуального хлеба.

Архаизация (антикизация) – один из принципов византийской литературной традиции, предполагающий именование современных автору текста народов, стран, городов и тому подобного древними, давно устаревшими именами. Точность в словоупотреблении была обязательной только для официальных актов и печатей, в остальных случаях образованные византийские авторы старались привязать топонимы, этнонимы и некоторые другие термины к античному наследию. Поэтому, например, русских византийские историки предпочитали именовать «скифами», «тавроскифами», «таврами» и даже «киммерийцами» и «гипербореями», сельджуков – «персами», венгров – «гепидами», «гуннами», «мисийцами» и также «скифами» и так далее, соответственно названиям племен и народов, обитавших на тех землях в древние времена.

Архиг – «предводитель»; слово, не имевшее строго определенного иерархического значения, употреблявшееся византийцами, чаще всего, для обозначения вождей варварских племен.

Архигет – невысокая «тыловая» должность в византийской армии и флоте в XI в.

Архидиакон – главный диакон в епархии, обычно состоящий при кафедральном храме правящего епископа. В Византии архидиаконы были ближайшими помощниками и исполнителями воли епископов, имели широкие полномочия. Они заботились о подготовке низших клириков, надзирали за остальными диаконами, заведовали благотворительными делами епархии.

Архиепископ – главный епископ. Первоначально, архиерей, возглавляющий область, объединяющую несколько епархий; позже – глава крупной епархии. Кроме того, с конца IX в. звание архиепископов носили настоятели Синайского монастыря, получавшие рукоположение от иерусалимских патриархов.

Архиерей – «главный священник»; высший церковный чин; общее название для высшего духовенства в Православной Церкви (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх). В VII в. в Византии насчитывалось 33 митрополии, 356 епископств и 34 автокефальных архиепископств, во главе которых стояли архиереи.

Архимандрит – «главный в овчарне»; старший монашеский сан, предшествующий сану епископа. В византийское время архимандрит обычно был настоятелем православного монастыря и одновременно управлял еще рядом монашеских обителей. Этот титул появился в V в. и первоначально давался одному из игуменов, которому епископ поручал надзор за всеми монастырями своей епархии. Например, в конце XII в. архимандрит Неофит заведовал всеми монастырями в Афинах, архимандриту латрского монастыря Святого Павла были подчинены одиннадцать близлежащих монастырей. Достоинству архимандрита соответствовал монашеский чин прота, который имели некоторые византийские игумены, в том числе предстоятель афонских монастырей с конца IX в. Позже титул архимандрита стал почетным и стал даваться игуменам важнейших монастырей в епархии.

Архимандрит и протосинкелл – почетное звание настоятелей наиболее крупных и прославленных византийских столичных монастырей: Студийского, Манганского и Иоанна Продрома.

Архипастырь – одно из названий представителя высшей степени церковной иерархии.

Архисагиттатор (архитоксот) – командир отрядов легковооруженных воинов (токсотов) в византийском войске.

Архистратиг – верховный военачальник. Традиционный титул архангела Михаила, главы небесного воинства.

Архитоксот – См. Архисагиттатор.

Архитрав – балка, опирающаяся непосредственно на колонны или пилоны.

Архонт – 1) начальник, общее название военно-административных должностей, а также правитель архонтии; 2) иноплеменный князь, правитель страны, вождь.

Архонт аллагии – командующий императорскими конными и пешими частями, именуемыми аллагиями. Эта должность впервые появилась в Никейской империи. Архонт аллагии занимал пятьдесят четвертое место в иерархии титулов и чинов. Его ближайшим помощником был протоаллагатор.

Архонт монастырей – должностное лицо, заведующий управлением патриаршими монастырями под верховным руководством великого сакеллария, управлявшего всеми ставропигиальными владениями при константинопольском патриархе. Архонт монастырей считался помощником великого сакеллария.

Архонт синклита – титул византийских сенаторов, составлявших административную элиту империи. Архонты синклита имели право занимать высокие посты на гражданской службе.

Архонт соли – начальник имперской солеварни, следивший за производством и оптовой продажей соли.

Архонтисса – княгиня, супруга иноплеменного князя.

Архонтарий (archontarium) – походный штаб в византийской армии.

Архонтия – административная единица византийской империи в VII – X вв., в эпоху перехода от муниципального управления провинциями к фемной системе. Правитель архонтии (архонт) возглавлял местную власть, в известной степени автономную, но был одновременно и представителем центральной власти. Чаще всего архонтии образовывались на пограничных территориях империи, населенных не греками. В первой половине X в. византийскими архонтиями, например, были итальянские города Амальфи и Гаэта.

Архонтопулы – «сыны вождей», отряд впервые образованный Алексеем Комниным из сыновей павших воинов, насчитывавший две тысячи воинов.

Арцак (Алцик) – город (совр. Алджаваз в Турции) на мысе северного берега озера Ван. Во второй половине VII в. Арцак заняли арабы и переименовали его в Дат ал-Джауз. В начале XI в. Арцак вместе с другими городами на берегу озера Ван, принадлежавшими мусульманским эмирам, вошел в состав Византийской империи. В последней четверти XI в. Арцак был захвачен турками-сельджуками.

Асикрит – писец, секретарь, чиновник императорской канцелярии или одного из приказов (секретов).

Асикритий – административное здание Большого императорского дворца в Константинополе.

Аскетизм – «упражнение, подвиг»; добровольное подвижничество, основанное на следовании евангельским заповедям и советам. Одно из основополагающих понятий религиозной жизни, предполагающее духовную и нравственную дисциплину, а также физическое воздержание (умерщвление плоти). Смысл аскетизма – отрицание страстей, утверждение в добре и, в конечном счете, подражание Божественному естеству. Аскетизм получил широкое распространение в восточно-христианской практике с IV – VI вв.

Аскитирий – монастырь особо строгой, аскетической жизни.

Аспар (Flavius Ardaburius Aspar) – влиятельный византийский военачальник и сенатор V в., готско-аланского происхождения. Имел титул патрикия и чин командующего византийской армией (magister militum praesentalis). Дата рождения неизвестна, умер в 471 г. Был храбрым воином, обладал огромным состоянием, содержал личную военную дружину. По вероисповеданию был арианином, как и большинство готов, был признанным вождем готов в империи. Дважды возводил на престол императоров по своему выбору: Маркиана и Льва I, в годы правления последнего был практически соправителем. На свои средства построил большую цистерну в Константинополе, названную его именем. В 465 г. отважно участвовал в борьбе с грандиозным четырехдневным пожаром в столице, лично заливал огонь из ведра и воодушевлял горожан. Аспар был противником организованной в 467 г. военной экспедиции против вандалов-ариан, и возможно был причастен к ее провалу. После поражения в Африке, отношения между Львом и Аспаром резко ухудшились. В 469 г. Аспар успешно отбил нападение гуннов во главе с Денгизихом, сыном Аттилы, но его отношения с императором становились все враждебнее. Конфликт получил свою развязку в 471 г., когда император заманил Аспара с сыновьями в свой дворец, и на них внезапно бросились евнухи, вооруженные мечами. Аспар и его старший сын Ардавурий были убиты, а другой сын – Патрикий, хотя и был ранен, но сумел вырваться и бежать. Убийство Аспара вызвало мятеж готских воинов и их военные действия против империи длились два года.

Аспарух – болгарский хан в 679 – 701 гг., основатель Первого Болгарского царства. Создал укрепленный лагерь при устье Дуная, названный Аспарухов Угол и игравший роль опорной твердыни в борьбе против аварского каганата, который занимал области между Дунаем и Тисой. Позже вблизи Шумлы им была основана крепость Плиска, первая столица Болгарии. Отсюда болгары совершали набеги на Константинополь и Солунь (Фессалоники). В 680 г. Аспарух одержал решительную победу над войском византийского императора Константина IV (654 – 685 гг.), а затем повел болгар за Дунай до Варны и занял эти земли, покорив населявшие их славянские племена. В 681 г. хан Аспарух заключил договор с Византийской империей, по которому Константинополь официально признал создание болгарской державы на бывшей имперской территории, а также обязался вносить ежегодную дань Болгарии золотом и другими дарами.

Аспиеты – влиятельный византийский род армянского происхождения.

Аспрон (аспр, трах) – византийская низкопробная разменная монета. Аспрами назывались монеты Трапезундской империи, чеканившиеся из металла имперских серебряных рудников.

Ассистенты – воины, сопровождавшие и охранявшие знаменосца.

Астерий Амасийский – святой, епископ города Амасии, выдающийся церковный проповедник. Дата рождения неизвестна, умер в 410 г.

Астином – «городской законник»; управленческая должность в греческих полисах, которую занимал куриал, ответственный за порядок и чистоту на улицах и соблюдение правил сооружения городских домов.

Астрагалы – вид игральных костей, изготавливавшихся из позвоночных костей некоторых животных. Астрагалы имели удлиненную форму бруска с закругленными концами, а на двух плоских сторонах, одной вогнутой и одной выгнутой сторонах были нанесены буквенные цифры: 1, 3, 4 и 6 или соответствующее количество точек (очков). Каждый бросок в игре делался четырьмя астрагалами; лучшим ходом считалась комбинация: 1, 3, 4 и 6, а худшей – набор из четырех единиц. Игра в кости была широко распространена в римской империи и в ранней Византии, пока азартные игры не были запрещены пятидесятым правилом Шестого Вселенского (Трулльского) собора, состоявшегося в 680 – 681 гг.

Астропелек – византийское украшение, вероятно пряжка, названная так по своему звездообразному виду.

Атанаты – «бессмертные», конный отряд византийского войска, созданный Иоанном Цимисхием «из храбрых и отважных мужей», упомянутый в «Истории» Льва Диакона. Предположительно, был назван так по образцу персидской конницы и комплектовался из детей погибших воинов.

Атриклиний – византийский придворный чиновник, отвечавший за организацию царских приемов, званых трапез, рассаживавший гостей в строгом соответствии с титулами и должностями. Триклинием называлась трапезная во дворце, зал приемов.

Атриум (atrium) – «двор, почерневший от копоти»; главное помещение в римском доме, покрытый крышей внутренний двор.

Аттал (Приск Аттал) (Priscus Attalus) – император-узурпатор в Западной Римской империи в 409 – 410 гг. и в 414 – 415 гг. По происхождению был азиатским греком, отец которого переселился в Италию при Валентиниане I. Аттал заседал в сенате в начале пятого столетия, оставаясь язычником. В 409 г. император Гонорий назначил его префектом Рима. После второй безуспешной осады Рима вестготами, их вождь Аларих в ноябре 409 г. провозгласил Аттала императором. Как государь Аттал был признан только в Италии, и то не повсеместно. Во время своего правления Аттал принял крещение от арианского готского епископа. Вместе с Аларихом Аттал двинулся на Равенну, где укрепился император Гонорий. Во время переговоров Гонорий предложил разделить власть с Атталом, но Аттал отклонил это предложение и продолжил осаждать Равенну. Однако в это время начались перебои с поставкой хлеба из Африки в Рим, что породило недовольство населения. Эти события и нарастающие разногласия между Аларихом и его ставленником привели к смещению Аттала летом 410 г. Но и без Аттала переговоры Алариха с Гонорием не имели успеха. Потерпев неудачу своей дипломатии, Аларих разграбил Рим. После своего отстранения от власти Аттал остался с готами, и перебрался с ними в Галлию. На свадьбе вестготского короля Атаульфа и дочери императора Феодосия I Галлы Плацидии в Нарбонне в 414 г. Аттал произнес торжественную свадебную речь. В конце 414 г. полководец Гонория Констанций (впоследствии ставший императором в 421 г.) начал предпринимать враждебные действия в отношении к готам. В ответ Атаульф провозгласил Аттала императором второй раз. Предчувствуя свой политический крах, Аттал попытался убежать от готов, но был захвачен воинами Констанция. Плененный узурпатор был доставлен в Равенну, искалечен, проведен в цепях в триумфальном шествии Констанция по Риму, а затем сослан на Липарские острова в 416 г., где и дожил остаток своих дней.

Атталия – старинный портовый город (совр. Анталия в Турции) в малоазийской провинции Памфилия. В конце VII или начала VIII вв. Атталия стала центром морской фемы Кивирреоты. В 1204 г. Атталия была захвачена представителями тосканского рода Альдобрандино, а затем 5 марта 1207 г. завоевана сельджукскими войсками и стала главным центром средиземноморской торговли Иконийского султаната.

Аттик – константинопольский патриарх в 406 – 425 гг., преемник патриарха Арсакия с марта 406 г., родом из армянского города Севастия. До патриаршества был противником патриарха Иоанна Златоуста и сторонником возведения Арсакия на патриаршую кафедру. Став патриархом, Аттик с новой силой начал преследовать Иоанна Златоуста и его единомышленников. Даже после смерти Иоанна, Аттик еще долго запрещал включать его имя в поминальные списки. Из трудов Аттика сохранились четыре письма. Аттик был первым предстоятелем Константинопольской Церковной кафедры армянского происхождения.

Аттика – гористый полуостров на юго-востоке Средней Греции, граничащий на севере с Беотией, на западе – с Мегарской областью. Горы Киферон и Парнас с отрогами образуют естественную границу Аттики. Южная оконечность полуострова образует мыс Суний. С древних времен главным городом Аттики были Афины.

Аттила – знаменитый завоеватель, вождь гуннского союза племен в Паннонии в 434 – 453 гг., «бич Божий», как его именовали римские хронисты. Дата рождения неизвестна, умер в 453 г. Аттила был основным противником Восточной Римской империи в 441 – 449 гг., захватил и разграбил почти все города во Фракии, за исключением Адрианополя и Ираклии, угрожал Константинополю. В результате гунны добились от императора Феодосия II уплаты огромной ежегодной дани. В 451 г. Аттила опустошил Германию и Галлию, но был разбит на Каталаунских полях у города Труа в Галлии римским полководцем Аэцием и вестготами. В 452 г. вторгся в Северную Италию, но вскоре вернулся в Паннонию, где умер в 453 г. во время своей свадьбы с бургундской принцессой.

Аудиториум (auditorium) – первый средневековый университет, открытый по указу императора Феодосия в 425 г. В штате его значился тридцать один преподаватель: пять риторов и десять грамматиков греческих, три ритора и десять грамматиков латинских, два юриста и один философ. Все они были чиновниками, то есть получали жалованье из императорской казны, а после двадцати восьми лет беспорочной службы – отставку с сохранением пенсии и титулом комита первой степени в ранге спектабиля. Преподавателям Аудиториума запрещалось обучать кого-либо в других местах, и вместе с тем другие преподаватели под страхом сурового наказания и высылки из столицы не имели права открывать там свои школы. Обучение допускалось только в частных домах и для отдельных учеников. Таким образом, кроме древнего центра наук – Академии в Афинах – появился еще один в Константинополе, правда, несколько иной направленности, поскольку в Академии изучали, прежде всего, философию. Кроме того, в отличие от языческих философов, профессора Феодосия все были христианами. Не исключено, что к открытию этого университета императора подтолкнула его просвещенная супруга Евдокия.

Аула (aula) – «двор»; 1) двор в традиционном греческом доме, соответствующий римскому понятию «атриум»; 2) дворец государя; 3) царская свита, придворные.

Афанасий I – константинопольский патриарх с 14 октября 1289 г. до16 октября 1293 г.; повторно в 1303 – 1309 гг. До патриаршества был никому неизвестным в столице подвижником Афона и Гана, не был знаком с ученостью и политикой. Константинопольское общество изначально приняло его довольно холодно. Новый патриарх ужесточил дисциплину в столичных монастырях, заключал в строжайший затвор или изгонял из города бродячих монахов, принуждал к аскетической жизни столичных ученых клириков, выслал из Константинополя проживавших там провинциальных архиереев и запретил им впредь покидать свои епархии даже для участия в Церковных соборах. Патриарх публично обличал неправедные поступки высокопоставленных лиц вплоть до сыновей императора и стремился полному управлению частной жизнью своей паствы, простиравшемуся до последних мелочей. Суровые и резкие действия его привели ко всеобщему негодованию против Афанасия I в обществе. В итоге патриарх был вынужден подать императору прошение об отставке и удалиться в монастырь. Он оказался не готов к исполнению миссии архипастыря, и при всех своих добрых намерениях, больше смущал, чем назидал византийское общество. В отместку Афанасий, покидая кафедру во гневе, тайно отлучил от Церкви все церковное семейство от простого народа и клириков до архиереев и аристократии. Спрятанная в храме Святой Софии грамота с текстом отлучения была найдена только через год и вызвала такую бурю возмущения, что только заступничество императора спасло Афанасия от растерзания. Афанасий попросил у всех прощения и простил всех сам. Через десять лет император вновь предоставил патриаршую кафедру оскандалившемуся Афанасию по не вполне понятным мотивам. В любом случае это был опрометчивый шаг, который привел к фактическому расколу в Церкви. Около половины архиереев, многие игумены и некоторые клирики отказались от всякого общения с патриархом, выступил против него с резкой сатирой александрийский патриарх Афанасий. Да и сам Афанасий I усугубляя ситуацию, неизменно продолжил суровую политику своего первого патриаршества. Вновь доведя ситуацию в церковном обществе до невыносимого состояния, Афанасий I повторно был вынужден удалиться на покой. На этот раз он принял отставку достойно и спокойно. После его отречения патриарший престол почти два года оставался вакантным. Сохранился ряд писем патриарха Афанасия I.

Афанасий II – константинопольский патриарх в 1450 г. До патриаршества был иеромонахом и игуменом константинопольского монастыря Перивлепта. Занимал кафедру лишь несколько месяцев и, ничего не совершив, добровольно отказался от патриаршего сана. Умер до 1453 г.

Афанасий Александрийский (Великий) – святой, церковный деятель и богослов, архиепископ Александрии с 328 г. Родился около 295 г. в Александрии, умер 2 мая 373 г. там же. Рано лишился родителей, и был взят на воспитание в дом александрийского архиепископа Александра. Получил хорошее светское и богословское образование, служил секретарем у александрийского архиепископа, водил близкое знакомство со святым основоположником монашества – Антонием Великим. Еще в молодости Афанасий был рукоположен во диакона, а затем стал архидиаконом. Получил широкую известность как активный противник арианства, в борьбе с которым разработал мистическое учение о «единосущности» Бога Отца и Бога Сына, догматизированное на двух первых Вселенских соборах в 325 г. и в 381 г. В работе Первого Вселенского собора в городе Никее Афанасий принимал личное участие в качестве помощника Александра Александрийского, активно дискутировал с арианами по догматическим вопросам. Вскоре после возвращения из Никеи архиепископ Александр умер, и его приемником на александрийской кафедре по единодушному выбору архиереев и мирян стал Афанасий. Опираясь на монашество, он отстаивал независимость Александрийской Церкви, за что в 335 – 365 гг. пять раз низлагался и ссылался императорами. Афанасий Александрийский – автор «Жития Антония», первого в христианской литературе, послужившего образцом для средневековой агиографии. В качестве идеала религиозной жизни прославлял аскетизм. Его перу принадлежит, кроме того, ряд богословских творений, обличения язычников и ариан.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 06:44:15
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.9 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0098 ]   [ Gzip выкл. ]