Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Ф" Ч.4 [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


мать патриарха св. Фотия - Ирина, происходила из древнего армянского княжеского рода, была родной сестрой патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика (837-843) и патрикия Аршавира, отцом которых был константинопольский вельможа армянин Баграт Морохарзаний (см.: The Armenians, A People in Exile. By David Marshall Lang, Professor of Caucasian Studies, University of London, London, George Allen & Unwin, 1981, p. 54.; The Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press, 1991. J.B; Bury, A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (A.D. 802–867), London, 1912; «Православная Энциклопедия» Москва, 2004, т. VIII, с. 214; The Armenians in the Byzantine Empire. By P. Charanis, Ph.D., Professor of History, Rutgers University, Livraria Bertrand, Lisboa, 1963, p.27-28.).

кстати о своих арм. корнях св. Фотий писал импер. Василию Македонянину

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 04 Марта, 2008 - 18:05:22
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Добавлю в соответствующую статью.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 05 Марта, 2008 - 07:32:00
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Фотий – святитель, византийский церковно-политический деятель, писатель и эрудит, константинопольский патриарх в 858 – 867 гг. и в 877 – 886 гг. Родился между 810 и 827 гг. в Константинополе, умер между 891 и 897 гг. Его отец, святой исповедник Сергий, был племянником константинопольского патриарха Тарасия (784 – 806 гг.), восстановившего иконопочитание на Седьмом Вселенском соборе. Мать Фотия – Ирина, происходила из древнего армянского княжеского рода, была родной сестрой патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика (837 – 843 гг.) и патрикия Арсавира, отцом которых был константинопольский вельможа армянин Баграт Морохарзаний. В первые годы царствования Михаила III (840 – 867 гг.) Фотий занимался преподавательской деятельностью в Константинополе, одним из его учеников был Константин Философ (будущий святой просветитель славян Кирилл). Около 845 г. Фотий получил чин протоспафария и занял должность протоасикрита – начальника императорской канцелярии. 25 декабря 858 г. Фотий был возведен на патриарший престол, сменив патриарха Игнатия (847 – 858 гг. и 867 – 877 гг.), изгнанного императрицей Феодорой по настоянию патрикия Варды, ее брата, управлявшего в то время делами империи. Став архипастырем, Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело его к конфликту с римским престолом и взаимным анафемам папы и константинопольского патриарха. В августе 863 г. на Римском соборе был отлучен Фотий, в сентябре 867 г. Константинопольский собор отлучил папу Николая I. После 860 г. Фотий послал на Русь своего епископа, итогом миссии которого стало так называемое «Первое крещение Руси» к 867 г. После убийства императора Михаила III 23 сентября 867 г. Василием I Македонянином (866 – 886 гг.), Фотий выступил с обличением узурпатора и критикой императорского деспотизма, утверждая, что патриаршая и императорская власти равнозначны. За это он был низложен 25 сентября, а 23 ноября 867 г. отлучен от Церкви и сослан. На Константинопольском соборе 869 – 870 гг. (признаваемом на Западе «VIII Вселенским») Фотий подвергся анафеме, а все поставленные им епископы были низложены. Однако в 875 г. Фотий был возвращен императором из ссылки. Как одному из образованнейших людей своей эпохи, император Василий I поручил Фотию воспитание своих сыновей: Константина, Льва, Александра и Стефана. Патриарх Игнатий, умерший в октябре 877 г., перед своей кончиной назначил Фотия своим приемником. В 879 г. Фотий был признан в Риме и утвержден в сане Константинопольским собором 879 – 880 гг. С воцарением императора Льва VI (870 – 912 гг.), Фотий был вынужден отречься от престола, который в 886 г. перешел к Стефану, восемнадцатилетнему брату императора Льва. Умер Фотий в ссылке. Могила патриарха прославилась чудесами, а сам Фотий был впоследствии канонизирован. Основные сочинения Фотия: «Мириобиблион» («Тысячекнижие») – первая средневековая библиографическая энциклопедия с элементами литературной критики, богословские трактаты против ереси павликиан и другие, проповеди (гомилии), в двух из которых он упоминает о походе 860 г. Руси на Константинополь («На нашествие россов»), «Окружное послание», посвященное созыву Константинопольского собора 867 г., письма, содержащие важные сведения по внутренней и внешнеполитической истории Византии.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 15 Марта, 2008 - 08:06:48
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Фома Армянин - известный византийский архитектор 6 века при Юстиниане Великом, строил по его повелению крепости.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 18 Марта, 2008 - 18:36:00
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял Фому.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2008 - 05:43:42
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Фома Армянин – известный византийский архитектор VI в., построивший ряд крепостей на территории империи в правление императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) и по его повелению.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2008 - 14:30:07
христич


Севаст
Откуда: Москва


ФОРУМ ЛЬВА - позднейший форум империи. Находился на Первом холме Константинополя (холм Акрополя), II городской регион, на месте современного второго двора султанского дворца Топкапы. Вероятно, занял часть древнейшего форума города - форума Византия, но с сохранением большей части последнего.
Возведен в 472 году при Льве I Макелле (457-474 гг.). Имел триумфальную колонну императора со скульптурным изображением на вершине.
Комплекс был посвящен победам над мятежными готами в конце 471 года и вторгшимися во Фракию гуннами в конце 471 - начале 472гг.
В 572 году, при императоре Юстине II ( 565-578 гг.), в честь столетнего юбилея, на форуме был возведен храм Свв. Петра и Павла.
Форум, включая храм, просуществовал вплоть до падения империи в 1453 году и позже был использован турками в качестве сполии для строительства султанского дворца.

Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 20 Апреля, 2009 - 18:21:38
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Форум Льва – площадь в Константинополе на холме Акрополя, во II городском регионе, построенная в 472 г. в правление императора Льве I (457 – 474 гг.) на месте форума древнего Византия. На форуме стояла увенчанная статуей императора Льва I триумфальная колонна в честь побед империи над мятежными готами в конце 471 г. и гуннами во Фракии в 471 – 472 гг. В 572 г., при императоре Юстине II (565 – 578 гг.), в честь столетнего юбилея этого форума на нем был возведен храм Святых Петра и Павла. Форум, включая храм, просуществовал вплоть до падения империи в 1453 г., затем камни из его сооружений были использованы турками для собственного строительства. Ныне на месте форума Льва размещается второй двор султанского дворца Топкапы.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Апреля, 2009 - 06:52:03
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Филин


на счет того, что мать свт. Фотия, армянка Ирина, была сестрой патрикия Аршавира и патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика (837-843 гг.) отцом которых был знатный и богатый столичный аристократ Баграт (Панкратий) Морохарзамий - в современной научной историографии существуют два разных мнения (ниже, под № 1, указанны источники, которые говорят в пользу этого)---

№1 The Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press, 1991. J.B; Bury, A History of the Eastern Roman Empire from the Fall of Irene to the Accession of Basil I (A.D. 802–867), London, 1912; The Armenians, A People in Exile. By David Marshall Lang, Professor of Caucasian Studies, University of London, London, George Allen & Unwin, 1981, p. 54; «Православная Энциклопедия» Москва, 2004, т. VIII, с. 214.

№2 --- иная версия:

некоторые ученые же отличают патрикия Аршавира, дядю свт. Фотия (по матери Ирине), женатого на Каломарии, сестре св. имп. Феодоры († 867 г.), от иного патрикия Аршавира, брата Иоанна Грамматика (см.: Adontz, Nicholas (1950). "Role of the Armenians in Byzantine Science". Armenian Review 3 (3): 55–(66)73; С. Mango. The Liquidation of Iconoclasm and the Patriarch Photios // Iconoclasm. Papers given at the Ninth Spring Symposium of Byzantine Studies. University of Birmingham. March 1975 / Ed. A. BRYER, J. HERRIN (Birmingham, 1977) 133–140; The Armenians in the Byzantine Empire. By P. Charanis, Ph.D., Professor of History, Rutgers University, Livraria Bertrand, Lisboa, 1963, pp.27-28).

в самих летописях этот исторический эпизод очень запутан, но как я понял, версия под № 2 более правдоподобна; хотя то, что и та Ирина и другая Ирина были армянками по происхождению - сомнению не поддается;


в статье про Фотия можно в этом месте просто

либо

1) вставить -- Ирина, происходила из древнего армянского княжеского рода, возможно, была родной сестрой патриарха-иконоборца Иоанна VII Грамматика (837 – 843 гг.) и патрикия Арсавира, отцом которых был константинопольский вельможа армянин Баграт Морохарзаний.

либо

2) оставить так - Ирина, происходила из древнего армянского княжеского рода,

либо, как Вам будет угодно...


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Апреля, 2009 - 23:29:25
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Хорошо, поставим ВОЗМОЖНО.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Апреля, 2009 - 07:03:29
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Филин

хорошо!

не подскажете мне, как найти мне статью о католикосе Эзре ? тоже не смон найтии....

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Апреля, 2009 - 11:48:12
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Нет такой статьи, не написал никто.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Апреля, 2009 - 12:08:55
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Эзр I Паражнакертци - католикос армянский (630-631), принявший халкидонское исповедания. В 633 г., когда византийский император Ираклий находился в Армении, он предложил главе Армянской Церкви созвать Собор и обсудить догматические разногласия армян и ромеев, тем самым желая привлечь армян в халкидонитство и закрепить с ними союз против нарастающей арабской агрессии. Собор был созван в Феодосиополе Армянском, в византийской части Армении, на котором обеим сторонам удалоть преодолеть догматические разногласия и армяне, во главе с католикосом Эзром, признали догмат Халкидонского Собора и возобновили евхаристическое общение с Православной Церковью.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 23 Апреля, 2009 - 12:35:10
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Эзр I Паражнакертци – армянский католикос в 630 – 631 гг., принявший халкидонское вероисповедание. В 633 г., когда византийский император Ираклий находился в Армении, он предложил главе Армянской Церкви созвать Собор и обсудить догматические разногласия армян и ромеев, желая привлечь армян в халкидонитство и закрепить с ними союз против нарастающей арабской агрессии. Собор был созван в Феодосиополе, в византийской части Армении. Сторонам удалось преодолеть догматические разногласия: армяне во главе с католикосом Эзром признали догмат Халкидонского Собора и возобновили евхаристическое общение с Православной Церковью.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Апреля, 2009 - 13:24:12
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Ф" Ч.4 [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0046 ]   [ Gzip выкл. ]