Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.4 [Страниц (3): « 1 [2] 3 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Млех Мленц - византийский полководец армянского происхождения. В конце правления императора Льва 6 Млех-Ментц отвоевал у арабов обширные территории, где им были построены крепости Ликанд и Цаманд, а в малолетство Константина VII возникла фема Ликанд, стратигом которой и стал Млех-Ментц.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 23:08:16
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Мелетий I Антиохийский (+381), архиепископ Антиохии, уроженец Мелитены Армянской.

Сначала был епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием II в Антиохию для защиты от арианской ереси и возведен на Антиохийскую кафедру.

Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский Святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.

Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен, наставлен и рукополжен во диаконы и другой величайший светильник Православия - святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.

После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал богословский трактат "Изложение веры", который способствовал обращению к Православию многих ариан.

В 381 году, при святом императоре Феодосии Великом, состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: "Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем", при этом святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.

Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.

Память 12 февраля.

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 08 Марта, 2008 - 12:10:32
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Марта, 2008 - 09:37:04
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Млех Ментц – византийский полководец конца IX – начала X вв., армянского происхождения. В конце правления императора Льва VI (870 – 912 гг.) Млех Ментц отвоевал у арабов обширные территории на Востоке, где им были построены крепости Ликанд и Цаманд, а в малолетство Константина VII (911 – 959 гг.) возникла фема Ликанд, стратигом которой и стал Млех Ментц.

Мелетий Антиохийский – святой, архиепископ Антиохийский, церковный деятель и богослов IV в., друг Василия Великого, уроженец армянского города Мелитины. Дата рождения неизвестна, умер в 381 г. До вступления на пост предстоятеля Антиохийской Церкви, Мелетий занимал кафедру епископа в Севастии. Был избран на антиохийскую кафедру с согласия ариан, и поэтому некоторая часть православной паствы отказала ему в доверии, что дало начало расколу в Антиохийской Церкви. Однако деятельность Мелетия и его сочинения носили строго православный характер, и при содействии Василия Великого антиохийский раскол удалось прекратить. В 381 г. Мелетий Антиохийский председательствовал на Вселенском соборе в Константинополе и умер во время одного из его заседаний.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Марта, 2008 - 13:14:38
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


МЕСРОП МАШТОЦ (ок.361-440), арм. просветитель, миссионер, переводчик Библии. Род. в благочестивой семье. Образование получил в грекоязычных школах Армении, где изучил, кроме греч., сир. и перс. языки. Прослужив ряд лет при дворе арм. царей, М.М. принял монашество и стал проповедником Евангелия среди арм. язычников. После 387, когда б. ч. Армении оказалась под властью Персии, греч. школы в стране были закрыты. Это побудило М.М. начать работу по созданию арм. национального алфавита для перевода Библии и богослуж. книг. Его замысел встретил горячую поддержку со стороны католикоса св. Саака Партева. К 405 М.М. завершил труд по формированию 36-буквенного арм. алфавита. Используя его, М.М. перевел весь Новый Завет, а Ветхий Завет был переведен его сподвижниками под руководством католикоса. Вокруг М.М. сгруппировалась целая плеяда писателей и переводчиков, к-рые деятельно способствовали христианизации Армении и распространению в ней христ. просвещения. Умер М.М. в Эчмиадзине. Армянская Церковь причислила его к лику святых.

высылаю весьма интересные сведения о Месропе в Византии....

можете использовать и их-----


-----Миссия в византийской Армении и встреча с императором Феодосием II

Феодосий II, давший Месропу Маштоцу разрешение свободной деятельности в византийской части Армении.Завершив просветительскую деятельность в Восточной Армении, Маштоц с группой учеников и соратников отправился в Византию для основания армянских школ в Западной Армении. На границе он встретился с военачальником византийских восточных войск Анатолием Флавием,[43][44] который письмом известил византийского императора о намерениях Месропа. Не получив разрешения на деятельность, Маштоц в сопровождении Вардана Мамиконяна и с учениками был вынужден лично отправится [43][45] в византийскую столицу Константинополь, оставив часть учеников в городе Мелитена у епископа Акакия Мелитинского. Первопричиной отказа становится недовольство со стороны духовенства Кесарии, которые эти области считали частью своего престола, применяли греческую письменность, и были возмущены деятельностью Маштоца и Саака.[46]

Переговоры начались не ранее марта - апреля 420-го года.[47][43] Маштоц с почестями был принят молодым императором Византии Феодосием II, получил его окончательное разрешение на просветительскую деятельность «со скрепленными печатью императорскими грамотами».[48] Деятельность Маштоца в византийской части Армении совпала с обострением политической ситуации в Армении в целом [49] и византийско-сасанидских отношении в частности. [50]

Из письма императора Феодосия II армянскому католикосу (Хоренаци, III, 57):

«Повелев рассмотреть письмо, мы узнали содержание изложенного тобой и тяжко обвинили тебя за то, что ты всем сердцем предался царю язычников, а нам не счел нужным представиться даже письменно. И в еще большей степени вменяем тебе в вину то, что, пренебрегая мудрецами нашего города, ты обратился за научными открытиями к каким-то сирийцам. Поэтому мы были удовлетворены тем, что наши подданные пренебрегли таким учением… Но так как Месроп рассказал нам, что своим возникновением это искусство обязано благодати свыше, то мы распорядились, чтобы обучались [у него] со всем усердием…»


Также Маштоц получил одобрение и со стороны греческого патриарха Аттика. От византийских властей Маштоц получил титул «aкумит»,[51] был рукоположен «экклесиастиком», записан в числе первых наставников.[43][52] Все затраты и прочие издержки по обучению грамоте и распространению христианства оплачивались из византийской казны. Вероятно были проведены параллельные переговоры и с кесарийским престолом. Согласно некоторым исследованиям позитивное отношение к миссии Маштоца со стороны византийского двора имело также политическую подоплеку на фоне усиления политического влияния Сасанидов в Армении.[53] Несмотря на это высокий трон и патриарх обвинили армянского католикоса Саака в том, что он и Маштоц в деле создания армянского алфавита не обратились к византийским учёным, а армянская церковь, тем самым, стремится к освобождению от всякого влияния византийского.

Из письма греческого патриарха Аттик к армянскому католикосу (Хоренаци, III, 57):

«Воздаем большую благодарность Богу за твою добрую славу посреди такого варварского народа, но не освобождаем от обвине­ния в том, что ты не сразу вспомнил о любезности (нам) твоих блаженных отцов Нерсеса и Григора... Ныне же велением самодержца Августа [54] тебе даруется право обучать в нашей стороне и либо подчинить, либо изгнать из своего (епископского) удела ересь борборитов. Посланного же тобой Месропа мы рукоположили экклесиастиком».





Святой Месроп Маштоц, рукопись 1651 года.Первые армянские школы в Западной Армении Месроп открыл между 420—422 гг., с помощью полководца Анатолия. Согласно поручению патриарха Аттика в течение этой миссии Маштоц вёл ожесточенную борьбу против гностической секты «борборитов». Именно там, согласно Корюну, с неким иереем переводчиком Бениамином Маштоц создал письмена для алуанцев.[43] Хоренаци уточняет, что это было племя гаргарцев.[40][55][56] Маштоц привёз также императорский приказ полководцу Анатолию об укреплении города Карин и его переименовании в Феодосиополь.[57]

Когда Маштоц вернулся из Западной Армении, он предстал перед новым царем Армении Арташесом IV (422—428 гг.) с докладом о своей миссии в Византии.

Второй визит в Западную Армению Маштоц осуществил в конце 420-х годов в провинции Бардзр Айк (Высокая Армения). В области Шалгомк Месроп обучил первую группу жителей. Он оставил в областях Спер, Дерджан и Екелеац помощников из своих учеников, и прибыл в Айрарат, откуда последовал на прежнее своё место жительства — в область Голтн.[58] Ксожалению в эти же времена усилились антиармянские репрессии со стороны персидского самодержца Варахрана V – го. Армянское царство было упразднено (428 год), а католикос Саак низложен. Активная фаза миссионерской деятельности Месропа Маштоца в основном завершилась.


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Марта, 2008 - 11:21:43
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Взял.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 21 Марта, 2008 - 11:29:39
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Месроп Маштоц – армянский просветитель, миссионер, переводчик Библии на армянский язык. Родился около 361 г., умер в 440 г. в Эчмиадзине. Происходил из благочестивой семьи. Образование получил в грекоязычных школах Армении, где изучил, кроме греческого, сирийский и персидский языки. Прослужив ряд лет при дворе царей Великой Армении, принял монашество и стал проповедником Евангелия среди язычников-армян. После 387 г., когда большая часть Армении оказалась под властью Ирана, греческие школы в стране были закрыты. Это побудило Месропа Маштоца начать работу по созданию армянского национального алфавита для перевода Библии и богослужебных книг. Его замысел встретил горячую поддержку со стороны католикоса Саака Партева. К 405 г. Месроп завершил труд по формированию тридцати шестибуквенного армянского алфавита. Используя его, он перевел весь Новый Завет, а Ветхий Завет был переведен его сподвижниками под руководством католикоса. Вокруг Месропа Маштоца объединилась целая плеяда писателей и переводчиков, которые деятельно способствовали утверждению христианства в Армении и ее просвещению. Для просветительской деятельности среди армян в византийской, западной части Армении, Месропу понадобилось добиться разрешение на это от императора Феодосия II, поскольку духовенство Кесарии Каппадокийской, окормлявшее эти земли и проводившее богослужения на греческом языке, заподозрило в деятельности Месропа попытку отторгнуть их канонические территории в пользу духовенства Восточной Армении. Однако Феодосий II, лично пообщавшийся с Месропом в Константинополе в 420 г., нашел его намерения богоугодными, велел властям Западной Армении помогать просветителю и приказал оплачивать все издержки по организации и деятельности христианских армянских школ из казны империи. Также Маштоц получил одобрение и со стороны константинопольского патриарха Аттика, который рукоположил Месропа Маштоца в особый сан экклесиастика, давший ему большие полномочия в церковно-просветительской сфере в Армении. Первые армянские школы в Западной Армении Месроп открыл между 420 – 422 гг., с помощью византийского полководца Анатолия. Второй его визит в Западную Армению состоялся в конце двадцатых гг. V в. Однако в это время византийско-иранские отношения обострились и начались гонения на христиан в Иране. В результате в 428 г. Армянское царство было упразднено, а католикос Саак Партев низложен. После этого активная миссионерская деятельность Месропа Маштоца в основном завершилась. Армянская церковь впоследствии причислила его к лику святых.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 22 Марта, 2008 - 11:59:17
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Написанно отлично! готовлю статью о Петронии и Аршавире, завтра вышлю, я так понимаю, Воскресенье - это последний срок, да?

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Марта, 2008 - 17:52:17
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Филин
Цитата:
Мехмет I Челеби – турецкий султан в 1413 – 1421 годах, сын султана Баязида I. Вступил на престол после десятилетней борьбы со своими братьями: Сулейманом, Исой и Мусой.


Тамерлан после победы при Анкаре над Баязидом I восстановил ранее захваченые османами тюркские эмираты и разделил оставшуюся территорию между тремя сыновьями Баязида I (1403 г.). Мехмед I Челеби получил небольшую территорию на северо-западе Анатолии с центром в Амасии, Иса - Бурсу, а Сулейман - Румелию (балканские владения османов). Мехмед победил Ису и захватил Бурсу (1404-1405 гг.), затем послал Мусу, своего брата, против Сулеймана. Муса одержал победу (1410 г.), однако сам объявил себя султаном в Адрианополе. При поддержке императора Мануила II Палеолога Мехмед разбил войско Мусы при Камурлу в Сербии (1413 г.) и объявил себя султаном Анатолии и Румелии со столицей в Адрианополе.

Во время своего правления Мехмед не вел активной завоевательной политики на Балканах, ограничившись подчинением валашского господаря Мирчи Старого в качестве данника османов (1416 г.), некоторыми территориальными приобретениями в Албании (1417 г.) и несколькими рейдами против Венгрии. В Анатолии он восстановил контроль над большинством западных провинций и подчинил себе Мухаммеда II, эмира Караманли (в юго-восточной Анатолии, столица Конья), который женился на дочери Мехмеда Инджу.


Цитата:
Упорную борьбу пришлось Мехмету вести с дервишами шейха Бедреддина Симавна-оглу


Бедреддин был главным судьей при Мусе, брате Мехмеда.

Кроме того, Мехмед победил восставшего в Румелии (в 1416-1422 гг.) претендента на трон, который выдавал себя за Мустафу, погибшего в битве при Анкаре брата Мехмеда.

Цитата:
С византийским императором Мануилом II (1392 – 1425 гг.) Мехмет I жил в мире


Во внешней политике Мехмед возобновил союз с Византией (Мануил II Палеолог) и Сербией (Стефан Лазаревич) и вернул Салоники византийцам.

Умер Мехмед I 26 мая 1421 г. в Адрианополе от апоплексического удара. От двух браков у него было 8 сыновей и 10 дочерей.


(Добавление)
Филин
Цитата:

Мехмет II Фатих – турецкий султан в 1444 и 1451 – 1481 годах.
...
В последующие годы султан занял остатки византийских владений в Море и на островах Эгейского моря


Опечатка: не в Море, а в Морее, то есть на Пелопоннесе.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 23 Марта, 2008 - 01:55:20
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Да, завтра нужно отправлять файлы в Питер.

Мехметов подправил.

Мехмет I Челеби – турецкий султан в 1413 – 1421 гг., сын султана Баязида I. Тамерлан, после победы при Анкаре над Баязидом I, восстановил ранее захваченные османами тюркские эмираты и 1403 г. разделил оставшуюся территорию между тремя сыновьями Баязида I. Мехмет I Челеби получил небольшую территорию на северо-западе Анатолии с центром в Амасии, Иса – Бурсу, а Сулейман – Румелию (балканские владения османов). Мехмет победил Ису и захватил Бурсу, затем послал Мусу, своего брата, против Сулеймана. Муса одержал победу в 1410 г., однако затем объявил себя султаном в Адрианополе. При поддержке императора Мануила II Палеолога, Мехмет разбил войско Мусы при Камурлу в Сербии в 1413 г. и объявил себя султаном Анатолии и Румелии со столицей в Адрианополе. Во внешней политике Мехмет возобновил союз с Византией и Сербией, вернул Фессалоники византийцам. Он не вел активной завоевательной политики на Балканах, ограничившись подчинением валашского господаря Мирчи Старого в качестве данника османов в 1416 г., некоторыми территориальными приобретениями в Албании в 1417 г. и несколькими рейдами против Венгрии. В Анатолии он восстановил контроль над большинством западных провинций и подчинил себе Мухаммеда II, эмира Караманли (в Юго-Восточной Анатолии, столица Конья), который женился на Инджу, дочери Мехмета. Все заботы Мехмета I были направлены на то, чтобы укрепить государство, потрясенное нашествием Тимура, о дальнейшем распространении своих владений он не помышлял, и тем отсрочил гибель Византии и заслужил похвалы византийских историков. С византийским императором Мануилом II (1392 – 1425 гг.) Мехмет I жил в мире, перед смертью поручил его покровительству двух своих сыновей. К своим немусульманским подданным султан относился очень терпимо, покровительствовал торговле, много занимался строительством; возвел мечеть в Адрианополе, своей столице. В правление Мехмета I в Турции начался расцвет литературы, особенно поэзии, с которой ранее османы были совершенно незнакомы. Умер Мехмет I Челеби 26 мая 1421 г. в Адрианополе от апоплексического удара. От двух браков у него было 8 сыновей и 10 дочерей.

Мехмет II Фатих – турецкий султан в 1444 и 1451 – 1481 гг. Родился 30 марта 1432 г. в Адрианополе (совр. Эдирне), умер в 3 апреля или 3 мая в Ункяр-Каири. Отличался умом и предусмотрительностью, был изощренным дипломатом, знал несколько иностранных языков, включая греческий, увлекался греческой философией и науками. В характере своем сочетал необузданное властолюбие с беспощадной жестокостью, имел склонность к педофилии. Идя к власти коварно уничтожил всех соперников, в том числе своего девятимесячного брата Амурата. Прославился захватами земель соседних с османами народов и получил прозвище Фатих (Завоеватель). В 1453 г. Мехмет II лично возглавил поход на Константинополь и захватил его 29 мая после месячной осады. В последующие годы султан занял остатки византийских владений на Пелопоннесе и островах Эгейского моря, а в 1461 г. присоединил к своей державе Трапезундскую империю. Кроме того, в годы правления Мехмета II османы в 1459 г. ликвидировали независимость Сербии, в 1463 г. захватили Боснию, в 1475 г. подчинили Крымское ханство, а к 1479 г. завершили завоевание Албании. В правление Мехмета II Турция превратилась в одну из самых могущественных стран мира, а захваченный турками Константинополь был переименован в Инстамбул и стал столицей турецкого государства. При Мехмете II был составлен первый свод законов Османской империи.



Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 23 Марта, 2008 - 11:42:22
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Метаксарии – торговцы шелком-пряжей, шелком-сырцом при Юстиниане, когда корпорация метаксопратов еще не возникла.

(Добавление)
Мелатрарии – возможно, нелегальные торговцы шелковой пряжей.

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 29 Апреля, 2009 - 10:32:12
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Месофор — нижняя туника (interula).

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 03 Мая, 2009 - 11:07:23
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Метаксарии – торговцы шелком-пряжей, шелком-сырцом в правление императора Юстиниана I (527 – 565 гг.), когда корпорация метаксопратов еще не возникла.

Мелатрарии – предположительно, нелегальные торговцы шелковой пряжей.

Месофор (interula) – нижняя туника.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 05 Мая, 2009 - 11:06:48
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Мафорий - не только короткий плащ с капюшоном, но и длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят (вариант - "мафорион"). Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) - одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.
Взято из Википедии... На картинке - украинская икона сер. XVII в. "Покрова Богородицы".


(Добавление)

Прикреплена картинка:
att-4a06be0d1e19baina.jpg


(Отредактировано автором: 10 Мая, 2009 - 15:59:18)

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 10 Мая, 2009 - 15:44:12
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "М" Ч.4 [Страниц (3): « 1 [2] 3 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0058 ]   [ Gzip выкл. ]