Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Алексей Макремволит – византийский светский писатель XIV в., живший в Константинополе. Дата рождения неизвестна, умер около 1350 г. Был «человеком из народа», не принадлежал к аристократии. Служил землемером и учителем. Расцвет его литературной деятельности приходится на пятидесятые годы XIV в. Отсутствие высокой эрудиции, восполнял откровенностью и знанием реальной жизни. Известен сочинениями: «Разговор между богатыми и бедными», «Слово историческое» и «Плач на разрушение Святой Софии». Учеником Алексея Макремволита был Григорий Акиндин.
Алексей Муселе – военачальник и высокопоставленный вельможа в годы правления византийского императора Феофила (821 – 842 гг.). Происходил из армянского рода Кринитов, носил прозвище Муселе. В 835 или 836 г. был помолвлен с младшей дочерью Феофила – новорожденной Марией. По этому случаю Алексей Муселе получил от императора титулы патрикия и анфипата, а вскоре стал магистром. В 836 г. Алексей был возведен в ранг кесаря и с этого момента считался наследником престола, поскольку в императорской семье долгое время не было детей мужского пола. По поручению Феофила Алексей Муселе вел войны с арабами в Сицилии и Южной Италии. После смерти жены Марии в 839 г. и рождения императорского сына Михаила в 840 г., коронованного Феофилом в младенческом возрасте в качестве соправителя, значение кесаря Алексея Муселе в имперской политике резко снизилось. Вскоре он по одной версии добровольно постригся в монахи, а по другой – был принужден к этому, обвиненный в измене. Умер в Хрисополе, где на свои средства построил новый монастырь.
Алексей Слав – деспот, двоюродный брат болгарских царей Борила и Ивана II Асеня, племянник царя Калояна. Получил свой титул в 1208 г. от латинского императора Генриха Фландрского (1206 – 1216 гг.) и женился его на незаконнорожденной дочери. В 1208 – 1216 гг. добивался болгарского престола. До смерти Генриха Фландрского в 1216 г. Алексей Слав был союзником Константинополя в борьбе с болгарским царем Борилом. С 1218 г. Алексей Слав стал союзником Феодора Ангела Дуки Комнина, правителя Эпирского государства, а затем фессалоникийского императора, в его походах против Латинской империи и болгарского царя Ивана II Асеня. Однако после Клокотницкой битвы в 1230 г., в которой фессалоникийцы были разгромлены наголову, Алексей Слав признал верховную власть Асеня.
Алексей Стратигопул Комнин – знаменитый полководец Никейской империи, представитель знатного рода, известного с начала XIII в., сын никейского великого логофета Феодора Стратигопула. Родился между 1212 и 1215 гг., умер до 1275 г. В царствование императора Иоанна III Дуки Ватаца (1222 – 1254 гг.) был одним из лучших военачальников никейцев, но при императоре Феодоре II Ласкаре (1236 – 1258 гг.) впал в немилость и был заключен в тюрьму вместе со своим сыном Константином, прежде всего из-за своего родства с мятежным полководцем Михаилом Палеологом (будущим императором Михаилом VIII). При Михаиле VIII Палеологе (1259 – 1282 гг.) был освобожден и сразу стал великим доместиком, а вскоре получил титул кесаря. Участвовал во многих битвах на Балканах в 1253 – 1263 г., был дважды пленен эпирским деспотом Михаилом II Дукой (1231 – 1268 гг.). Именно ему принадлежит честь отвоевания Константинополя у латинян 25 июля 1261 года.
Алексей Студит – константинопольский патриарх с 1025 г. до марта 1043 г. До патриаршества был монахом, экклесиархом и игуменом Студийского монастыря. Покровительствовал богословской науке, поощрял просветительные труды духовенства и монахов, однако легко шел на сделки с совестью при виде денег. Ему принадлежит сохранившаяся до наших дней редакция Студийского монастырского устава, которая имела широкое распространение в Византии и на Руси.
Алексей, человек Божий – святой, сын знатного римлянина, сенатора Евфимиана, живший во времена римского папы Иннокентия I (402 – 417 гг.). В молодые годы Алексей покинул родные места, долгое время нищенствовал при храме в городе Эдессе в Сирии, а затем возвратился в Рим, в родительский дом, где, не узнанный близкими и пренебрегаемый слугами, жил подаянием. Незадолго до кончины Алексея, во время богослужения в праздник Входа Господня в Иерусалим, когда на службе присутствовали императоры Аркадий и Гонорий, святой римский папа Иннокентий услышал голос от жертвенника: «Найдите человека Божия, который будет молиться за Рим. На рассвете в Пятницу он оставит тело, и Господь примет его приношение». В четверг вечером папа, императоры и народ собрались в храме и стали молиться, чтобы Господь указал им на святого. В конце концов послышался голос: «В доме Евфимиана находятся его останки». Сам Евфимиан понятия не имел, о ком идет речь, но прислужник рассказал своему господину про нищего, о котором ему когда-то поручил заботиться Евфимиан, и поведал о том, какую благочестивую жизнь вел тот нищий. Евфимиан побежал к святому, но тот уже умер. В руках покойного обнаружили свиток, однако вынуть этот свиток никто не мог. Тогда в дом к Евфимиану пришли императоры и папа Иннокентий. После молитв папа извлек из рук святого свиток, который оказался автобиографией. После ее прочтения обнаружилось, что святой Алексий был сыном Евфимиана. Похоронен он был, вероятно, в римском храме Святого Петра. Позднее мощи святого Алексея были перенесены в храм Святого Вонифатия на Авентинском холме, и ныне покоятся там же, под престолом в одной раке с мощами мученика Вонифатия. В древнейшей сирийской версии жития Алексея как эдесский епископ упомянут Раввула (412 – 435 гг.), что позволяет предположить вероятность создание жития на основе устной традиции во второй половине V в. Второй древнейший источник – Автобиография святого, найденная в его руках после его смерти. На основе этих двух источников в VII в. было написано греческое житие. Позднейшие обработки жития Алексея были известны по всей Европе, в том числе и на Руси. Глава Алексия, человека Божия, в настоящее время хранится в монастыре Агиа Лавра в Калаврите (Греция), куда по преданию ее передал император Мануил II Палеолог в 1398 г.
Алеппо – См. Вероя.
Алитургит – некий объект не прошедший обязательное освящение: икона или храмовое здание.
Аллагатор – 1) командир императорского конного или пешего гвардейского отряда (аллагии) в никейское и поздневизантийское время; непосредственно подчинялся протоаллагатору, а опосредованно архонту аллагии. 2) глава почтового ведомства Трапезундской империи.
Аллагия (аллагий) – 1) отряд воинов, набранных в одной местности; войсковое подразделение; 2) императорская гвардия в Никейской империи, состоявшая из пеших и конных частей, подчинявшихся двум аллагаторам, под командованием протоаллагатора; общее командование аллагией осуществлял архонт аллагии; 3) регулярное подразделение армии Трапезундской империи, расположенное в провинции и подчиняющееся командующему банды (административной единицы). Гвардейские подразделения империи дислоцировались в столице и назывались «василики аллагии». Общее количество воинов профессиональной армии Трапезундской империи за всю ее историю не превышало двух – трех тысяч конных и пеших воинов.
Аллиленгий – «солидарность»; форма коллективной ответственности налогоплательщиков, распределение налогов с пустующих общинных земель на соседних землевладельцев с правом использования заброшенной земли, но без ее раздела. Мера характерна для VII – X вв., после чего аллиленгий был вытеснен из налоговой практики системой симпафий и класм. В Х в. аллиленгий на некоторое время вылился в обязанность крупного землевладельца вносить налоги за брошенные крестьянские наделы. Эту обязанность возложил на земельных магнатов император Василий II Болгаробойца (960 – 1025 гг.).
Алониатикон – «гуменный сбор»; денежная повинность в пользу землевладельца в поздней Византии.
Алонфилакс – «хранитель соли»; управляющий императорским соляным складом, отвечающий за распределение соли в городе.
Алп Арслан Мухаммед ибн Дауд – правитель сельджукского государства в 1063 – 1072 гг. Родился в 1030 г., умер в 1072 г. Обладал высоким ростом, носил очень длинные усы, которые перед сражениями завязывал на затылке. Был силен и отважен, славился как талантливый полководец. До получения власти служил полководцем у повелителя сельджуков Тогрула. После смерти Тогрула, Алп Арслан разгромил войско Куталмыша, претендента на верховную власть, и сам стал государем. Совершил завоевательный поход в Грузию в 1064 г., в том же году завоевал Карс и Ани в Армении, в 1065 г. воевал против египетских Фатимидов в Сирии и Палестине, отвоевал у Фатимидов священные города ислама Мекку и Медину, вторгался в Иран и Среднюю Азию. Затем женил своего сына Малика на принцессе из династии Фатимидов и восстановил с ними мирные отношения. Владения Алп Арслана простирались от границ Афганистана до Египта. Под его командованием сельджуки начали натиск на Византийскую империю. В районе озера Ван, близ города Манцикерт, Алп Арслан одержал победу над императором Романом IV Диогеном и взял его в плен. После этого успеха сельджуки заняли большую часть византийской Малой Азии. Государством при Алп Арслане управлял визирь Низам ал-Мульк, известный ученый своего времени. Сам Алп Арслан покровительствовал наукам и искусствам в своей державе. Во время похода против половцев Мангышлака и Бухары, Алп Арслан погиб от кинжала хорезмского военачальника Юсуфа.
Алтарь (altaria) – «возвышенное место»; восточная, главная часть христианского храма, возвышающаяся над полом на высоту нескольких ступеней, где находится престол и духовенство совершает священнодействия. В раннехристианское время алтарем назывался престол, на котором приготовлялось и распределялось причастие, но затем алтарем стала именоваться вся алтарная часть храма, отделенная первоначально завесами, а позже иконостасом. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра, а нередко и ризница. По древней традиции в алтаре разрешается присутствовать только мужчинам.
Алусиан – знатный византийский вельможа, стратиг фемы Феодосиополь в первой половине XI в. По происхождению болгарин из царского рода Комитопулов, сын Иоанна Владислава, внук Аарона, брата болгарского царя Самуила. После покорения Болгарии императором Василием II Болгаробойцей, Алусиан вместе с многочисленными представителями болгарской знати перешел на службу империи и получил в управление малоазийскую фему Феодосиополь по соседству с фемой Ивирия. В царствование Михаила IV Алусиан впал в немилость, временщик Орфанотроф подверг его штрафу в 50 литр золота и конфисковал богатые поместья жены Алусиана. Император отверг жалобу Алусиана и он тайно бежал в Болгарию в сентябре 1040 г., узнав о восстании болгар под руководством Петра Деляна. В лагере восставших сумел сплотить вокруг себя болгарских вельмож и Делян вскоре сделал Алусиана воеводой над сорока тыс. воинов. В 1041 г. Делян отправил Алусиана с войском захватить Фессалоники, но штурм города и попытка его последующей осады не принесли успеха восставшим. Внезапной атакой византийцы разбили болгарское войско; пятнадцать тыс. болгарских воинов пали, еще столько же попали в плен, но Алусиану с остатками своих отрядов удалось бежать в лагерь Деляна. Алусиан чувствовал себя опозоренным и, потеряв веру в успех восстания, с небольшой группой своих сторонников решился на измену. Пригласив Деляна на пир, он коварно ослепил его, и после этого бежал к императору Михаилу IV. За услугу империи Алусиан получил высокий чин магистра и сохранил свое положение в высших кругах византийской знати. Впоследствии заметную роль в обществе играл и его сын Самуил.
Алфей – самая крупная река Пелопоннеса, протекающая через Олимпию в Ионийское море и делящая полуостров на две части.
Альба (alba tunica) – белая туника; одежда новообращенных в ранней христианской Церкви, которую они обязаны были носить в течение восьми дней после крещения. В средние века альбы были также непременным даром от христианских миссионеров принимающим христианство язычникам.
Амазасп – византийский полководец VI в., армянского происхождения. После заключения мира между персами и византийцами в 532 г., управлял провинцией Внутренняя Армения.
Амазасп – сын Давида Курапалата и зять Феодора Рштуни, правитель Армении в 654 – 661 гг. После смерти Феодора Рштуни в 654 г., Амазасп был назначен арабами на его место. Вскоре после этого армяне вновь признали власть византийцев, и в 659 г. Амазасп получил от императора титул куропалата Армении. В этой должности он оставался три года до своей смерти в 661 г.
Амаласунта (Амаласвинта) – дочь короля остготов Теодориха Амала, в 526 – 534 гг. регентша при своем малолетнем сыне от брака с вестготским принцем Евтарихом, остготском короле Аталарихе. Управляла при помощи префекта претория Кассиодора, сенатора и знаменитого историка, покровительствовала местной италийской знати и Православной Церкви, проводила провизантийскую политику, чем вызвала недовольство влиятельных остготов. Опасаясь назревавшего заговора, Амаласунта договорилась с византийским императором Юстинианом I о предоставлении ей убежища и согласилась передать ему власть над Италией. После смерти сына в результате тяжелой болезни, Амаласунта в 534 г. вышла замуж за своего двоюродного брата Теодата, племянника Теодориха Амала, сделала его королем остготов и сама приняла королевский титул. Однако коварный Теодат уже в 535 г. сослал свою жену на остров Мартана на Больсенском озере, где Амаласунта была задушена горячим паром в бане. Это убийство послужило непосредственным поводом к войне византийцев против остготского королевства.
Амальфи – приморский город у Салернского залива на юге Италии, основанный в IV в. от Р.Х. римским императором Константином Великим. После лангобардского завоевания Италии, Амальфи стал мощной торговой республикой, разбогатев на средиземноморской торговле. Городом управляли пожизненно избираемые главы, первоначально носившие консульское звание, позднее принимавшие графский титул и, наконец, к IX в. ставшие именоваться герцогами. Купцы Амальфи были основными торговыми партнерами византийцев на Западе. В IX в. Амальфи вступил в соперничество с Пизой, Генуей и Венецией за первенство в морской торговле с Востоком, в итоге потерпел неудачу и в 1131 г. был подчинен сицилийским королем Рожером II. В 1135 г. Амальфи захватили и разрушили пизанцы, после чего город быстро пришел в упадок.
Амантий – евнух, препозит священной опочивальни и глава дворцовых евнухов в царствование императора Анастасия I. После смерти Анастасия в 518 г. пытался сделать автократором своего телохранителя комита Феокрита. С этой целью Амантий поручил комиту экскувитов Юстину раздать воинам деньги, чтобы заручиться их поддержкой в пользу Феокрита. Юстин честно раздал деньги, но, видимо, от своего имени, поскольку именно он и был провозглашен войсками императором 9 июля 518 г. Евнухи монофизитской ориентации во главе с Амантием пытались организовать заговор против нового императора, резко поменявшего церковную политику Константинополя в пользу Православия. Но менее чем через десять дней после восшествия на престол, Юстин I приказал казнить своих неудачливых соперников. Амантий был зарублен мечом, а Феокрита забили камнями в темнице. Кроме них пострадали еще несколько подчиненных Амантию евнухов-кувикулариев: Андрей Лавсиак был убит, а Ардавур и Мисаил сосланы в Сердику.
Амасия – главный город (совр. Амасья) провинции Еленопонт, позднее центр византийской фемы Армениак, резиденция митрополита. Центр земельных владений знатного византийского рода Фок.
Амастриан – площадь в Константинополе, находившаяся юго-западнее акведука Валента. Была местом торговли лошадьми, на ней нередко приводились в исполнение позорные казни. Несмотря на местонахождение в центре столицы, Амастриан был известен своей грязью, лужами и колдобинами. Во второй половине IX в. конский рынок был переведен с Амастриана на форум Феодосия.
Амастрида – древний греческий портовый город в Пафлагонии, на южном берегу Черного моря. С Амастридой связано первое упоминание русских в сохранившихся византийских текстах. «Житие Георгия Амастридского» сообщает о нападении на этот город и его жестоком разграблении русским военным отрядом в IX в.
Амафея – загородный государственный дворец вблизи Константинополя со стороны Регийских ворот стен Феодосия.
Амвон – «предгорье»; возвышение в храме для чтецов Священного Писания и священников, произносящих проповеди. В раннехристианское время сооружался в середине храма, с XV в. стал располагаться в северной части. В настоящее время амвоном называют выступ солеи, выдвинутый в центр храма.
Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) – святой, один из учителей Западной Церкви. Родился около 340 г. в городе Трире в Германии, умер в 397 г. Получил воспитание в Риме и был назначен императором Валентинианом наместником области Эмилия-Лигурия в Северной Италии. В 374 г. стал епископом города Медиолан (совр. Милан), отстаивал независимость Церкви от светской власти, боролся с остатками язычества и против арианской ереси. Добился устранения из здания римского сената языческого жертвенника – Алтаря Победы, находившегося там со времен императора Августа. Способствовал принятию христианства Блаженным Августином в 387 г. На восемь месяцев отлучил от Церкви и принудил к публичному покаянию последнего римского императора Феодосия I за резню в Фессалониках в 390 г. Оставил ряд сочинений богословского характера, десятки писем и проповедей. Наиболее известны: «Об обязанностях слуг Божиих» («De officiis clericorum») – христианское переложение сочинения Цицерона «Об обязанностях», «Гексамерон» – аллегорическое изложение истории сотворения мира и пять догматических книг «О вере» («De fide»). В результате посмертной канонизации стал считаться покровителем города Милана.
Амида – главный город (совр. Диарбекир) византийской провинции Месопотамия на реке Тигр.
Амма – женское соответствие слову «авва». На христианском Востоке так называли настоятельниц женских монастырей.
Аммиан Марцеллин – выдающийся историк IV в., последний представитель античной историографии и первый крупный византийский историк. Родился около 330 г., умер в 400 г. По происхождению был антиохийским греком. Приверженец императора Юлиана Отступника, с которым участвовал в походе против персов. На склоне лет написал исторический труд «Res Gestae» («Деяния») на латинском языке, как продолжение знаменитого исторического сочинения Тацита, охватывающий период от правления императора Нервы до конца IV в. До нашего времени сохранилось лишь 18 книг этого труда (книги с 14 по 31), посвященных событиям 353 – 378 годов, современником, а зачастую и участником которых был сам автор. Сочинение характеризуется большой достоверностью фактического материала; большинство его известий выдерживает проверку данными других источников.
Аммодий – город к югу от византийской крепости Дара, на границе с Ираном.
Аммон (Аммун) – преподобный, видный представитель египетского монашества IV в. Египтянин, родом из Александрии, Аммон после восемнадцати лет супружеской жизни удалился в Нитрийскую пустыню, лежащую в ста километрах к югу от Александрии. Двадцать два года вел жизнь подвижника, собрал вокруг себя множество учеников-анахоретов. Творения Аммона сохранились на греческом и сирийском языках, в том числе «Увещевательные главы», «Наставления» и «Послания». Скончался Аммон до 357 г. Сведения о нем сохранились в «Церковных историях» Эрмия Созомена и Сократа Схоластика, а также в «Лавсаике» Палладия и у Руфина Аквилейского в «Жизни блаженных отцов».
Аммоний (Ammonios) – философ-неоплатоник, известный своими комментариями к трудам Аристотеля. Родился в Александрии в конце V в. в языческой семье, умер после 517 г. От своих родителей, имевших склонность к философии, перенял интерес к научным знаниям. После смерти Гермия, отца Аммония, мать послала его с братом в Афины для учебы у знаменитого философа Прокла. После завершения обучения Аммоний возвратился домой и прожил в родном городе всю оставшуюся жизнь, за исключением единственного путешествия в Константинополь. Он занимался обучением молодежи философии Платона и Аристотеля, пользовался известностью как астроном и геометр. Трудолюбие сочеталось с жадностью в его характере. Из многочисленных произведений Аммония уцелел только комментарий на сочинение Аристотеля «Об истолковании», хотя суть лекций Аммония сохранилась в заметках его студентов. Его самыми известными учениками были Иоанн Филопон, отредактировавший лекции Аммония об Аристотеле, Дамаский, Олимпиодор Александрийский и Симпликий.
Аморий – город во Фригии, с VII в. центр фемы Анатолик.
Аморийские мученики – военачальники византийской армии, попавшие в плен к арабам в молоазийском городе Аморий, отказавшиеся отречься от Христа и казненные мусульманами около 845 г. В ходе арабо-византийской войны в 838 г. войско халифа аль-Мутасима благодаря предательству захватило византийский город Аморий, а затем угнало в плен всех горожан, уцелевших после резни, вместе с оставшимися в живых воинами империи, оборонявшими город. Среди них были более сорока архонтов различных рангов, которых арабы содержали отдельно в своей столице Самарре в крайне тяжелых условиях и понуждали принять ислам. В числе пленников оказался и несколько позже захваченный павликианами и переданный арабам спафарий Каллист Мелиссин, правитель области Колония. Кроме него известны по именам следующие архонты: патрикий Константин, нотарий Константин, Феофил, Васой, особо отличившийся в прениях с мусульманами, и евнух-протоспафарий Феодор Кратер. Пришедший к власти в 842 г. фанатично религиозный халиф аль-Ватик (842 – 847 гг.) упорно отказывался обменять византийских архонтов на пленников-арабов и приказал пытками добиться от византийцев отречения от христианства. Поскольку все усилия сломить дух заключенных византийцев оказались безуспешны, все сорок два пленника были обезглавлены на берегу Евфрата, а их тела сброшены в реку. В память о святых Аморийских мучениках в Православной Церкви установлен день поминовения – 6 марта (19 марта по Григорианскому календарю).
Амфилохий Иконийский – святой, епископ Икония, богослов IV в., один из учителей Церкви. Родился между 339 и 345 гг. в Кесарии Каппадокийской, умер вскоре после 384 г. Был сыном ритора, состоял в родстве с Григорием Богословом. В молодые годы обучался у Либания в Антиохии, затем стал ритором и адвокатом в Константинополе. В начале семидесятых годов вернулся на родину и несколько лет прожил в родительском доме. В конце 373 г. под влиянием Василия Великого Амфилохий против его воли был избран епископом Иконийским. В своей пастырской деятельности он неизменно пользовался советами и помощью своего духовного наставника – Василия Великого. По просьбе Амфилохия Василий написал знаменитую книгу «О Святом Духе», для него же подготовил «Канонические правила». В епископском сане Амфилохий начал изучать богословие. В 381 г. он участвовал в работе Второго Вселенского собора в Константинополе и в последующие годы часто бывал в столице. Кроме ариан и аполлинаристов Амфилохию пришлось бороться с мессалианами, против них он организовал Церковный собор в Сиде. Амфилохий прославился, прежде всего, как церковный деятель и талантливый организатор, до конца жизни энергично боровшийся против всевозможных ересей. Из творений Амфилохия сохранилось немногое, в том числе восемь гомилий на праздники складывающегося в те годы богослужебного круга. В ярких и живописных словах его чувствуется опытный ритор, стиль Амфилохия напоминает творения Григория Богослова. Кроме гомилий, сохранилось его послание от имени Иконийского собора 376 г. о Святом Духе и «Ямбы к Селевку». Из других сочинений Амфилохия сохранились лишь 22 фрагмента. Богословствовал он просто, доступно и всегда на библейской основе. Амфилохий впервые начал употреблять в качестве термина слово «ипостась» и дал ему определение «образа бытия», ставшее впоследствии общеупотребительным и закрепившееся в византийском богословии в начале V в.
Амфод – жилой квартал византийского города с прилегающими к нему улицами.
Амфора – «двуручный сосуд»; овальный сосуд с двумя ручками, сделанный обычно из глины (с росписью или без нее), а также из металла (бронза, серебро, золото), дерева или стекла. Служил для хранения масла и вина. Объем амфоры, применявшейся римлянами для измерения жидкостей, составлял 26,26 л. В античной Греции в ходу были амфоры объемом по 40 л.
Анагносты – дословно «чтецы»; разряд низших клириков, которые занимали в византийской церковной иерархии ступень, предшествующую иподиакону. В древней Церкви анагносты имели право толкования Священного Писания.
Анаграфевс – должность служащего геникона: составитель земельных кадастров, оценивавший имущество, разграничивавший владения и рассчитывавший налоговые нормы. Позднее эта должность получила наименование «апографевс».
Аназарб – главный город (совр. Анаварза) византийской провинции Вторая Киликия в нижнем течении реки Пирам. Назывался также Кесарией, Юстинополем и Юстинианополем. При арабском владычестве город неоднократно перестраивался, последний раз Сейф-ад-Даулой.
Аналав – «воспринимать»; принадлежность облачения монаха великой схимы, то же, что параман монаха малой схимы.
Аналой (аналогий) – 1) в Древней Греции так назвался столик менял и торговцев для счета денег; 2) в византийское время – поставец; высокий столик с наклонной верхней доской, используемый при богослужении в храме как подставка для Евангелия, креста и просфоры в артофории (панагиаре). В праздничные дни на аналой ставились иконы для поклонения.
Анания Ширакаци – армянский географ, картограф, историк, астроном, продолжатель труда армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци. Родился в Армении вблизи Ширака в первом десятилетии VII в., умер в 685 г. Учился на родине, затем в Феодосиополе, столице Византийской Армении, и, наконец, в Трапезунте у византийского ученого Тихика. Анания был хорошо знаком с трудами астронома, математика и географа II в. от Р.Х. Птолемея и его александрийских последователей, с работами греческих математиков. Ему принадлежит ряд научных трактатов: «Арифметика», «Теория календаря» и другие. Анания впервые в истории математики составил арифметические сводные таблицы с четырьмя действиями, написал ряд астрономических сочинений. Вероятно, Анания был автором «Географии», ранее считавшейся анонимной либо приписывавшейся Моисею Хоренскому. Наряду с его же фундаментальным сочинением «Космография», «География» Анании Ширакаци содержит важнейший материал для изучения космографических представлений VII в.
Анаплос – пригород Константинополя на европейском берегу Боспора, примерно в двенадцати километрах севернее столицы. Известен пристанью и однокупольным храмом Михаила Архангела, окруженным П-образным портиком, открытым в сторону пролива. Атриум храма выходил на набережную, служившую причалом. Комплекс зданий и сооружений Анаплоса был возведен при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.).
Анарата – пригород Константинополя на азиатском берегу. Там же находилась одноименная тюрьма и приводились в исполнение публичные казни, которые могли вызвать нежелательные волнения среди населения столицы.
Анастасий – константинопольский патриарх в 730 – 754 гг.
Анастасий I Дикор – византийский император в 491 – 518 гг., родом из города Диррахий в Иллирике. Был силенциарием при дворе императора Зенона, в день похорон которого избран его приемником на царство Ариадной, женой покойного императора. В своем шестидесятилетнем возрасте Анастасий был еще красив и высок ростом, имел глаза разного цвета: один голубой, а другой черный (за это он и получил свое прозвище «двуцветный»), был известен безупречной служебной репутацией и примерной частной жизнью, был богословски образован и религиозен. Через сорок дней после восшествия на престол, 20 мая 491 г. Анастасий был обвенчан с Ариадной. Он, как и Зенон, поддерживал монофизитство, хотя перед венчанием на царство письменно подтвердил свое признание решений Халкидонского собора. Искоренял остатки языческих традиций: отменил травлю диких зверей, изгнал мимов из столицы, запретил отправление языческих праздников. Покровительствовал партии красных. Удалил исавров из Константинополя, конфисковал их имущество, отменил привилегии Исаврии и подавил восстание ее населения. Отменил самый разорительный для населения налог – хрисаргир, приказав сжечь все налоговые книги по его сборам. Взамен Анастасий ввел хрисотелию, денежный налог на земельную собственность, однако отменил при этом сбор натуральных продуктов с землевладельцев и набор рекрутов от них. В 498 г. провел денежную реформу, к серебряным и золотым монетам добавил медную. В 501 г. особым эдиктом запретил продажу государственных должностей. Подавил целый ряд мятежей и восстаний, в том числе бунт полководца Виталиана. В правление Анастасия произошла война между Византией и Ираном, длившаяся с 502 по 506 г. После ее окончания Анастасий возвел на персидской границе у поселка Дара мощную крепость. Несмотря на обширную строительную деятельность, в результате нововведений Анастасия, к концу его правления казной были накоплены огромные средства – 320000 литр золота. На последние годы правления Анастасия приходится первое опустошительное вторжение славянских племен на территорию Византии. Умер Анастасий в возрасте 88 лет во время страшной грозы.
|
|