Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.6 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Анемская тюрьма – одна из городских тюрем Константинополя, размещавшаяся в башне влахернской стены столицы. Тюрьма получила свое название по имени своего первого узника – Михаила Анемада, главы заговора против императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.).

Анепигност (ксенопарик) – парик, не внесенный в податный кадастр (например, только что осевший на новых землях).

Анепсий – 1) племянник, сын брата или сестры; 2) двоюродный брат.

Анкира – город в Малой Азии (совр. Анкара), центр византийской провинции Первая Галатия в диоцезе Понт. Анкира была местом проведения двух Поместных Церковных соборов в 314 и 358 гг.

Анна – сестра императоров Василия ІІ и Константина VІІІ, супруга киевского великого князя Владимира. Родилась в марте 963 г., за два дня до смерти своего отца – императора Романа II (945 – 963 гг.). Матерью ее была императрица Феофано, дочь трактирщика, носившая до брака с Романом II имя Анастасия.

Анна (Агнесса) – дочь французского короля Людовика VII, малолетняя супруга византийского императора Алексея II (1180 – 1183 гг.) с 1179 г. После смерти своего мужа, удавленного по приказу его соправителя – Андроника I Комнина, стала женой узурпатора.

Анна Анахутлу Великая Комнина – трапезундская императрица с 17 июля 1341 г. по 4 сентября 1342 г., старшая дочь трапезундского императора Алексея II (1297 – 1330 гг.) от иверийской княжны Джияджак Джакели Самцхейской. Дата рождения неизвестна, умерла в 1342 г. Во время бедственного правления Ирины Палеологини трапезундская знать убедила принявшую постриг Анну снять монашескую рясу и вступить в борьбу за императорский трон. Она была провозглашена императрицей в Лазике и возглавила наступление на Трапезунд грузинских отрядов и своих сторонников. 17 июля 1341 г. войско Анны Анахутлу достигло стен Трапезунда, и без сопротивления заняло город. Императрица Ирина Палеологиня (1340 – 1341 гг.) была низложена, и Анна утвердилась на троне. Три недели спустя в Трапезунд пришли три византийских судна, доставившие воинский отряд под командованием схолариев Никиты и Григория. С ними прибыл Михаил Великий Комнин, дядя Анны, избранный в качестве мужа для Ирины регентами ее брата византийского императора Иоанна V Палеолога. Трапезундский митрополит Акакий и некоторые архонты с притворной радостью встретили Михаила, величая его законным правителя Трапезунда. Они сопроводили его во дворец, где он был взят под стражу, а грузинские воины между тем разогнали захваченных врасплох византийцев и разграбили их суда. Вскоре Михаил был отправлен в изгнание, а Ирина Палеологиня отослана в Константинополь на генуэзском корабле. Однако Анна, получив власть, оставалась марионеткой в руках своих грузинских покровителей и местных магнатов, а это вызывало недовольство народа, как и набеги туркмен, разоряющих сельские поселения. Лидеры провизантийской партии Никита и Григорий, возвратившись в Константинополь, убедили константинопольское правительство дать им в качестве претендента на трапезундский престол юного сына Михаила, Иоанна. В сентябре 1342 г. две византийские галеры и три генуэзские доставили небольшой воинский отряд Иоанна к Трапезунду. Анна Анахутлу со своими людьми пыталась организовать оборону, но народный бунт в столице империи нарушил все их планы. Византийцы 4 сентября 1342 г. с ходу взяли город и провозгласили Иоанна императором Трапезундской империи. Вскоре после низложения Анна Анахутлу была удавлена, а многие ее сторонники казнены.

Анна Далассина – жена куропалата Иоанна Комнина, брата императора Исаака I (1057 – 1059 гг.), мать императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.). Была дочерью Алексея Харона, императорского чиновника в Италии, а по материнской линии принадлежала к знатной армянской семье Далассинов, славилась большим властолюбием, неукротимой энергией и незаурядным умом. При этом она была набожна, милосердна и добродетельна. Как активная сторонница императора Романа Диогена (1067 – 1071 гг.), была предана суду по обвинению в том, что поддерживала переписку с императором, низложенным в 1071 г. По приговору Анна Далассина вместе с детьми была отправлена в ссылку на один из Принцевых островов. Из-за глубокого презрения к роду Дук, противилась заключению династического брака своего сына Алексея с Ириной Дукеной, и всю оставшуюся жизнь ненавидела свою невестку. В царствование своего сына, получила титул императорицы, и долгие годы фактически управляла империей. Около 1100 г. Анна Далассина добровольно удалилась в Пантеноптский монастырь и там умерла в 1105 г.

Анна Комнина – византийская принцесса и писательница. Родилась в 1083 г., умерла около 1153 г. Старшая дочь императора Алексея I Комнина и его супруги Ирины Дукены, жена государственного деятеля и историка Никифора Вриенния. В 1118 г. возглавила заговор против своего брата Иоанна с целью посадить на престол своего мужа, после провала заговора подверглась опале и конец жизни провела в монастыре. Сочинение Анны Комниной «Алексиада», посвященное прославлению отца, – основной источник по политической истории Византии в 1069 – 1118 гг. и вместе с тем один из лучших памятников византийской прозы.

Аннона – натуральный налог с земледельцев на содержание армии, а также продовольственный паек, выдаваемый из средств казны на содержание воина.

Аномеи – См. Евномиане.

Анри Фландрский – См. Генрих Фландрский.

Антемий – См. Прокопий Анфимий.

Антепендиум – помещенная на передней стороне алтарного престола завеса или плита из ткани, дерева, кожи или металла, украшенная вышивкой, живописью или пластическим рельефом. Антепендиумы использовались в христианских храмах начиная с первых веков от Рождества Христова.

Антецессоры (antecessores) – 1) воины, которые во время похода высылались вперед идущего войска; они должны были указывать пути следования и отыскивать места для устройства лагеря; 2) лучшие учителя юриспруденции в высших юридических школах в Константинополе, Риме и Берите.

Антигон – доместик схол армянского происхождения при двое императора Михаила III Пьяницы (840 – 867 гг.), сын кесаря Варды и племянник императрицы Феодоры I (842 – 856 гг.).

Антиграфа – копия письма или документа.

Антидинатское законодательство – комплекс правовых актов середины – второй половины X в., направленных на защиту социальных основ фемного строя Византийской империи. Антидинатские законы были попыткой преодолеть общий кризис фемного строя в империи, вызванный обнищанием стратиотов и поглощением стратиотских земельных наделов крупными землевладельцами (динатами). Первые такие законы были приняты в годы правления императора Романа I Лакапина (920 – 944 гг.). Его новелла от 935 г. определяла: «Существование таких людей, с жадностью гоняющихся за богатством и вполне обладающих страстью стяжания, есть причина всех бедствий. Отсюда великие и долгие страдания, отсюда скопление всяких неприятностей». В новеллах Романа I, прежде всего, регламентировался обычай протимесиса – право предпочтительной покупки недвижимости, запрещалось динатам вступать в общины убогих. В этих же законах император, запретив продавать стратиотские участки, впервые в византийской юридической практике определил правовой статус стратиотского землевладения. Император Константин VII (911 – 959 гг.) в новелле 947 г. предпринял попытку серьезных реформ в системе стратиотских наделов: имущество стратиотов объявлялось неотчуждаемым, была определена градация стратий по их стоимости и устанавливалось право их наследования. Согласно этому закону все имущество стратиотов должно было быть вписано в военный кадастр. Император Никифор II Фока (963 – 969 гг.) в своих законах повысил стоимость неотчуждаемого стратиотского надела для тяжеловооруженных воинов. Тогда же появилась градация стратий по пяти разрядам: тяжеловооруженных катафрактов, легковооруженных всадников, пехотинцев, моряков и экскуссатов дрома (крестьян-извозчиков, обслуживавших государственную почту). Одновременно Никифор II отменил закон, по которому зажиточные крестьяне пользовались правом предпочтения при покупке имений динатов. При императоре Иоанне I Цимисхии (969 – 976 гг.) был издан сигиллий (императорское распоряжение) о ревизии имений крупных землевладельцев с целью выселения с них крестьян, подлежащих воинской повинности. Сыграв значительную роль в обеспечении побед византийской армии в X в., антидинатское законодательство, тем не менее, не смогло остановить общего распада фемного строя и Византийская империя постепенно перешла на принцип комплектования армии из наемников.

Антидор – остатки просфоры, из которой вынут Агнец (центральная часть просфоры) для совершения таинства Евхаристии. Антидор раздается верующим в конце литургии как продолжение традиций «трапез любви» в раннехристианских общинах.

Антиканфар – вид подати.

Антикизация – см. Архаизация.

Антиминс – «вместопрестолие»; обязательная и неотъемлемая часть престола храма, без которой нельзя служить литургию, ритуальный четырехугольный льняной или шелковый плат с изображением Христа во гробе (реже – креста с орудиями страстей и других сюжетов) и символов четырех евангелистов по углам. В середине антиминса, ближе к его верхнему краю помещаются в зашитом мешочке залитые воском частицы мощей. В некоторых случаях антиминс может заменять освященный престол при богослужении. Принесение и возложение антиминса на престол предшествует совершению таинства причащения.

Антиох – монах палестинской лавры Святого Саввы, около 620 г. написавший сочинение «Пандекты Священного Писания» – сокращенное изложение учения Священного Писания и отцов Церкви по различным вопросам христианской нравственности и отчасти веры, преимущественно в приложении к монашеской жизни.

Антиохия – 1) город в Северной Сирии (совр. Антакия) на реке Оронте, один из древнейших и крупнейших городов древнего и средневекового Востока. Основана в 301 г. до Р.Х. Селевком Никатором и названа им в честь своего отца Антиоха, полководца македонского царя Филиппа. Уже в первые века нашей эры Антиохия стала важнейшим экономическим, политическим и культурным центром на востоке Римской империи. Император Юлиан Отступник (361 – 363 гг.) даже избрал его своей резиденцией. В византийское время этот город часто назывался Великой Антиохией в отличие от Малой Антиохии в Малой Азии на реке Меандре. С V в. Антиохия стала кафедральным городом одного из христианских патриархов. В 526 г. город был разрушен мощным землетрясением и последующим пожаром. В этом стихийном бедствии погибло по некоторым данным до 250 тыс. человек. Одной из жертв землетрясения стал антиохийский епископ Евфразий, погребенный под обломками кафедрального собора. При непосредственной помощи императоров Юстина I и Юстиниана I Антиохия была практически заново отстроена и в 529 г. переименована в Феополь («Божий Город»), чтобы оградить горожан от бедствий и катастроф. Тем не менее, очередное землетрясение, произошедшее в 588 г. унесло жизни еще 60 тыс. антиохийцев. Во время длительных войн Византии с Ираном персидские цари стремились овладеть Антиохией. В 540 г. царь Хосров I Ануширван (531 – 578 или 579 гг.) взял и разрушил Антиохию, но император Юстиниан I восстановил город. Повторно покоряли Антиохию в 613 г. войска персидского царя Хосрова II (590 – 628 гг.), но византийцы сумели разгромить Иран и ненадолго вернули все свои владения на Ближнем Востоке. В 638 г. Антиохию захватили арабы и владели ей до 969 г., когда Михаил Вурца, полководец императора Никифора II, возвратил город Византии. Однако в 1084 г. город оказался во власти турок-сельджуков, и был навсегда потерян для империи. 2) Византийская фема-дукат, образованная в X в., после отвоевания города Антиохии у арабов. Освободитель города – Михаил Вурца и стал после смерти императора Иоанна I Цимисхия (969 – 976 гг.) первым антиохийским дуксом с титулом магистра. Дукат охватывал прибрежную полосу, с запада омываемую Средиземным морем, с юга граничившую с владениями эмиров Триполи, а на востоке с землями эмиров Халеба (Алеппо).

Антиохия Писидийская – город на реке Меандре на западе Малой Азии, центр византийской провинции Писидия в диоцезе Азия. Близ Антиохии Писидийской 17 июня 1211 г. состоялось сражение между отрядами никейского императора Феодора I Ласкаря (1205 – 1221 гг.), имевшего под своими знаменами всего две тысячи восемьсот воинов, и двадцатитысячным войском турок-сельджуков султана Кай-Хосрова I. Во время перемирия, заключенного в 1205 г. между никейцами и крестоносцами Латинской империи, обе стороны готовились к возобновлению вооруженной борьбы. При этом латиняне заключили военный союз против Никейской империи с турками-сельджуками, а император Феодор I Ласкарь – с Киликийской Арменией против сельджуков. Султан Кай-Хосров I начал боевые действия под предлогом содействия возвращению к власти бывшего византийского императора Алексея III Ангела, которому султан приходился названным сыном. Сельджуки осадили Антиохию Писидийскую, являвшуюся южным форпостом никейских владений, и император Феодор I поспешил на выручку гарнизону крепости. Обладая огромным численным превосходством, Кай-Хосров вышел из осадного лагеря для сражения в открытом поле. Основу ударной мощи никейских военных сил составлял отборный отряд из восьмисот тяжеловооруженных наемных латинских кавалеристов. Они первыми атаковали центр боевого порядка противника и прорвали его. Однако турки ввели в дело сильный резерв, и ход сражения начал меняться в их пользу. Латиняне были окружены и почти все погибли в бою. Греческая кавалерия на флангах обратилась в бегство. Однако, исход битвы решил поединок между императором и султаном. Феодор получил сильный удар по голове и упал с коня, но когда враги собирались его схватить, он мечом подрубил задние ноги лошади Кай-Хосрова и султан оказался повержен на землю. Не теряя времени, ударом меча император отсек голову султана. Ошеломленные сельджуки пришли в ужас, прекратили грабить убитых и рассеялись. Несмотря на большие потери никейской армии, одержанная победа высоко подняла военный престиж императора Феодора I, и турки заключили с ним мир. Сельджукская угроза была устранена, и Феодор, не опасаясь за свой тыл, сосредоточил усилия на борьбе с Латинской империей.

Антиохия Хосрова (Новая Антиохия, Румаган, Сад Хосрова) – город, возведенный после июня 540 г. иранским шахом Хосровом I Ануширваном (531 – 579 гг.) около Ктесифона, по образцу восточно-римских городов, включая планировку, термы, форум, театр и ипподром. Был заселен уведенными в плен жителями разоренной персами Антиохии и других покоренных имперских городов, для создания ремесленного и культурного центра, обслуживающего нужды шаха и персидской аристократии. Хосров I лично присутствовал на первых ристалищах ипподрома нового города, болел за прасинов («зеленых») в пику императору Юстиниану I Великому, известному своим пристрастием к партии венедов («синих»). Более того, шах приказал вознице венедов уступить во время состязания первенство прасину. Насильственное переселение в Антиохию Хосрова пленных византийцев отмечено в летописях и в более позднее время. Руины этого города ныне находятся под охраной ЮНЕСКО.

Антипасха – первое воскресенье после православной Пасхи.

Антифон – «звучащий в ответ»; песнопение, которое попеременно, по стихам поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в Церкви со II в.

Антифонит – «откликающийся»; эпитет многих византийских икон, прославленных исполнением молитвенных просьб.

Антихрист – противник Христа, который, согласно священной книге Апокалипсис святого Иоанна Богослова, должен появиться на земле незадолго до второго пришествия Христа для борьбы с Христианской Церковью, но, в конце концов, будет побежден. В Апокалипсисе он символически изображен в образе семиглавого и десятирогого зверя, с числительным именем 666.

Антиэнциклика Василиска – См. Энциклика Василиска.

Антоний I Кассимат – константинопольский патриарх с 821 г. до 837 г.

Антоний II Кавлей – константинопольский патриарх с 893 г. по 12 февраля 901 г. До патриаршества был иноком Олимпа вифинского. Не имел систематического образования, но был строгим аскетом и своей добродетельностью оказывал положительное влияние на паству.

Антоний III – константинопольский патриарх с 974 г. до 980 г. До патриаршества был монахом Студийского монастыря и синкеллом. Был сведущ в богословии, прекрасно знал Святое Писание и творения отцов Церкви, отличался высокой нравственностью. Окружил себя наиболее образованными духовными лицами, покровительствовал просветительской деятельности духовенства среди народа.

Антоний IV – константинопольский патриарх с января 1389 г. по 1390 г., и затем повторно с августа 1391 г. по май 1397 г. До патриаршества был иеромонахом.

Антоний Великий – преподобный, основатель христианского монашества, отшельник, основатель ряда монастырей. Родился около 250 г., умер в 356 г. По национальности копт. Около 270 г. роздал имущество и ушел в египетскую пустыню, где в течение 35 лет совершал аскетический подвиг. Проповедовал в Александрии во времена гонений на христиан. Когда гонение стихло, в 313 г. Антоний Великий ушел на берег Красного моря, в монастырь близ залива Акабы в Писпирских горах. Здесь, чтобы избавить приносивших ему хлеб учеников от хлопот, он возделывал сам небольшое поле. Время от времени он посещал для пастырского наставления монахов, начавших заселять Фиваидскую пустыню. Прожив уединенно около семидесяти лет, Антоний встретился со святым Павлом Фивейским, прожившим в пустыне около девяноста лет и от него узнал, что христианские гонения в Римской империи прекратились, но появилось арианство. Около 350 г. по настойчивому приглашению александрийского архиепископа Афанасия Великого, Антоний оставил уединение и пришел в Александрию, чтобы выступить в споре против ариан. Последователи арианства, стремясь склонить на свою сторону сомневающихся, ложно утверждали, что и преподобный Антоний находится в их рядах. Антоний лично выступил на собрании горожан, опровергнул не только наветы на себя, но и осудил арианское учение. Появление знаменитого подвижника оказало могучее воздействие на толпы людей. Массы народа тянулись к нему и ждали от него вразумления и чудес. Но силы древнего старца были на исходе. Возвратившись в свою пустыню, он скончался на сто пятом году жизни. Двум ученикам, ходившим за ним в последние пятнадцать лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения. Но около 529 г., при византийском императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.), его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию, затем – в Константинополь около 623 г., а в 980 г. – в городок Мот-Сен-Дидье близ французского города Вьена. В настоящее время мощи преподобного Антония покоятся в городе Арль на юго-востоке Франции в храме Святого Иулиана, куда они были доставлены в 1491 году.

Анты – восточнославянские племена, населявшие в IV – VI вв. Среднее Поднепровье и Поднестровье. Вместе с другими славянскими племенами анты на рубеже V – VI вв. начали борьбу с Византийской империей, завершившуюся заселением Балканского полуострова славянами.

Анфим – церковный поэт V века, составитель тропарей.

Анфим I Трапезундский – константинопольский патриарх в 535 – 536 гг.. Бывший диофизит, перешедший в стан монофизитов после диспута 532 г. между представителями противоборствующих церковных партий. До избрания на патриарший престол был епископом Трапезунда. Низложен в марте 536 г. императором Юстинианом I по настоянию римского папы Агапита под предлогом неканоничности избрания, осужден как еретик в мае – июле 536 г. собором местных епископов в Константинополе и подвергнут анафеме. Дальнейшая судьба Анфима неизвестна.

Анфимий – правитель Византийской империи в 408 – 414 гг., после смерти императора Аркадия и в детские годы императора Феодосия II. Выходец из кругов потомственной служилой знати Восточной империи, патрикий, префект претория Востока с 405 г. Укрепил дружественные дипломатические и торговые отношения с персидской державой. Наладил бесперебойное снабжение египетским хлебом столицы империи. Усилил охрану дунайской границы от гуннских набегов, в течение семи лет создав сильный сторожевой флот на Дунае. Организовал строительство ударными темпами стен и укреплений провинциальных городов в Иллирике. Возвел новые неприступные стены Константинополя, общей протяженностью более 5 км., с 92 башнями и фортификационными сооружениями. Эти стены получили название – Феодосиевы, хотя в те годы император Феодосий еще никакого участия в управлении империей не принимал. Кроме того, на исходе срока своего правления Анфимий в 415 г. провел указ о списании со счетов всех недоимок по налогам за сорок лет, и тем нормализовал ситуацию по налоговым сборам.

Анфимий Траллский – прославленный архитектор и математик VI в., родом из города Траллы, построивший в сотрудничестве с Исидором Милетским храм Святой Софии в Константинополе в 532 – 537 гг.

Анфипат – титул I класса в византийской табели о рангах, появившийся при императоре Маркиане (450 – 457 гг.). В XI в. занимал десятую позицию в византийской табели о рангах и стоял выше титула патрикия.

Анфипат патрикия – византийский титул выше патрикия, который давался в знак отличия, за особые заслуги перед императором. По мнению некоторых византинистов, этот титул равнялся званию проконсула. Был введен в правление императора Феофила (821 – 842 годы) и употреблялся до конца XI – начала XII вв.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 06:41:38
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.6 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0781 ]   [ Gzip выкл. ]