|
|
|
|
|
|
|
Филин, правильное название княжеского рода Нарсеса (при Юстиниане) - Камсаракан (но не Камсаранан) - это родственная ветвь армянской царской династии Аршакуни.
(Добавление) Нерсес I Великий Аршакуни, - святой архиепископ Великой Армении († 383-384); прямой потомок св. Григория Просветителя; блестящий реформатор Армянской Церкви, знаменитый целитель и чудотворец. Св. Нерсес был великим ревнителем Православия, за что и был сослан императором-арианином Валентом (364-378 гг.) в ссылку на остров Принкипо в Пропонтиде (Мраморное море). По возвращении из ссылки, участвовал во II Вселенском Константинопольском Соборе в 381 г., осудившем Македония и его еретическое учение. Св. Нерсес в церконом и политическом отношениях был союзником Римской Империи; состоял в близских отношениях с императором Феодосием Великим, который и освободил его из ссылки, отправив в Армению с римским легионом (для освобождения ее от персидских гарнизонов) и римским ставленников Папом Аршакуни. Св. Нерсес претерпел мученическую смерть от руки того же царя Папа (382-389 гг.), впавшего в язычество, предавшего интересы римлян в Армении и ставшего союзником персов. Память св. Нерсеса Великого Вселенская Церковь чтит ноября 19 (2). |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 12:06:04 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 12:23:52 |
|
|
|
|
|
|
Нарсес III Строитель - армянский католикос-халкидонит (641-661), возможно, из княжеского рода Мамиконян; родом был из Тайка из деревни Ишхан. В молодости служил офицером в византийской армии, затем принял монашеский постриг и епископский сан в Тайкской области, армяно-грузинской контактной зоне. Некоторое время подвизался с грузинскими монахзами в Тайке. Став католикосом Армении, являлся горячим сторонником союза с Византийской Церковью, чего и добился во время пребывания в Армении византийского императора Консты II (641-668 гг.). На Соборе в Двине в 652 г., подобно своему предшественнику, католикосу-халкидониту Езре, во имя Православия и мира, заявил перед императором Констой, внуком императора Ираклия I, о совершенном тождестве веры между византийцами и армянами. В залог мира была назначена Литургия, на которой св. Нерсес провозгласил постулаты Халкидона. Литургию отслужил греческий иерей, приобщились император, католикос и все епископы, кто свободно, а кто – из других соображений. Память св. Нерсеса в Православной Церкви октября 5 (18). |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 03 Марта, 2008 - 15:09:07 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 04 Марта, 2008 - 09:19:36 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Нарсес – византийский полководец и политический деятель, армянского происхождения, принадле¬жал к известному армянскому роду Камсаракан, ветви армянского царского рода Аршакуни. Родился около 478 г., умер в 568 г. в Риме. Евнух, ростом чуть больше метра, смуглый и невзрачный, приближенный императора Юстиниана I, препозит священной кувуклии с 537 г., талантливый дипломат и полководец. Отличался острым, проницательным умом и преданностью империи. Способствовал подавлению восстания Ника в 532 году. В 538 г. был послан в Италию в помощь воевавшему с остготами византийскому полководцу Велизарию, в 539 г. отозван. Вновь направленный в Италию в 551 г. командующим византийской армией, разбил войска короля остготов Тотилы летом 552 г. в Апеннинах, у местечка Тагина (ныне Гуальдо-Тадино). Завоевал Среднюю Италию, взял Рим, в конце 552 г. разгромил остготов у реки Сарно. В 554 г. отразил нападение франков и аламаннов на Италию. В 555 г. назначен правителем завоеванной византийцами Италии, где проводил политику реставрации рабовладения и римской налоговой системы. Придворные интриги, с одной стороны, и растущее недовольство населения Италии – с другой, привели к отставке Нарсеса в 567 г. Нарсес собирался покинуть Италию, но в то время пришло известие о вторжении лангобардов. Нарсес по настоянию папы вернулся, чтобы готовить Рим к обороне, и среди этих забот скончался. Сокровища Нарсеса и его тело в свинцовом гробу были доставлены в Константинополь. После торжественной церемонии с участием императора, останки Нарсеса были захоронены в основанном им монастыре в Вифинии.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 07:13:15 |
|
|
|
|
|
|
Да, он действительно был малого роста, об этом свидетельствует и сам свидетель-летописец Прокорий Кесарийский, - рост, чуть выше метра, Нарсес был очень невзрачен с виду, смугл, может быть и карликом был, но может и лиллипутом, (!?) Хотя, за его острый и проницательный ум в делах госуд., умение вести проф. боевые действия, за его преданность империи и самому Юстиниану, последний закрыл глаза на его внейшний вид, и сделал его чуть ли не вторым после себя человеком в государс.. обойдя даже атлета Велизария...
Я вот не помню, в Риме (как помню это Рим), либо в каком ином городе Италии, Нарсесу поставили памятник, как герою и освободителю Рима от варваров, - он и сейчас стоит)) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 08:58:50 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Нерсес I Великий Аршакуни – святой, архиепископ Великой Армении, прямой потомок просветителя армянского народа Григория Просветителя. Дата рождения неизвестна, умер в 383 или в 384 гг. Прославился как блестящий реформатор Армянской Церкви, знаменитый целитель и чудотворец. За верность Православию Нарсес был сослан на остров Принкип в Пропонтиде (Мраморное море) арианским императором Валентом (364 – 378 гг.). После возвращения из ссылки, участвовал в работе Второго Вселенского собора в Константинополе в 381 г. Святитель Нерсес и в церковном и в политическом отношении был союзником Римской империи, состоял в дружбе с императором Феодосием I Великим (379 – 395 гг.), который освободил его из ссылки. Нарсес Великий и ставленник Феодосия Пап Аршакуни, по воле императора отправились в Армению, сопровождаемые римским войском, для освобождения ее от персидских захватчиков. Однако затем армянский царь Пап Аршакуни (382 – 389 гг.), став союзником персов, впал в язычество, предал империю и приговорил Нарсеса к мучительной казни.
Нарсес III Строитель – армянский католикос-халкидонит (641 – 661 гг.), возможно, из княжеского рода Мамиконянов. Происходил из деревни Ишхан в княжестве Тайк (Тао). В молодости служил офицером в византийской армии, затем принял монашеский постриг и епископский сан в армяно-грузинской Тайкской области. Став позже католикосом Армении, заявил о себе как горячий сторонник союза с Византийской Церковью, чего и добился во время пребывания в Армении византийского императора Константа II (641 – 668 гг.). На Церковном соборе в Двине в 652 г., подобно своему предшественнику, католикосу-халкидониту Езре, Нарсес III во имя Православия и мира, официально заявил византийскому императору о совершенном тождестве веры между византийцами и армянами. В подтверждение достигнутого единения была отслужена совместная с греческими священниками Божественная литургия, на которой католикос Нарсес провозгласил верность догматам Халкидонского Вселенского собора. Император, католикос и все епископы совместно причастились, кто свободно и по искреннему убеждению, а кто – из других соображений.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Марта, 2008 - 08:09:39 |
|
|
|
|
|
|
Нарсес III Строитель – армянский католикос-халкидонит (641 – 661 гг.), возможно, из княжеского рода Мамиконянов. Происходил из деревни Ишхан в княжестве Тайк (Тао). В молодости служил офицером в византийской армии, затем принял монашеский постриг и епископский сан в армяно-грузинской Тайкской области. Став позже католикосом Армении, заявил о себе как горячий сторонник союза с Византийской Церковью, чего и добился во время пребывания в Армении византийского императора Константа II (641 – 668 гг.). На Церковном соборе в Двине в 652 г., подобно своему предшественнику, католикосу-халкидониту Езре, Нарсес III во имя Православия и мира, официально заявил византийскому императору о совершенном тождестве веры между византийцами и армянами. В подтверждение достигнутого единения была отслужена совместная с греческими священниками Божественная литургия, на которой католикос Нарсес провозгласил верность догматам Халкидонского Вселенского собора. Император, католикос и все епископы совместно причастились, кто свободно и по искреннему убеждению, а кто – из других соображений.
В Двине в 652 г., говорят армяне собора не было, хотя западные историки, как Галан, утверждают, что собор был; но факт, что в этом году Армения приняла Халкидон, т.к. Нерсес провозгласил на Литургии с ромеями Халкидон и причастились все епископы, кто волей, а кто и под давлением, это значит, что единство было восстановленно (т.к. в 648 на соборе в том же Двине армяне опять отклонили Халкидон); Литургию провел византийский иерей и значит Причастившись по византийскому обряду армяне стали халкидонитами с провозглашением (к тому же) учения Халкидона; в ту эпоху для перехода в иное вероисповедание ничего не нужно было (в отлисие от позднейшего времени), как просто Причаститься, об этом пишут такие корифеи как Болотов..
(Отредактировано автором: 21 Апреля, 2009 - 12:30:32) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Апреля, 2009 - 12:28:57 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Я не вполне понял, что Вы хотите поправить в этой статье? |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Апреля, 2009 - 12:36:38 |
|
|
|
|
|
|
Хочу сказать, что лучше написать так: в 652 г. в Двинском храме католикос Нерсес провозгласил Халкидон, там же была проведенна Литургия по византийскому чину, на которой причастились армянские епископы во главе с католикосом, засвидетельствовав тем самым свою приверженность Халкидонскому исповеданию
о Соборе не пишете, похоже его и вправу не было....
Я не смог найти сноску на Феодосия Ворадиота, не подскажете?
(Отредактировано автором: 21 Апреля, 2009 - 12:44:02) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Апреля, 2009 - 12:43:06 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Вот эта статья.
Феодосий Ворадиот – константинопольский патриарх в 1179 – 1183 гг. До интронизации был монахом обители апостола Фомы близ Халкидона. Пользовался большим уважением за свою высокую нравственность, был пастырем твердой воли и строго охранял церковные интересы. В правление императора Алексея II (1180 – 1183 гг.), малолетнего сына покойного императора Мануила I, Феодосий Ворадиот под надуманным предлогом был отправлен в ссылку и заточен в Пантепонтов монастырь властным протосевастом Алексеем, которому патриарх мешал в осуществлении честолюбивых планов. Однако под давлением влиятельных сторонников патриарха и общественного мнения Феодосий был вскоре возвращен в столицу. Позже, когда в силу превратности судьбы и политической борьбы протосеваст Алексей попал в темницу, патриарх навещал его и облегчал страдания узника. В правление сумасбродного императора Андроника I (1182 – 1185 гг.) патриарх получил приказ василевса сочетать браком лиц, состоящих в близком родстве, но наотрез отказался допустить это беззаконие. Феодосий предпочел расстаться с патриаршим жезлом и удалился в монастырь.
По Нарсесу III внес правку - убрано упоминание о Соборе в Двине.
Нарсес III Строитель – армянский католикос-халкидонит (641 – 661 гг.), возможно, из княжеского рода Мамиконянов. Происходил из деревни Ишхан в княжестве Тайк (Тао). В молодости служил офицером в византийской армии, затем принял монашеский постриг и епископский сан в армяно-грузинской Тайкской области. Став позже католикосом Армении, заявил о себе как горячий сторонник союза с Византийской Церковью, чего и добился во время пребывания в Армении византийского императора Константа II (641 – 668 гг.). В Двине в 652 г., подобно своему предшественнику, католикосу-халкидониту Езре, Нарсес III во имя Православия и мира, официально заявил византийскому императору о совершенном тождестве веры между византийцами и армянами. В подтверждение достигнутого единения была отслужена совместная с греческими священниками Божественная литургия, на которой католикос Нарсес провозгласил верность догматам Халкидонского Вселенского собора. Император, католикос и все епископы совместно причастились, кто свободно и по искреннему убеждению, а кто – из других соображений. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Апреля, 2009 - 12:49:04 |
|
|
|
|
|
|
Отлично!
А вот Феодосий Ворадиот был армянином (халкидонитом) по отцу и греком по матери, об этом прямо пишет Никита Хониат Nic. Chon. p. 329, 16-17
(Добавление) и я также не смог найти католикоса Езра
(Добавление) и еще --- Нерсес I Великий Аршакуни, - святой архиепископ Великой Армении († 383-384); прямой потомок св. Григория Просветителя; блестящий реформатор Армянской Церкви, знаменитый целитель и чудотворец. Св. Нерсес был великим ревнителем Православия, за что и был сослан императором-арианином Валентом (364-378 гг.) в ссылку на остров Принкипо в Пропонтиде (Мраморное море). По возвращении из ссылки, участвовал во II Вселенском Константинопольском Соборе в 381 г., осудившем Македония и его еретическое учение. Св. Нерсес в церконом и политическом отношениях был союзником Римской Империи; состоял в близских отношениях с императором Феодосием Великим, который и освободил его из ссылки, отправив в Армению с римским легионом (для освобождения ее от персидских гарнизонов) и римским ставленников Папом Аршакуни. Св. Нерсес претерпел мученическую смерть от руки того же царя Папа (382-389 гг.), впавшего в язычество, предавшего интересы римлян в Армении и ставшего союзником персов. Память св. Нерсеса Великого Вселенская Церковь чтит ноября 19 (2).
Нерсес I Аршакуни не участвовал в заседаниях 2 Вселенского Собора! Он находлся тогда в Константинополе, но участия ен принимал, т.к. в этом не было необходимости, ибо армянскую кафедру там представил митрополит Кесарии Каппадокийской, за которой была прикрепленна и Армянская церковная кафедра Великой Армении. Просто удалите сообщение о том, что Нерсес был на 2 Соборе и все. |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Апреля, 2009 - 12:56:13 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Феодосий Ворадиот – константинопольский патриарх в 1179 – 1183 гг., армянин-халкидонит. До интронизации был монахом обители апостола Фомы близ Халкидона. Пользовался большим уважением за свою высокую нравственность, был пастырем твердой воли и строго охранял церковные интересы. В правление императора Алексея II (1180 – 1183 гг.), малолетнего сына покойного императора Мануила I, Феодосий Ворадиот под надуманным предлогом был отправлен в ссылку и заточен в Пантепонтов монастырь властным протосевастом Алексеем, которому патриарх мешал в осуществлении честолюбивых планов. Однако под давлением влиятельных сторонников патриарха и общественного мнения Феодосий был вскоре возвращен в столицу. Позже, когда в силу превратности судьбы и политической борьбы протосеваст Алексей попал в темницу, патриарх навещал его и облегчал страдания узника. В правление сумасбродного императора Андроника I (1182 – 1185 гг.) патриарх получил приказ василевса сочетать браком лиц, состоящих в близком родстве, но наотрез отказался допустить это беззаконие. Феодосий предпочел расстаться с патриаршим жезлом и удалился в монастырь.
Нарсес I Великий Аршакуни – святой, архиепископ Великой Армении, прямой потомок просветителя армянского народа Григория Просветителя. Дата рождения неизвестна, умер в 383 или в 384 гг. Прославился как блестящий реформатор Армянской Церкви, знаменитый целитель и чудотворец. За верность Православию Нарсес был сослан на остров Принкип в Пропонтиде (Мраморное море) арианским императором Валентом (364 – 378 гг.). Святитель Нарсес и в церковном и в политическом отношении был союзником Римской империи, состоял в дружбе с императором Феодосием I Великим (379 – 395 гг.), который освободил его из ссылки. Нарсес Великий и ставленник Феодосия Пап Аршакуни, по воле императора отправились в Армению, сопровождаемые римским войском, для освобождения ее от персидских захватчиков. Однако затем армянский царь Пап Аршакуни (382 – 389 гг.), став союзником персов, впал в язычество, предал империю и приговорил Нарсеса к мучительной казни.
А статьи о Езре в словаре нет. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 22 Апреля, 2009 - 07:03:55 |
|
|
|
a_e_g
Патрикий Откуда: Москва
|
|
|
|
Относительно Нерсеса и царя Папа не совсем точно.
Об их отношениях пишут армянские источники - Иоаннес Драсханакертеци и Моисей Хоренский:
http://www.digilib.am/texts/hovhannes_draskhanakertetsi/patmutiun_hayots_ru/glukh_013.html
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Horen/16.php
Нерсес придерживался проримской ориентации и потому содействовал возведению Папа на престол. А осуждал католикос высокомерие царя, его жестокость к подданным и низкий моральный уровень. Обиженный этим царь приказал его отравить.
Позднее Пап был оклеветан перед императором Валентом (якобы он собирался перейти на сторону персов) и вероломно убит полководцем Траяном.
Подробно его убийство описано Аммианом Марцеллином, 30, 1.
Там же и более точные даты правления Папа - с 370 по 374 г. То есть это всё было при Валенте, а не Феодосии.
Какие изменения произвёл царь Пап по смерти Нарсеса, описывает Фавст Бузанд, 5, 31. Нерсес построил множество приютов для вдов и сирот, женских монастырей, а также больниц. Он назначил надзирателей, которые были обязаны кормить и лечить больные и нищих.
Пап разрушил все эти учреждения, прогнал надзирателей, а монахинь отдал замуж. Он отменил десятину и птул (добровольные приношения в пользу церкви).
Царь также разрешил нарушать церковные законы относительно брака и проводов усопших. Теперь каждому разрешалось оставлять жену и брать другую. А похороны стали проводить не с пением псалмов и гимнов и не со свечами, а по языческому обычаю - с танцами под музыку.
Пап разрешил язычникам поклоняться идолам, и многие армяне вернулись к язычеству.
Также Пап отобрал у церкви пожалованные ранее ей земли, оставив только 2 части из 7 и уменьшив число священнослужителей в каждом селе до 2 - иерея и диакона. Остальных (братьев и сыновей иереев и диаконов) он подчипил себе.
В армянских источниках деятельность Нерсеса чрезмерно идеализируется, что и отразилось в предложенной о нём статье. И дата правления Папа неточная. При Феодосии правил уже Аршак III (378-389), а в 387 г. ему оставили только западную, римскую часть. А персы назначили в восточной части царем Хосрова Аршакуни по просьбе отпавшей от Аршака армянской знати.
|
|
Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 22 Апреля, 2009 - 10:23:55 |
|
|
|
|
|
|
a_e_g
При составлении данной статьи я опирался на Фавста византийца, практически современника описываемых им событий; есть несоответствия с Аммианом, да, это так, я знаю об этом, но я предпочел Фавста Амиану как человеку, бывшему в Армении и более лучше знакомого с делами армянскими;
Вместо Валента у Фавста стоит Феодосий (подразумевается, а Хоренский прямо называет его по имени), а вместо полководца Траяна - Терентий, как помню; Пап восстановил языеские порядки и сам впал в язычество, а отсюда, соответственно, ясно, почему он выбрал позицию проперсидской ориентации; не будем забывать, что Аммиан был - язычником и открыто подвергал современное ему христианство острой критике (в отличие от христианина Фавста), и был пристрастен к Папу и к описанию его образа в положительных тонах, и писал как язычник; а образ Нерсеса немного идеализирован, да, но не очень, т.к. он действительно оказался для народа вторым просветителем и восстановителем утерянных порядков св. Григория Просветителя;
(Добавление) Цитата:Там же и более точные даты правления Папа - с 370 по 374 г. То есть это всё было при Валенте, а не Феодосии. |
А почему нам доверять Аммиану, пристрастному язычнику, если есть армянские историки, которые согласны друг с другом?! Например Хоренский (епископ Багреванда и Аршаруника) прямо говорит, что Феодосий вернул из ссылки святых отцов "и среди них — Нерсеса Великого, и, призвав к себе в Византии, содержал в большом почете, пока истинная вера не была очищена от богохульств нечестивого Македония. Ибо тот не при¬знавал Святой Дух Господом и то, что он подлежит поклонению и прославлению вместе с Отцом и Сыном [57], но (считал его) чуждым божественной природе, сотворенным, слугой и исполни-телем, некиим воздействием, но не сущностью и лицом. И собра¬лись в царствующем городе Византии святые отцы — Дамасий Римский, Нектарий Константинопольский, Тимофей Александрий¬ский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Геласий Кесарийский, Григорий Назианзский [58], Амфилохий Иконийский и другие епископы, числом сто пятьдесят, кото¬рые прокляли и отвергли всех духоборцев". (кн. 3. гл. 33); а мы Знаем, что 2 Вселенский Собор был созван в 381 г. (Валент же давно почил уже в 379 г.), и только после Собора Феодосий направляет Нерсеса с римским войском и с Папом для воцарения последнего на престол армянских царей, и прогнания персов (кн.3. гл. 36); и, кстати, Хоренский точно также, как и Фавст дает имя полководца от руки которого пал Пап - Терентий, этот же полководец содействовал, по приказу Феодосия, воцарению Папа на престол, интересы которых и предал Пап;
Цитата:В армянских источниках деятельность Нерсеса чрезмерно идеализируется, что и отразилось в предложенной о нём статье. |
Может идеализируется, но не чрезмерно, как Вы отметили; мне известны те места у Фавста, где есть Фантиасчитеские истории, которым, естественно, мне не свойственно доверять; я сравниваю между собой разные хроники и выношу свой вывод; а последовательность царствования арм. царей смотрите у того же Хоренского;
(Добавление) Филин
Благодарю!
(Отредактировано автором: 22 Апреля, 2009 - 11:21:10) |
|
Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Апреля, 2009 - 10:47:10 |
|
|
|