Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Анхиал (Анхиала) – старинный приморский город на побережье Бургасского залива Черного моря (совр. Поморие в Болгарии), расположенный вблизи известных с древности теплых минеральных источников. С античных времен там существовала крепость и поселение. В царствование императора Юстиниана I, были построены городские стены, но уже в 584 г. разрушены напавшими на город аварами. Веками этот город находился в зоне военных столкновений империи с болгарами. Наиболее масштабными были три сражения. 1) В 708 г. при Анхиале войска византийского императора Юстиниана ІІ потерпели поражение от болгарского хана Тервеля. Византийцы выступили в поход, пытаясь отнять земли к югу от Балкан, ранее уступленные империей болгарам. Кавалерийские части прибыли к Анхиалу по суше, а пехота была переброшена на кораблях. Византийцы разместились на обширном поле к северу от крепости близ реки Ахелой. Болгарский хан в тоже время скрытно расположил свои отряды на близлежащих высотах. Несмотря на численное превосходство противника, болгары напали первыми на подразделения греческой конницы. Застигнутые врасплох византийцы не смогли оказать серьезного сопротивления и обратились в бегство, а болгары атаковали вражеский лагерь. Некоторое время пехота императора упорно оборонялась, но когда свежие отряды болгарской конницы отрезали византийцам пути отхода к Анхиалу, императорские войска в панике разбежались. Юстиниан II с небольшим отрядом сумел пробиться в крепость, откуда остатки его войска через три дня были вывезены на кораблях. Болгары одержали крупную победу, укрепившую их позиции к югу от Балкан. 2) 30 июня 763 г. под стенами Анхиала Константин V Копроним в ходе своего третьего похода на болгар разгромил двадцатитысячное войско хана Телеца. Многие болгарские воины были перебиты в ходе упорной битвы на ровном и обширном Ахелойском поле, а взятые в плен – казнены в Константинополе. Поражение вызвало недовольство болгарских вождей, они убили Телеца и запросили мира у императора. 3) 20 августа 917 г. в битве недалеко от Анхиала на реке Ахелой болгарский царь Симеон нанес византийским войскам катастрофическое поражение. Византийская империя, после заключения мирного договора с арабами, отправила против наступающих болгар многочисленную армию из фракийских и македонских фем, отрядов из Малой Азии и гвардейских тагм, общей численностью до ста десяти тыс. человек. Силам византийцев, которыми командовал полководец Лев Фока, противостояло семидесятитысячное войско царя Симеона, занявшее оборонительные позиции на высотах. Атака греков потеснила боевые порядки болгар, но их продвижение было остановлено ударом скрытого резерва Симеона в левый фланг наступающих. Сражение приняло ожесточенный характер, но его исход не был предрешен до тех пор, пока командующий византийской армией не спешился, чтобы напиться воды из родника. В этот момент конь Льва Фоки ускакал в направлении византийского лагеря. Увидев его без седока, воины решили, что полководец погиб, и поддались быстро распространившейся панике. Части, находившиеся в резерве, бросились бежать, а болгары ударили в тыл тем, кто еще сражался. В ходе битвы и во время бегства византийцы понесли огромные потери до семидесяти тысяч человек, в числе которых оказались многие высшие архонты. Урон болгар составил около двадцати тысяч воинов. От полного разгрома империю спасли только укрепления Константинополя и начавшаяся вскоре сербско-болгарская война. Тем не менее, после одержанной победы могущество Симеона неизмеримо возросло, и в дальнейшем он строил свои отношения с Византией исключительно с позиции силы. После завоевания Византией болгарских земель в ХІ – ХІІ вв., Анхиал сделался северо-западной базой флота империи. Командование флотом и власть над городом и окрестностями получил византийский дукс. Город находился под властью империи до 1304 г., когда, вследствие победы болгар над византийцами на реке Скафида, Анхиал был вновь включен в состав болгарской державы. После 1330 г. империя ненадолго вновь получила город, но в 1331 г. болгарский царь Иван Александр отвоевал Анхиал. Около 1364 г. Анхиал был захвачен императором Иоанном V, но после переговоров с болгарами, империя вернула им город. В 1366 г. Анхиал в последний раз попал под власть Византии, когда его захватил и передал империи граф Амадей VII Савойский.

Апамея – (совр. Калат-Алмудик) древний город в Сирии на реке Оронт, имевший название Фарнак, но переименованный царем Селевком I в честь его супруги Апамы. Центр византийской провинции Вторая Сирия.

Апарктий – См. Борей.

Апелаты – «угонщики»; разбойники, в VIII – IX вв. промышлявшие угоном скота из приграничных областей, подвластных вражеским государствам. Покровителем византийских апелатов считался святой Мамант.

Апирон (божественная сера) – порошкообразное горючее вещество, открытие которого приписывается философу Проклу Афинскому (410 – 485 гг.), либо его тезке, жившему в годы правления императора Анастасия I Дикора (491 – 518 гг.). Представляет собой неочищенный белый фосфор в виде кристаллов желтоватого, либо красноватого оттенков. Апирон химически активен, на открытом воздухе подвержен самовозгоранию под воздействием солнечных лучей. Это зажигательное вещество использовалось в морской битве против флота мятежного полководца Виталиана в 515 г. во время сражения в заливе Золотой Рог у военного порта Вифарий. Апирон в закрытых керамических сосудах выстреливался метательными машинами; при попадании в цель и разрушении керамической оболочки снаряда апирон поджигал вражеские корабли. Позже секрет изготовления апирона был утерян византийцами и заново открыт лишь в 1669 году немецким ученым Брандом.

Апликт – укрепленный стационарный военный лагерь, предназначенный для долговременного размещения крупных войсковых подразделений.

Апо – приставка к титулу или должности (бывший), лишенных ее по указу императора за какую-либо провинность: апоспафарий, апоипат, аподрунгарий, апоэпарх и т.д.

Апографевс – См. Анаграфевс.

Аподекатисмос – нормативная десятипроцентная скидка на овраги и прочие неудобия при измерении пустошей в практике византийских землемеров (геометров).

Аподекты (apodectae) – особый разряд чиновников финансового ведомства Византийской империи.

Аподесмий – кошель.

Аподитерий (apodyterium) – предбанник, помещение для раздевания в термах.

Апокалипсис – См. Откровение.

Апокапы – знатный византийский род армяно-грузинского происхождения, известный в империи в XI в. Среди его представителей были, например, византийский дукс армяно-грузинской области Тайк (Тао) около 1036 г. Михаил Апокап, правитель Манцикерта в середине XI в. и стратиг фемы Паристрион Василий Апокап, а также его тезка Василий Апокап, в конце XI в. занимавший пост дукса Эдессы. В последующие века упоминания об Апокапах не встречаются в истории Византии.

Апокрисиарий – 1) посол, парламентер; 2) постоянный представитель папы или александрийского патриарха при константинопольском императорском дворе. Церковные апокрисиарии известны с середины V в., когда Западная Римская империя доживала свои последние годы, и все политическое влияние светской власти на дела Вселенской Церкви сосредоточилось в Константинополе. В это же время Рим и Александрия встали на путь превращения в церковные государства, и нуждались в постоянном общении с правительством Восточной Римской империи через своих посланников, минуя посредничество константинопольского Патриархата. Направление римских апокрисиариев в Константинополь прекратилось окончательно в период иконоборческих смут, когда папы прекратили всякое общение с византийскими императорами и патриархами. Вместо этого, римские апокрисиарии появились при дворе императора Карла Великого.

Апокриф – тайный, сокровенный; произведение иудейской или раннехристианской литературы, не включенное в канон книг Священного Писания.

Аполлинариане – приверженцы еретического вероучения Аполлинария, епископа Лаодикейского, о единой Божественной природе во Христе. Эта еретическая община возникла в семидесятых годах IV в., рукополагала особых епископов и прилагала усилия для распространения своих взглядов. Аполлинариан было много в Египте и на Ближнем Востоке, несколько позднее их община появилась в Константинополе. Во главе секты стояли ученики Аполлинария: египетский епископ Валентин и некий Тимофей. В своем богослужении кроме священных текстов аполлинариане использовали стихи своего учителя. После смерти Аполлинария в 382 г. эта секта существовала недолго; постепенно ее приверженцы присоединились к монофизитской ереси.

Аполлинарий Лаодикейский (Младший) – один из крупнейших богословов IV в., нередко именуемый Младшим, поскольку он был сыном выходца из Александрии, известного ритора и преподавателя грамматики, носившего тоже имя. Родился в Лаодикее Приморской в римской провинции Первая Сирия около 307 г., умер в 382 г. там же. Обучался у язычников Епифания и Либания, известнейших софистов своего времени, и состоял с ними в дружеских отношениях. Обладал проницательным умом и широкими познаниями в светских науках. До 362 г. он был рукоположен во епископа Лаодикейского. Был лично знаком и состоял в переписке с рядом видных деятелей Церкви, в том числе с Афанасием Александрийским, Василием Великим и Григорием Богословом, пользовался их уважением. На первых порах заявил себя горячей преданностью Православию. Блестяще отстаивал учение о Святой Троице, много писал против ариан, в том числе особое сочинение посвятил критике взглядов Евномия, вождя радикального арианства. Однако позднее Аполлинарий измыслил собственную христологическую теорию, попытавшись согласовать веру во Христа с отвлеченными понятиями логики и философии Аристотеля. Он утверждал, что Христос обладает человеческим телом, но место человеческой души у него занимает Божественный Логос, то есть Спаситель имеет только Божественную природу, а человеческая телесность – не более чем видимость. Эти взгляды Аполлинария оказали огромное влияние на формирование монофизитства. Учение Аполлинария было официально осуждено как ересь несколькими Церковными соборами, в том числе Вторым Вселенским собором в Константинополе в 381 г. Аполлинарий был необычайно плодовитым писателем. Многие из его трудов в области апологетики, догматики и экзегетики пользовались большой славой еще при жизни автора. Как поэт Аполлинарий подражал Гомеру, Менандру, Еврипиду и Пиндару. Однако из всей массы его трудов помимо фрагментов в полном объеме сохранилось очень немногое: «Подробное изложение веры», «Слово о воплощении или послание в царю Иовиану», пересказы псалмов и три догматических послания. Еще несколько работ предположительно связываются с его именем. Но и эти немногие тексты до нашего времени дошли только благодаря тому, что не позднее первой четверти V в. переписчики-монофизиты стали надписывать сочинения Аполлинария именами отцов и учителей Церкви, для использования этих подложных книг в спорах с православными диофизитами.

Апологетика – отрасль христианского богословия, занимающаяся защитой и оправданием вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

Апологеты – «защитники»; раннехристианские писатели II – III вв., защищавшие догматы христианства от критики нехристианских философов. Самой ранней апологией христианства считается защитительная грамота афинского философа Кодрата, написанная в пользу христиан и представленная на имя императора Адриана в 125 – 126 гг. От этой грамоты уцелел только отрывок, включенный в «Церковную историю» Евсевия Кесарийского. Из наиболее известных христианских апологетов: Юстин, Татиан, Афиногор, Тертуллиан, Клемент Александрийский, Ориген, чьи труды сохранились до наших дней, но в жанре апологии работало множество и других писателей.

Апология – защита, заступничество, восхваление; жанр риторики, речь в защиту кого-либо или чего-либо в устной или письменной форме. В византийское время апологии сочинялись интеллектуалами в полемике с оппонентами, в опровержение критики или клеветы недругов.

Апопсия – обязательная строительная норма в приморских городах Византийской империи, предполагающая соблюдение минимального расстояния между домами в сто шагов, для того, чтобы строения не закрывали соседям вид на море.

Апор – бедняк, нищий.

Апория – «безысходность, безвыходное положение»; парадоксальная ситуация, трудная или неразрешимая проблема, связанная с наличием доводов против очевидного. В греческой философии апории известны со времен Сократа. Наибольшую известность получили апории философа V в. до Р.Х. Зенона Элейского. Работы Зенона дошли до нас в изложении Аристотеля и комментариев к нему Симпликия, одного из последних философов-неоплатоников первой половины VI в. Тема апорий и позднее разрабатывалась византийскими учеными, например в XI в. Иоанном Италом в трактате «Апории и решения».

Апостасия – 1) православное учение о неизбежности постепенного ухудшения состояния мира вследствие отступления человечества от Христа и христианских начал жизни; 2) мятеж, восстание против власти византийского императора. Апостасия была не только государственным преступлением, но и тяжким грехом, поскольку василевс считался помазанником Божиим.

Апостат – отступник.

Апостол – богослужебная книга Православной Церкви, содержащая в себе Деяния и Послания Апостолов, с разделением их на начала (зачала) и главы, и предназначенная для чтения в храме при богослужении. Эта книга содержит также указатель апостольских чтений, приуроченных к дням церковного года, и другие необходимые сведения. Определенный порядок церковных чтений из Посланий и Деяний Апостолов сложился не ранее VII в. За богослужением «Апостол» читается, как правило, специальным чтецом или реже диаконом; если в службе участвуют два диакона, то книгу читает второй по чести. Однако священник вправе благословить на чтение Апостола и любого мирянина, в том числе и женщину. В Византии чтецы «Апостола» в храмах носили звание апостолариев, главный чтец этой книги в клире константинопольского храма Святой Софии именовался протоапостоларием. «Апостол» был первой печатной книгой, изданной в России первопечатником Иваном Федоровым в 1564 г.

Апотека (апофика, апотика) – место сбора грузов, византийский государственный таможенный склад и одновременно таможенный административный округ в VI – VIII вв. В 730 – 731 гг. апотеки были заменены системой коммеркий – государственных бюро таможенной регистрации и сбора торговых пошлин.

Апотекарий – владелец торгового склада.

Апофатическое богословие – теологический метод, запрещающей переносить на Бога понятия земного мира и предполагающий описание Его только посредством отрицательных определений. Апофатическое богословие, заявляя о безусловной непостижимости Бога, защищает сокровенность Его личностной природы, предполагает для познающего полный отказ от аналогий с реалиями земного бытия. Апофатическое богословие в Православии считается основным методом, в отличие от вспомогательного – катафатического, предполагающего понимание Бога через определение того, чем Он является. Апофатическое богословие не сводится к простому запрету мыслить о Боге отвлеченно, логически, теоретически, а направляет сознание христианина по глубокому интуитивному, мистическому пути духовно-личностного приобщения к Богу.

Апофикатор – хранитель амбаров с хлебом в византийских монастырях.

Апофтегма – краткое наставительное изречение, афоризм.

Аппариторы (apparitores) – особый разряд чиновников финансового ведомства Византийской империи.

Апсида – «свод»; полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, символизирующими небеса. В византийских храмах апсида была алтарным выступом, ориентированным на восток. Апсидой также называют аналогичную по форме часть внутреннего пространства здания – нишу, часто перекрытую конхой – полукуполом в виде раковины.

Апсинфитис – византийское лекарственное средство для лечения органов пищеварения. Изготавливалось на основе вина с добавлением полыни и других растительных компонентов, а также меда.

Арабы – древний семитский народ, уже во II тыс. до Р.Х. занимавший Аравийский полуостров. В I тыс. до Р.Х. на северной границе Аравии возникли первые арабские государственные образования: Пальмира, Набатея и Лихьян. К V – VI вв. христианской эры относится образование арабских государств Гассан и Лахм в Северной Аравии, Кинда в Центральной Аравии, а Химьяритское царство на юге, на территории нынешнего Йемена, возникло еще в IV веке от Р.Х. Если гассаниды признавали свою зависимость от Византийской империи и исповедовали в основном христианство в монофизитской форме, то лахмиды большей частью были язычниками, находились в сфере влияния Персидского царства, и отношения между арабскими царствами нередко носили враждебный характер. Растущие претензии на самостоятельность арабских шейхов и слабая управляемость арабских государств, привели к их ликвидации и включению арабских территорий в состав империй византийцев и персов. Государство гассанидов было ликвидировано в 582 г., а лахмиды потеряли свою самостоятельность в 602 г. Также в конце VI в. персами было завоевано Химьяритское царство. Подъем арабской государственности и широкое проникновение арабов в соседние страны началось с первой половины VII в., когда возник ислам и начались арабские завоевания. В результате был создан обширный Арабский халифат, простиравшийся от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Африки, включивший в свой состав многие земли в Африке и на Ближнем Востоке, ранее принадлежавшие Византийской империи. При этом население Северной Африки, говорившее на близких арабскому семито-хамитских языках, восприняло язык, новую религию и многие элементы материальной и духовной культуры арабов, и было сравнительно быстро арабизировано. Вместе с тем и арабы восприняли многое из культуры покоренных ими народов. Сложилась своеобразная арабская культура, оказавшая большое влияние на мировую культуру. В VII – VIII вв. арабы были наиболее опасными врагами Византийской империи, предпринимали попытки захватить Константинополь. В IX в. империя вела затяжные пограничные войны с арабами. К X в. созданный силой оружия Арабский халифат распался на отдельные части в результате освободительной борьбы завоеванных народов и роста сепаратизма удельных правителей. Непосредственный контакт с арабами византийцы потеряли после вторжения сельджуков в Малую Азию в XI в. После падения Византии, в XVI в. арабские страны Передней Азии (кроме значительной части Аравийского полуострова) и Северной Африки (за исключением Марокко) вошли в состав Османской империи.

Арабо-византийские войны – военное противостояние Византии экспансии Арабского халифата, проводившейся во имя распространения исламской религии, в VII – XI вв. После отказа большинства соседей арабских племен добровольно принять мусульманство, в начале тридцатых гг. VII в. арабы перешли к прямым военным действиям против них. Первым успехам мусульман в значительной степени способствовало взаимное ослабление Византии и Ирана после войны 602 – 629 гг. между этими державами. Кроме того, император Ираклий I недооценил арабскую угрозу, полагая, что племенные ополчения не способны противостоять регулярной армии империи. Однако, воодушевленные религиозными догматами ислама, арабы оказались весьма грозными противниками. Их отряды вторглись в Сирию и нанесли ряд поражений византийским войскам. В августе 636 г. арабы разгромили имперские войска в боях на реке Ярмук, и вскоре отвоевали у Византии всю Сирию и Палестину. В 646 г. арабское войско покорило Египет, в 698 г. навсегда изгнало византийцев из Карфагена. В 704 г. арабы вышли на побережье Атлантического океана, а в 709 г. византийцы утратили свои последние владения в Северной Африке. Одновременно арабы продвигались на запад в Малой Азии, овладели рядом островов на Средиземном море. Внутренние смуты в халифате и активные действия союзного Византии Аксумского царства в Египте и на Аравийском полуострове на некоторое время ослабили мусульманский натиск и в 651 г. халиф Муавия подписал мирный договор с императором Константом II, но уже через два года военные действия возобновились. В 668 г., пройдя всю Малую Азию, мусульманская конница впервые вышла к Мраморному морю. В 674 – 678 гг. флот арабов блокировал Константинополь с моря, а в 717 – 718 гг. арабское войско на протяжении целого года осаждало столицу империи с суши. Воинственные василевсы Исаврийской династии сумели мобилизовать ресурсы страны на отпор врагу. В 740 г. Лев III разгромил мусульман у Акроинона. После этой победы граница между империей и халифатом была отодвинута на восточные рубежи Малой Азии, и с обеих сторон здесь были построены мощные крепости. С середины VIII в. война приобрела характер регулярных рейдов на территорию противника, иногда довольно крупными силами. В промежутках между ними отряды небольшой численности совершали набеги вглубь вражеских владений с целью захвата добычи и пленных. В период внутренних усобиц боевые действия затихали, в годы стабилизации правящих режимов обострялись. При этом усиливалась степень религиозной нетерпимости, и боевые действия, как правило, становились особенно жестокими и беспощадными. Так весной 837 г. стотысячная армия императора Феофила разорила Месопотамию. Год спустя халиф Мутасим уничтожил родовое гнездо византийской правящей династии – город Аморий, вырезал или угнал в плен почти все его население. В западных владениях империи арабы в IX в. завоевали большую часть Сицилии и не раз вторгались в Южную Италию. Попытки остановить их экспансию в этом регионе оказались безуспешны. В 1042 г. пал последний оплот византийцев на Сицилии – город Мессина. Зато в Малой Азии стратегическая обстановка постепенно стала меняться в пользу Византийской державы. В 960 г. византийский экспедиционный корпус отвоевал у арабов остров Крит. Через несколько лет, осуществивший эту операцию полководец Никифор Фока был провозглашен императором. Он провел военную реформу, значительно повысил боеспособность византийской армии и перешел в решительное наступление на мусульман. В 968 г. византийцы вторглись в Финикию, а в октябре 969 г. штурмом взяли Антиохию. В 970 г. преемник Никифора II на престоле Иоанн I Цимисхий овладел Алеппо. Этот император перенес боевые действия за Евфрат. На некоторое время византийцам удалось занять приморские города Бейрут и Кесарию Палестинскую. Этим успехам византийского оружия способствовал государственный упадок халифата, отпадение от него значительных территорий в Азии и Северной Африке. В то же время, внутренние усобицы в империи и необходимость отбивать нападения внешних врагов с севера и запада помешали дальнейшему военному наступлению византийцев. К середине XI в. у обоих государств появился новый опасный противник – турки-сельджуки, и византийско-арабское противостояние утратило прежние остроту и актуальность.

Арависс – город в Южной Каппадокии на одном из притоков реки Пирам (совр. Джейхан) в византийской провинции Третья Армения.

Аравия – византийская провинция в диоцезе Восток с главным городом Бостра.

Аратий – полководец императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), по происхождению армянин из знатного рода Камсаракан. У Аратия были братья Исаак и Нарес, также полководцы; Нарсес особо отличился на службе у императора. Братья Аратий, Исаак и Нарсес были родственниками знаменитого византийского евнуха-полководца Нарсеса, прославившегося своими блестящими победами в войне против остготов в Италии.

Аратор (Arator) – христианский латинский поэт первой половины VI в. Происходил из Лигурии, был воспитанником Эннодия, получил хорошее образование, знал римских классиков и христианских поэтов. В зрелые годы стал известным адвокатом и оратором, позднее, однако, отказался от административной карьеры и принял духовный сан. В 544 г. написал поэтическую парафразу «Деяний Апостолов» под названием «История Апостолов» («Historia Apostolica»), известную также как «Деяния Апостолов». Части поэмы Аратор сначала читал публично перед духовенством и мирянами. В двух книгах (2300 гекзаметров, не считая трех посвящений элегическим дистихом) он описал деяния апостолов Петра и Павла, где постарался изложить в помощь верующим глубинный смысл описываемых событий. Поэма наполнена аллегориями и мистикой чисел. В средние века поэма Аратора ценилась высоко и часто переписывалась.

Арбогаст – римский полководец, язычник, франк по происхождению. Дата рождения неизвестна, умер 8 сентября 394 г. В чине военного магистра в 388 – 394 гг. сражался за императора Феодосия I (379 – 395 гг.) против узурпатора Магна Максима (383 – 388 гг.), играл ведущую роль в политике Западной Римской империи и при императоре Валентиниане II (375 – 392 гг.) руководил защитой ее границ по реке Рейн. В 392 г. Арбогаст поссорился с молодым императором, и через несколько дней Валентиниан II был найден мертвым в одном из покоев дворца. Его преемником по воле Арбогаста был провозглашен император Евгений (392 – 394 гг.). Занимая при новом государе тот же пост военного магистра, Арбогаст в союзе с сенатской аристократией способствовал попытке языческой реставрации в Риме. В ходе гражданской войны, после поражения при Аквилее от войска восточного императора Феодосия II (402 – 450 гг.), Арбогаст покончил жизнь самоубийством.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 06:42:23
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0145 ]   [ Gzip выкл. ]