Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Агрот – мужик, деревенщина; пренебрежительное наименование необразованного жителя сельской местности.

Адамант – в античное время так назывался твердый металл (предположительно сталь). В византийский период адамантом греки именовали алмаз.

Адеспотон – бесхозный участок земли, по каким-либо причинам не включенный в сельскохозяйственный оборот. По византийскому праву считался собственностью казны. Такие участки крестьяне могли возделывать по официальному разрешению правительственных чиновников или без него, но в любом случае обработанная земля облагалась налогом.

Адолий – константинопольский силенциарий армянского происхождения, сын Акакия, архонта византийской провинции Внутренняя Армения. В 542 г. Адолий принимал участие в войне византийцев с персами.

Адрамиттий – крупный порт на берегу одноименного залива Эгейского моря (совр. Едремит в Турции), одна из баз византийского флота, административный центр малоазийской фемы Неокастра в конце XII – начале XIII вв. 19 марта 1205 г. близ Адрамиттия произошло сражение между греческим войском, в составе более трех тыс. воинов под командованием Константина Ласкаря и воинством графа Генриха Фландрского (1400 воинов, в том числе 300 рыцарей). После нескольких побед, одержанных латинянами в Малой Азии, они увязли, осаждая ряд укрепленных пунктов, что позволило Феодору Ласкарю выиграть время и пополнить свое войско. Во главе военных отрядов он поставил своего брата Константина. Встретившись с противником у Адрамиттия, греки первыми двинулись навстречу врагу, но затем остановились в нерешительности. Генрих Фландрский воспользовался замешательством противника, перехватил инициативу и лично повел в атаку своих рыцарей. Тяжеловооруженные всадники сокрушили боевую линию греков, и греческая кавалерия обратилась в бегство. Оставшаяся без прикрытия пехота была охвачена паникой и истреблена латинянами в ходе преследования. Дальнейшая судьба владений Ласкаря оказалась под угрозой, но от латинской оккупации их спас разгром крестоносцев болгарским царем Калояном в сражении при Адрианополе 14 апреля 1205 г. После него латинянам пришлось оставить почти все области, ранее захваченные ими в Малой Азии, и заключить с греками перемирие. Эта передышка позволила Феодору Ласкарю установить контроль над рядом важных крепостей и заложить основу Никейской империи, нового греческого государства, продолжавшего византийские традиции.

Адриан – монах и пресвитер V в., автор «Введения в Божественные Писания», пользовавшегося в средние века значительным уважением. Это сочинение Адриана, написанное как руководство к чтению библейских текстов, носит выраженный риторический характер. По направлению своей экзегетики (толкованию священных текстов) Адриан принадлежал к антиохийской школе, но избегал крайностей ее некоторых представителей.

Адрианополь – город во Фракии (совр. Эдирне в Турции), крупнейший центр византийских владений на юго-востоке Балкан, располагавшийся на экономически и стратегически важном пути, пересекавшем Балканский полуостров, у слияния рек Гебр (Марица) и Тунджа. Адрианополь, названный в честь императора Адриана (117 – 138 гг.), в V – VI вв. входил в провинцию Гемимонт и был ее главным городом. Болгары называли его Одрин. В районе этого города в 970 г. произошла битва между русским войском под командованием киевского князя Святослава и византийцами. Жестокая сеча не дала перевеса ни одной из сторон. Реальные итоги этого легендарного боя покрыты тьмой веков, но известно, что после битвы у Адрианополя византийцы предложили Святославу крупную дань и перемирие. Киевский князь, войско которого понесло большие потери, согласился. Получив дань, он отошел со своей дружиной в Болгарию. Во второй половине XIV в., турки, завоевав Фракию, в 1365 г. перенесли свою столицу в Адрианополь. Территория Византийской империи была сведена к одному Константинополю с ближайшими окрестностями, но просуществовала еще почти столетие.

Адскриптиций (энапограф) (adscripticius) – приписной колон.

Адур-Гушнасп – один из трех «Великих Огней» зороастрийского Ирана. Горел в храме, построенном не ранее конца IV – начала V вв. от Р.Х. у небольшого озера на плоской вершине одного из холмов в иранском Азербайджане. Вершина холма была окружена толстой стеной из сырцовых кирпичей, в которой имелись двое ворот, обращенных на север и юг. От северных ворот дорога для торжественных шествий вела к храму, окруженному стеной с трех сторон, но открытому к югу, со стороны озера. Через несколько залов с колоннами проход вел к алтарю, на котором жрецы поддерживали «Вечный Огонь». Частицы этого огня, почитавшегося «шахским», сопровождали персидские войска в боевых походах. В 623 г., когда войско византийского императора Ираклия I (610 – 641 гг.) в ходе затяжной войны начало наступление на Иран, шах Хосров II (591 – 628 гг.) провел в этом храме несколько дней в молитвах. Из-за особой значимости «Шахского Огня» для персов, Ираклий I сделал нападение на Адур-Гушнасп одной из целей своего похода. Захватив храм, византийцы погасили «Вечный Огонь», перебили жрецов, разрушили постройки, а трупы людей и животных сбросили в священное озеро. Осквернение врагами государственных святынь серьезно ударило по авторитету шаха Хосрова II и стало одной из причин упадка боевого духа персов. После окончания войны с Византией в 628 г., Адур-Гушнасп был восстановлен, так как частицы священного огня уцелевшим жрецам удалось спасти.

Азимиты – в греческой антилатинской полемике так именовались католики и армяне, служащие на опресноках.

Азия – 1) диоцез (имперский округ) в составе префектуры Восток, объединявший территории западной части Малой Азии; 2) римская и византийская провинция в Малой Азии с главным городом Эфес в диоцезе Азия префектуры Восток.

Аерикон – по разным предположениям, так назывался или штраф, со времен Юстиниана взимавшийся с домовладельцев за несоблюдение расстояния между домами, или судебная пошлина, взимавшаяся с населения общин за преступления, совершенные на их территории.

Академия – философская школа в Афинах, основанная Платоном в 388 г. до Р.Х. На протяжении почти тысячелетней истории Академия претерпела многочисленные изменения в направлениях философской мысли своих представителей. С первыми шагами христианства в Академии вновь началось интенсивное изучение оригинальных произведений Аристотеля и Платона, которое привело в V в. под воздействием неоплатонических теософических умозаключений к выработке системы неоплатонизма. В 529 г. Академия, как последний оплот язычества, была закрыта императором Юстинианом I Великим (527 – 565 гг.).

Акакий – константинопольский патриарх в 472 – 489 гг. До патриаршества руководил сиротским приютом в Константинополе. На патриаршей кафедре принимал деятельное участие в церковной политике императора Зенона. Был главным виновником знаменитого «акакианского раскола» – многолетнего прекращения общения между Восточными и Западными Церквями, вызванного принятием знаменитого императорского указа «Энотикон», на основе которого власть пыталась примирить православных и монофизитов. Умер в 489 г.

Акакий – византийский полководец армянского происхождения при императоре Юстиниане I Великом (527 – 565 гг.). Оклеветав в измене перед императором Амазаспа, своего родственника и правителя византийской провинции Внутренняя Армения, Акакий убил Амазаспа и от Юстиниана получил власть в провинции. Как правитель Акакий показал себя с самой худшей стороны, был суров к населению Внутренней Армении, обложил его неслыханными налогами, беззаконно отнимал имущество. Не в силах выносить жестокость его правления, армяне, составили заговор и умертвили Акакия около 538 г. Решающую роль в этом заговоре играли отпрыски царского рода Аршакидов.

Акакий Кесарийский – епископ Кесарии Палестинской, ученик и приемник на архиерейской кафедре знаменитого церковного историка Евсевия Кесарийского. Дата рождения неизвестна, умер в 363 г. Был крупным представителем арианского еретического течения, низложен на Антиохийском соборе в 341 г. и на Селевкийском соборе в 359 г. Известен пространным толкованием библейской книги Екклесиаста. Его последователи именовались акакианами.

Акакий Мелитинский – епископ Мелитины, центра провинции Вторая Армения, диоцеза Понт, префектуры Восток. Дата рождения неизвестна, умер в 435 г. Известен как главный противник константинопольского патриарха Нестория (428 – 431 гг.).

Акакия – атрибут императорской власти: мешочек с прахом, символ бренности жизни.

Акарнания – западная прибрежная область Центральной Греции между Амбракским и Коринфскими заливами (ныне Артрийский и Калидонический заливы), омываемая Ионическим морем.

Акафист – «неседальный»; особое богослужебное песнопение, исполняемое в честь Христа, Богоматери и святых, которое принято исполнять и слушать стоя. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением. Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит приветствие, начинающееся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице, был составлен в начале VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов. Несмотря на появление в Византии множества акафистов, главным образом, в поздний период ее существования, этот жанр церковной гимнографии никогда не имел широкого богослужебного употребления, но предназначался для частного использования. Акафист же Пресвятой Богородице исполнялся за богослужением всего раз в году, в субботу пятой седмицы Великого Поста, называемой «Субботой акафиста». Этот порядок существует до сих пор.

Акведук (aquiducus) – «водовод»; каменное сооружение с водоводом для преодоления препятствий (низменностей, рек, дорог и тому подобного) при транспортировке воды, составляющее часть городского водопровода. Акведуки подразделяются на мостовые и эстакадные. Первые применяются для преодоления водных преград; вторые – во всех остальных случаях. Акведук представляет собой водовод, проложенный по арочным конструкциям. Водоводы были как открытого типа (лотки), так и закрытого (трубы и каналы), с вентиляционными отверстиями. Перемещение воды по акведуку происходило под влиянием ее собственной тяжести, а поднятие на высоту – по закону сообщающихся сосудов. Акведуки известны с глубокой древности, как, например, акведук ассирийского царя Синахериба в Ниневии, построенный в VII в. до Р.Х. Они широко применялись в Римской империи для снабжения питьевой и технической водой около ста крупных городов. На территории Византии одними из самых значимых были акведуки в Кесарии (совр. Баньяс в Сирии) и в Константинополе (акведук Валента). Почти все акведуки Восточной Римской империи, за малым исключением (например, акведук VI в. в районе города Скопье в Македонии), были возведены в период существования единого Римского государства. Они обеспечивали надежное водоснабжение городов вплоть до времени войн с персами и арабами, а также разрушительных землетрясений VII – VIII вв. Позже акведуки восстанавливались на территориях, оставшихся под властью византийцев, но их роль в водоснабжении городов постоянно снижалась. Вероятно, к XV в. в Византийской империи уже не осталось ни одного действующего акведука.

Акведук Валента – двухъярусный эстакадный акведук в Константинополе, введенный в действие в 369 г. в правление императора Валента (364 – 378 гг.), протяженностью около 1,4 километра. После запуска водовода строительные работы на акведуке продолжались еще в течение десяти лет. Акведук Валента был построен вместо старого акведука императора Адриана (117 – 138 гг.), для осуществления плана городского водоснабжения, задуманного еще императором Константином Великим. Для строительных работ использовались камни разрушенных стен города Халкидона, занимавшего сторону узурпатора Прокопия (365 – 366 гг.) в мятеже против власти Валента. Работы возглавлял префект Клеарх. Во время разборки стен Халкидона была найдена плита с предсказанием кончины императора одновременно с окончанием работ по улучшению водоснабжения города. Предсказание сбылось: по окончанию работ в 378 г. Валент погиб в битве с готами при Адрианополе. При императоре Феодосии I Великом (379 – 395 гг.) акведук подвергся капитальному ремонту после землетрясения. Масштабные восстановительные работы проводились также при императорах Юстиниане I Великом (527 – 565 гг.) и Юстине II (565 – 578 гг.). К настоящему времени сохранилось около 800 метров этого грандиозного сооружения.

Аквилон (aquilo) – См. Борей.

Акефалы – «безглавые»; кличка крайних, непримиримых монофизитов. Впервые православные стали так называть египетских монофизитов, отколовшихся в восьмидесятых гг. V в. от своего александрийского патриарха Петра Монга, поскольку тот отказался анафематствовать константинопольского патриарха Акакия за признание решений антимонофизитского Халкидонского собора.

Акимиты – «неусыпные»; особый тип византийского монашества, установивший для себя правилом круглосуточное богослужение в своих храмах. Для этого общины акимитов обычно разбивались на три сменяющие друг друга группы. Монашеское служение акимитов было основано в начале V в. архимандритом Александром Сирийцем, видным реформатором монашеской жизни. Он принес из Сирии в византийскую столицу новый порядок, который требовал от монахов пребывания в бедности и молитвах, и при этом существенно сокращал время на занятия ручным трудом. Сначала Александр обосновался в Константинополе, около храма Святого Мины, в квартале Манганы, но вскоре вынужден был оставить столицу из-за преследований со стороны многочисленного и развращенного столичного монашества. После короткого пребывания в монастыре Святого Ипатия в Руфинианах, где императрица Пульхерия предоставила акимитам полную свободу действий, община расположилась в Гомоне, на азиатском берегу у северного входа в Босфор. После смерти Александра около 430 г., монастырская община перебралась в имение Ириней, переданное ей в дар одним из их почитателей и находившееся ближе к столице, но также на азиатском берегу Боспора в Вифинии. В период сорокалетнего управления монастырем святого Маркелла обитель существенно расширилась и окрепла, приобрела вес и уважение в церковных кругах. На крупное пожертвование некого Фаретрия, принявшего постриг у акимитов вместе со своими сыновьями, Маркелл отстроил храм, монастырские кельи и странноприимный дом с больницей. В тоже время акимиты собрали большое количество реликвий, в том числе мощи святого мученика Урсицина из Иллирии. Братия монастыря увеличилась до нескольких сотен насельников, из числа которых нередко избирались настоятели для других монастырей. Часть монахов-акимитов столичный вельможа, патрикий Студий поселил в основанном им константинопольском Студийском монастыре Иоанна Продрома. В 463 г. святой Маркелл сыграл выдающуюся роль в борьбе Православной Церкви с ересью архимандрита-монофизита Евтихия, выступал против приверженца арианства, кесаря Патрикия, сына полководца Аспара, претендовавшего на императорский престол. В годы акакианского раскола архимандрит акимитов Кирилл оказался на стороне противников константинопольского патриарха Акакия (471 – 489 гг.) и поддерживал отношения с римским престолом. В 515 г. представители акимитов обосновались в Бургундии, в монастыре Святого Мориса в городе Агануме (совр. город Сан-Морис, Швейцария), откуда оказывали значительное влияние на духовную жизнь этого региона. В 518 г. архимандрит акимитов Еветий был одним из тех, кто подписал обращение игуменов к Церковному собору, на котором был положен конец акакианскому расколу. Однако, чрезмерный пыл в борьбе с монофизитами привел часть акимитов в несторианство, за что они по настоянию императора Юстиниана I (527 – 565 гг.) подверглись осуждению римским папой Иоанном II в 534 г. Несмотря на это, несторианство продолжало распространяться среди них и в 536 г. папа Сильверий (536 – 537 гг.) отлучил заблудших и предал их анафеме. К X в. монастырь из Вифинии был перенесен в Константинополь. В 1200 г. в столичном монастыре Акимитов все еще проводились непрерывные богослужения, но после латинского завоевания Константинополя в 1204 г. византийские летописи никаких известий об акимитах более не содержат. Бывший игумен акимитов Максим в 1216 г. стал константинопольским патриархом с резиденцией в Никее.

Акиндин – См. Григорий Акиндин.

Аккламация (acclamatio) – массовое оглашение требований широких масс народа, восхваления или порицания в адрес должностных лиц. Как правило, подобные возгласы готовились заранее и облекались в краткие ритмические фразы, которые легко можно было подхватить и которые народ действительно подхватывал, если он одобрял их. Юридическую основу этому явлению положил эдикт императора Константина Великого об аккламациях: «Мы предоставляем всем возможность прославлять в общественных местах наиболее справедливых и усердных правителей, с тем чтобы мы могли соответствующим образом вознаградить их, и, напротив, предоставляем право обвинять несправедливых и негодных правителей путем возглашения жалоб, с тем чтобы сила нашего контроля воздействовала на них, ибо, если эти восклицания действительно отражают истину, а не являются инспирированными возгласами клиентов, мы тщательно будем расследовать их, причем префекты претория и комиты должны доводить таковые до нашего сведения». Узаконив применительно к своему времени место народных масс в политической жизни города, этот эдикт тем самым способствовал дальнейшему возрастанию роли народных масс в городах ранней Византии. Народ не только выступал на стороне той или иной группировки господствующего класса, но уже в IV в. использовал ситуацию в собственных интересах. Закон Константина, по существу, явился признанием известных конституционных прав народных масс, что нашло отражение и в сознании византийцев IV – VI вв., и в реальной жизни того времени.

Аколуф (acoluthus) – 1) в древней Церкви низшая должность служителя храма, состоящего при священнике. В Византии аколуфами иногда именовали ипподиаконов; 2) в IX – X вв. протомандатор (проксим) тагмы арифм – начальник ординарцев этого гвардейского подразделения; 3) с XI в. титул командующего варяжским наемным корпусом в Византии, подчинявшегося великому друнгарию виглы.

Аколуфия – богослужебное последование, содержащее полный формуляр изменяемых песнопений службы тому или иному святому, празднуемому событию библейской истории или истории Церкви. Аколуфиями в палеологовский период истории Византии называли также особый тип богослужебной певческой книги содержащей неизменяемые песнопения богослужения суточного круга.

Аконтист – «копьеметатель»; пехотинец, вооруженный дротиками.

Акоп Карабнеци – видный армянский церковный деятель, настоятель монастыря Санаин в сане вардапета, равнозначном архимандриту. В 1065 г. был отправлен армянской церковью в Константинополь для ведения полемики с греческими богословами. Не победив их, Акоп перешел на сторону греческого Православия и подписал соглашение о соединении армянской и греческой церквей. Узнав об этом, бывший армянский царь Гагик немедленно явился в Константинополь и порвал соглашение, заверенное Акопом Карабнеци, сказав при этом: «Таких вардапетов в Армении много, а царь только один». Тем самым Гагик отказался признать соглашение Акопа как мнение всего духовенства Армении. После этого Акоп Карабнеци больше не возвращался на родину и умер в Эдессе.

Акривия – принцип решения церковных вопросов с позиций строгой определенности и точного смысла. Используется в основном в канонической сфере, и предполагает, в том числе, преимущество церковных канонов перед противоречащими им государственными законами.

Акрит – землевладелец, получавший землю и право на налоговые льготы в обмен на обязательства по охране границ; защитник границ империи, «пограничник».

Акроинон – городок во Фригии (совр. Афьон Карахисар в Турции) западнее озера Эбер, где в мае 740 г. произошло крупное сражение между войсками византийцев и арабов. После тяжелого поражения от франков в битве при Пуатье в 732 г., арабские правители из династии Омейядов были вынуждены ограничить исламскую агрессию против христианских государств одним восточным направлением, и сосредоточили свои военные силы в Малой Азии. Весной 740 г. девяностотысячная армия арабов напала на остатки азиатских византийских владений с территории Сирии и начала одновременное наступление по трем направлениям. Основной шестидесятитысячный корпус под командованием Сулеймана продвигался на Тиану Каппадокийскую. Второе, двадцатитысячное войско под командованием Абдаллы аль-Баталла и Абд аль-Малика, наносило удар западнее, на Иконий. Третья группировка в десять тыс. воинов под командованием аль-Гамера, разбившись на крупные отряды, совершала глубокие рейды по византийским территориям, чтобы сковать и дезорганизовать региональные гарнизоны противника. Византийская армия (количественный состав которой неизвестен) под командованием императора Льва III Исавра (717 – 741 гг.) и его сына императора Константина V Копронима (720 – 775 гг.), ускоренным маршем выдвинулась к Иконию, встретилась с армией аль-Баталлы и аль-Малика у Акроинона, и в ходе ожесточенного сражения разбила арабов. Основную роль в победе сыграла византийская конница, но подробности этого сражения неизвестны. Арабы потеряли тринадцать тысяч двести человек убитыми, в том числе обоих полководцев. Аль-Малик погиб в бою, а смертельно раненный аль-Баттал, вынесенный из боя приближенными, умер вскоре и был похоронен к югу от Дорилеи (совр. Эскишехр в Турции). О потерях византийцев ничего неизвестно. Сулейман, армия которого была скована боевыми действиями в районе Тианы Каппадокийской, не успел оказать помощь своим единоверцам. В результате победы византийцев при Акроиноне арабская экспансия в Малой Азии была остановлена. Поражение арабских войск послужило поводом к обострению междинастических распрей в Арабском халифате и ослаблению его военной мощи.

Акрополь – «верхний город»; возвышенная часть в древних греческих городах, обычно укрепленная. Акрополем назывался центр древнего города Византия, а затем и Константинополя, расположенный на холме в восточной части города.

Акростих – 1) общая сумма податей с данной податной единицы; писалась в ряд на полях писцовой книги; 2) способ организации церковной гимнографии в греческом богослужении. Многие каноны в честь византийских святых и праздников имеют в начале надписание, из которого гимнографом берется по одной букве и именно с этой буквы начинается тот или иной тропарь канона. Иногда акростих мог состоять лишь из имени автора канона (например, «Феофан»); в этом случае актростих содержался лишь в богородичнах канона.

Аксамит – плотная ворсистая ткань из шелка и золотой или серебряной нити, напоминающая бархат. В Византии употреблялась для изготовления церковных облачений и царских одежд.

Аксиома – См. Титул.

Аксумское царство (Эфиопия, Внутренняя Индия) – древнее государство на территории северной Эфиопии с центром в городе Аксум. Аксум основан около середины первого тысячелетия до Р.Х. переселенцами из Южной Аравии и позднее стал столицей воинственного царства, утвердившего свое господство на Африканском Роге. Первые сведения об Аксумском царстве относятся к I в. от Р.Х. Выгодное положение на торговых путях из Индии и Восточной Африки в Средиземноморье обусловило экономический подъем Аксума. Его воинственные негусы (цари), инсигниями власти которых были маленький позолоченный щит и два небольших позолоченных копья, в первые века христианской эры сумели объединить под своей властью соседние племена. Войско аксумитов составляли дружины племенных царьков (василисков греческих источников) и отряды ополчения родоплеменных общин. Не позднее середины II в. от Р.Х. Аксум распространил свое влияние на обширные территории в Южной Аравии, после заморской экспедиции одного из своих царей. В III в. военная мощь Аксумского царства и его политическое влияние в Южной Аравии усилилось и аксумские цари к IV в. стали именовать себя верховными правителями южно-арабского Химьяритского царства. Однако вследствие усиления и централизации государства химьяритов, Аксум в том же веке лишился своих владений на Аравийском полуострове, не оставив однако притязаний на господство над южными арабами. В начале IV в. в правление царя Эзаны аксумиты завоевали Нубию (Куш), и при том же государе, в результате тесных культурных и торгово-экономических контактов с восточной частью Римской империи и активной деятельности христианских миссионеров, Аксумское царство в 324 г. приняло христианство. Этим был поставлен надежный заслон распространению иудейского влияния в Африке и положены основы стратегического союза Аксума с Византией. Первым аксумским епископом стал сирийский миссионер Фрументий (авва Салама в эфиопских источниках), рукоположенный святым Афанасием Александрийским, будущим архиепископом Александрии с 328 г. Верховных священников Аксум получал от Александрийской Церкви и с течением времени эфиопы, как и подавляющее большинство христиан Северной Африки, стали исповедовать монофизитскую разновидность христианства. Аксум играл роль главного ревнителя христианства на Африканском Роге и в Южной Аравии, был надежным проводником византийской политики в IV – VII вв. В VI в. Аксум вел затяжные химьяро-эфиопские войны с царством Химьяритов. После смерти химьяритского царя Маадикариба Йафура, покровителя южно-аравийских христиан и друга Аксума, новый царь Йусуф Асар Йасар попытался опереться на иудаизм в своих попытках противостоять влиянию Аксума в своем государстве. Он перебил десятитысячный гарнизон аксумитов в столичной крепости Зафар, развязал жестокие гонения на своих подданных-христиан и взял ориентацию во внешней политике на сасанидский Иран. Все это очень обеспокоило не только Аксум, но и Византию. По настоянию византийского императора Юстина I (518 – 527 гг.), с помощью кораблей и флотоводцев империи, аксумский царь Калеб – Элла-Асбахи в 525 г. совершил победоносный поход в Южную Аравию и разгромил войско царя химьяритов. Йусуф Асар Йасар погиб, а на троне химьяритов аксумиты утвердили своего ставленника Сумайфаа Ашбу. Однако последующие попытки императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) наладить поступление в империю китайских шелков и индийской роскоши через Аксум в обход Ирана – не увенчались успехом. Не оправдал надежд византийского императора и аксумский военачальник и христианский царь химьяритов Абраха Румахис Зубайман, который, несмотря на заключенный союз с Византией, не оказал ей никакой существенной поддержки в ходе ирано-византийских войн в тридцатых-сороковых гг. VI в. В сороковых-пятидесятых гг. VII века Аксумское царство вновь эффективно поддерживало Византийскую империю на первом этапе ее борьбы с исламской агрессией. Уже в 640 г. эфиопы организовали крупный набег на Аравийский полуостров и с этого времени находились в состоянии непрерывной войны с Халифатом. Опираясь на тесный союз с христианскими государствами Нубии (совр. Судан), аксумиты совершали успешные нападения на занятый арабами Египет. В течение семи лет эфиопы удерживали город ал-Хайс в Верхнем Египте, продолжали набеги на Аравию со стороны Красного моря. Один из таких набегов в 651 г. очень помог Византии заключить, наконец, мирный договор с Халифатом, после долгой и в целом неудачной для них войны. Однако в дальнейшем контакты Византии с Аксумским царством ослабли в следствие появления у арабов сильного флота и потери империей всех своих владений в Южном Средиземноморье. С этого времени в Аксумском царстве начался период постепенного экономического и культурного упадка, завершившийся распадом государства в XIII в.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 28 Января, 2008 - 06:37:57
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "А" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0187 ]   [ Gzip выкл. ]