|
|
|
|
Михайло
Анфипат Откуда: Україна, Київ
|
|
|
|
Цитата:Зилоты – «ревнители»; политическая группировка сороковых гг. XIV в. в Фессалониках. |
Есть еще вот такое значение (правда, вопрос, возникли они в 12-м веке или же раньше?):
http://www.vehi.net/brokgauz/all/042/42020.shtml
Зилоты, партия в Константинополе
— одна из двух церковных партий в Константинополе в XII—XIV веках, стоявшая во враждебных отношениях к партии политиков. Свое название она получила от того, что ее приверженцы заявляли себя строгими ревнителями церковных интересов. Применяясь к современной терминологии, эту партию можно назвать клерикальной. Она добивалась, чтобы государство отнюдь не посягало на права церкви и не вмешивалось в сферу духовной власти. Государственную власть, в лице императора, они старались подчинить строгой церковной дисциплине. Интересы церкви или, вернее, своей партии, З. ставили выше государственных интересов и не останавливались перед открытыми возмущениями для достижения своих целей. Приверженцами этой партии были невежественная чернь и не менее невежественные монахи. Просвещение они ставили невысоко и даже считали его помехой благочестию, сводившемуся к внешним аскетическим подвигам и суровому ригоризму. Всеми силами стремились З. заместить патриаршую и епископские кафедры своими приверженцами и, когда им это удавалось, всячески теснили своих противников. Ожесточенная борьба этой партии с политиками налагает мрачный отпечаток на византийскую историю XII — XIV веков.
См. И. Е. Троицкий, "Арсений и арсениты" ("Христианское Чтение", 1872, т. ill); А. П. Лебедев, "Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV века" (издан. 2, M., 1902, стр. 296—322).
(Добавление) Цитата:
Правильно таки Карвонопсида или Карвонопсина?
----- І прийшли ми тоді в Греки. І повели нас туди, де ото вони служать Богові своєму, і не знали ми, чи ми на небі були, чи на землі. |
|
Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 18 Марта, 2009 - 18:30:42 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Внес дополнение.
Зилоты – «ревнители»; 1) одна из двух политических партий в Константинополе в XII – XIV вв., находившаяся в противостоянии с партией политиков. Свое название она получила от того, что ее приверженцы, в числе которых состояли преимущественно монахи и представители низших городских слоев, заявляли себя строгими ревнителями церковных интересов. Она добивалась, чтобы государство не посягало на права Церкви и не вмешивалось в сферу духовной власти. Государственную власть, в лице императора, они старались подчинить строгой церковной дисциплине; 2) политическая группировка сороковых гг. XIV в. в Фессалониках. Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка, проводившего политику централизации государства, и феодальной знатью во главе с Иоанном Кантакузином. В состав зилотов входили в основном состоятельное купечество и ремесленные верхи; вооруженной силой являлись преимущественно моряки. Во главе зилотов стояли представители аристократического рода Палеологов – Михаил и Андрей. К зилотам примкнул митрополит Иакинф. Зилоты поддерживали константинопольское правительство. Получив от Апокавка военную помощь, в 1342 г. они захватили при поддержке народных масс власть в городе, изгнав из него феодальную аристократию. В 1343 – 1345 гг. влияние зилотов на городские низы несколько упало. После убийства в Константинополе Апокавка, в 1345 г. в результате переворота власть в Фессалониках перешла к феодальной знати, которая, умертвив Михаила Палеолога, решила передать город Кантакузину. Возмущенный народ летом 1345 г. перебил феодальную знать. Городом вновь овладели зилоты, отказавшиеся после захвата византийской столицы Кантакузином в 1347 г. признать новое константинопольское правительство, а также принять в качестве митрополита Григория Паламу, поддерживавшего Кантакузина. В 1349 г. движение зилотов было подавлено, Фессалоники занял Кантакузин. Выступление зилотов было попыткой состоятельных городских слоев изменить общественный строй византийского города, отнять власть у аристократии, повысить роль городской верхушки в политической жизни государства. Причины неудачи движения зилотов – слабость городского сословия в Византии, а также интервенция Сербии и турок-османов в Византию на помощь Кантакузину.
...псина по-русски звучит неблагозвучно, ...псида - гораздо лучше.
|
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Марта, 2009 - 06:17:09 |
|
|
|
Михайло
Анфипат Откуда: Україна, Київ
|
|
|
|
Цитата:...псина по-русски звучит неблагозвучно, ...псида - гораздо лучше. |
То есть по идее и так и так можно? (простите за назойливость, мне для себя интересно)
----- І прийшли ми тоді в Греки. І повели нас туди, де ото вони служать Богові своєму, і не знали ми, чи ми на небі були, чи на землі. |
|
Всего записей: 262 : Дата рег-ции: Янв. 2008 : Отправлено: 19 Марта, 2009 - 16:31:15 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
В исторических сочинениях я встречал оба варианта. Это все, что может сказать по этому вопросу такой профан в греческом языке, как я. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Марта, 2009 - 05:53:14 |
|
|
|
|
|
|
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА СТЕН КОНСТАНТИНА - триумфальная арка, возведенная между 324-330 гг. при императоре Константине I Великом (306-337 гг.). Находились в XII регионе, на крайнем юго-западном (левом) фланге стен Константина. Первоначально проектировались и строились как симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот. Представляли собой трехпролетную конструкцию, фланкируемую двумя крыльями-башнями. Кроме фортификационных целей выполняли роль очищающего элемента между внешним миром, выраженном в via Egnatia, заканчивающейся перед ними и миром социума Нового Рима, который выражался в Месе, начинавшейся позади. Использовались лишь в исключительных случаях, в том числе для триумфальных процессий. Иерусалимская правопреемственность главных ворот новоосвященного города отразилась и в названии, которое подкреплялось позолотой по бронзовым створкам ворот, имевшим множество массивных накладных барельефов-бляшек. Само сооружение было облицовано проконесским мрамором и также украшено барельефами и статуями. На вершине находилась колоссальная шестиметровая статуя Фортуны. После возведения стен Феодосия роль сухопутных стен Константина и их Золотых ворот, как фортификационных объектов, резко снижается (последние масштабные восстановительные работы проводились в 448 году), а затем, с VI века, и вовсе сходит на "нет". [Несмотря] на это, власти продолжают поддерживать памятник в хорошем состоянии вплоть до начала XIII века. К этому времени зафиксирован, в контексте всеобщего социального регресса, отрыв от своих исторических корней. Ворота в обиходе, даже среди образованнейших людей своего времени, называют "Храмом Фортуны". Мародерство латинян, захвативших Константинополь в 1204 году и разрушительнейшее землетрясение 1206 года нанесли постройке непоправимый ущерб. [После освобождения города в 1261 году ворота восстанавливаются. Над проезжей частью появляются мозаичные иконы: с фронта - Вознесение, а с тыла - Сошествие в Ад, что соответствовало античной концепции "социум (город) - внешний мир".] Остатки были уничтожены землетрясением 1509 года, а строительный материал использован турками в своих постройках. В настоящее время во дворе Стамбульского археологического музея хранится одна из голов Медузы Горгоны, вероятно, некогда украшавшей фасад Золотых ворот Константина и выполнявшей функции оберега от сглаза. --------- Правки даны в скобках[ ]. |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 30 Марта, 2009 - 09:11:36 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Золотые ворота – 1) триумфальная арка в Константинополе, возведенная между 324 и 330 гг. при императоре Константине I Великом (306 – 337 гг.). Находились в XII регионе, на крайнем юго-западном (левом) фланге стен Константина. Золотые ворота Константина, названые по примеру главных ворот священного для христиан города Иерусалима, представляли симбиоз триумфальной арки и крепостных ворот. Трехпролетная конструкция с двумя башнями по сторонам была облицована проконесским мрамором, украшена барельефами и статуями. Наверху стояла колоссальная шестиметровая статуя Фортуны, поэтому в народе сооружение именовалось «храмом Фортуны». Створки ворот были сделаны из позолоченной бронзы с множеством накладных барельефов. Использовались Золотые ворота лишь в исключительных случаях, прежде всего, для триумфальных процессий. После возведения стен Феодосия, сухопутные стены Константина и их Золотые ворота потеряли свою фортификационную роль. Последний капитальный ремонт стен был проведен в 448 г. Однако городские власти продолжали поддерживать Золотые ворота Константина в хорошем состоянии вплоть до начала XIII в. Мародерство латинян, захвативших Константинополь в 1204 г. и разрушительнейшее землетрясение 1206 г. нанесли постройке непоправимый ущерб. После освобождения города в 1261 г. ворота были восстановлены; над проезжей частью появились мозаичные иконы: с фронта – Вознесение, а с тыла – Сошествие в ад. Золотые ворота стен Константина были уничтожены землетрясением 1509 г., а строительный материал использовался турками в своих постройках. В настоящее время во дворе Стамбульского археологического музея хранится одна из голов Медузы Горгоны, вероятно, некогда украшавших фасад Золотых ворот Константина и выполнявших функции оберегов от сглаза; 2) главные ворота Константинополя в юго-западной части городской стены. Первоначально это сооружение было триумфальной аркой, возведенной императором Феодосием I Великим (379 – 395 гг.) между 388 и 391 гг. в честь победы над узурпатором Магном Максимом (383 – 388 гг.) вне стены Константина на Игнатиевой дороге. Арка имеет три пролета, перекрытые полуцилиндрическими сводами, на главном и заднем фасадах по две колонны коринфского ордера из пестрого мрамора с зеленоватыми прожилками. Колонны поддерживают второй ярус арки – ее триумфальный венец в виде фриза, охватывающего сооружение по периметру. Фриз на главном и заднем фасадах рассекался восемью малыми колоннами, по четыре на каждом, того же ордера и материала, что и на первом ярусе. Малые колонны несли на себе по три небольшие арки, которые, в свою очередь, несли на себе верхнюю часть сооружения. Крайние колонны в сечении квадратные, а в середине – круглые. На вершине стояли четыре скульптурных льва – часть квадриги богини Кибелы, а также скульптурная группа, изображающая богиню Победы Нику, венчающую лавровым венком императора Феодосия Великого. На камнях кладки высечены христианские монограммы. В 412 г. арка вошла составной частью в константинопольские стены Феодосия, и стала играть роль главных ворот города, в районе Эксакиония, самого обширного района столицы. К ее правому и левому фасадам были пристроены башни, охранявшие вход в Константинополь. Тогда же были установлены массивные створчатые ворота, покрытые листовой позолоченной бронзой с накладными позолоченными бронзовыми барельефами. Перед сооружением возведены укрепленные пропилеи, прикрывающие деревянный мост в два пролета через двадцатиметровый, наполненный водой ров, появившийся к сороковым гг. V в. Мост опирался на боевой парапет и проходил через его арку. Задний фасад пропилей был соединен с кольцевым тыловым укреплением «Сastrum rotondum», препятствующим проникновению противника в город в случае его прорыва через ворота. На левом и правом крыльях пропилей находились по шесть барельефов, расположенных по три в два яруса. На них были изображены мифологические сцены и портретные изображения: падение Фаэтона, спящий Адонис и Венера, казнь Прометея, Пегас с музой, Эндимон и Кадм на одной стороне, а на другой: некоторые из подвигов Геракла. За барельефами, по сторонам проездной арки пропилей, стояли две статуи на базах из плинфы и блоков, облицованных мраморными плитами. Бывшая триумфальная арка получила название «Золотые ворота» в честь Золотых ворот Иерусалима, в которые торжественно вошел Сын Божий. Золотые ворота Константинополя открывались только для триумфального входа в столицу победоносных войск империи. Исключением было их использование для перенесения в столицу Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы 15 августа 944 г. В течение веков Золотые ворота сильно пострадали от землетрясений. В 1206 г., во время господства в городе латинян, произошло обширное обрушение левого фасада ворот и левой фланкирующей башни. Разрушения были ликвидированы за счет строительного материала полностью разрушенного во время этого же землетрясения храма Всех Святых. Позже, после освобождения города в 1261 г., византийские власти вынуждены были, ввиду обветшания сооружения и угрозы обрушения, частично заложить арки, сузив входы. После падения империи в 1453 г., турки вообще замуровали главный вход в связи с легендой о том, что освободитель Константинополя войдет в город именно через Золотые ворота. Попытка графа Арунделя и герцога Бэкингемского в 1620 – 1626 гг. приобрести у турок барельефы пропилей Золотых ворот закончилась безрезультатно. К 1647 г. сохранилась лишь часть барельефов, а последнее сообщение о них датировано 1670 г., когда их видел англичанин Джон Коуэл. Позже оставшиеся барельефы были уничтожены. Во второй половине XVII в. большая часть колонн Золотых ворот была выломана и продана. В шестидесятых гг. XX в. Золотые ворота были частично отреставрированы, ныне находятся под охраной ЮНЕСКО. Обломки барельефов пропилей хранятся в Стамбульском археологическом музее. |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Марта, 2009 - 10:37:24 |
|
|
|
|
|
|
Зигии — двучашечные весы, на которых взвешивались дорогие товары: специи, благовония и т. п., - в отличие от безмена-кампана, использовавшегося при торговле продуктами.
----- Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum. |
|
Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 23 Мая, 2009 - 11:28:54 |
|
|
|
Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Зигии – весы с двумя чашками, на которых взвешивались дорогостоящие товары: специи, благовония и тому подобное. В торговле продовольствием византийцы употребляли кампан (безмен). |
|
Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 12 Октября, 2009 - 13:40:26 |
|
|
|
|
|
|
Изменения в статье, которые выделены заглавными литерами:
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА СТЕН ФЕОДОСИЯ - триумфальная арка, возведенная императором Феодосием Великим (379-395 гг.) между 388 и 391 годами в честь победы над узурпатором Максимом вне стен Константина на via Egnatia. Представляет классическое сооружение этого типа: три пролета, перекрытые полуцилиндрическими сводами, завершались антаблементом и аттиком. На главном и заднем фасадах имелись по две колонны коринфского ордера из пестрого мрамора с зеленоватыми прожилками. Они поддерживали второй ярус арки - ее триумфальный венец в виде фриза, охватывавшего сооружение по периметру. Фриз на главном и заднем фасадах рассекался восемью малыми колоннами, по четыре на каждом, того же ордера и материала, что и на первом ярусе. Малые колонны несли на себе по три небольшие арки, которые, в свою очередь, - верхнюю часть сооружения. Значимость возведения триумфальных арок (ворот) восходит к глубокой древности. Они отделяли внутреннее пространство от внешнего, социума, и выполняли охранно-очистительную функцию. С этим и связано установление на них изображений божеств, тотемных животных и священных символов. На вершине, В РАЗНОЕ ВРЕМЯ, находились: четыре львиные скульптуры - часть квадриги богини Кибелы, а также скульптурная группа, изображающая богиню Победы Нику, венчающую лавровым венком императора Феодосия Великого; СЛОНОВАЯ КВАДРИГА ВЛЕКУЩАЯ КОЛЕСНИЦУ С ФЕОДОСИЕМ ВЕЛИКИМ; ЧЕТЫРЕ СЛОНА, ВЕРОЯТНО, ОСТАТОК КВАДРИГИ. На кладке стен высечены христианские монограммы. Прохождение, т.е. очищение победоносного войска при его возвращении являлось необходимостью. Очищению подвергались и трофеи, в т.ч. и пленные. В 412 году арка включена в стену Феодосия в виде главного (триумфального) въезда в Константинополь на крайнем левом фланге сухопутных стен в юго-западной части города и стала являтся частью внешней границы самого обширного района - Эксакиония. С ее правого и левого фасада были пристроены башни, фланкирующие вход. Сама арка превращена в крепостные ворота: установлены массивные створки, покрытые листовой позолоченной бронзой с накладными позолоченными бронзовыми барельефами. Перед сооружением возведены укрепленные пропилеи, соединяющиеся с внешним краем рва мостом из дерева в два пролета, имеющего опору на линии боевого парапета и проходящего через его арку. Пропилеи прикрывали переправу через двадцатиметровый наполненный водой ров (к 40-м годам V века), а задний фасад Золотых ворот был соединен с кольцевым тыловым укреплением castrum rotondum, препятствующим проникновению противника в город в случае прорыва. На левом и правом крыльях пропилей находились по шесть барельефов, расположенных по три в два яруса. На них были изображены: падение Фаэтона; спящий Адонис и Венера; казнь Прометея; Пегас с музой; Эндимон; Кадм. На остальных шести - подвиги Геракла (но не все), в т.ч. Геракл с Цербером, Геракл, несущий двух циклопов. Далее за барельефами, также симметрично проездной арки пропилей, находились по одной статуи, стоявшие на базах из плинфы и блоков, облицованных мраморными плитами. В новой дополнительной функции арка получила название "Золотые ворота" по аналогу Золотых ворот в Иерусалиме, через которые произошел вход в город Сына Божьего, как бы перенимая его сакральную эстафету. Ворота открывались лишь для совершения триумфальных победоносных шествий и эта церемония неукоснительно выполнялась в течение всего продолжения существования империи. Исключением явилось перенесение 15 августа 944 года Нерукотворного Образа Иисуса Христа из Эдессы. Наличие регионального геологического разлома практически под этим участком стен Феодосия повлекло за собой сильнейшие разрушения в результате многочисленных землетрясений. Особо сильно ворота пострадали в 1206 году, во время господства латинян: произошло обширное обрушение левого фасада ворот и левой фланкирующей башни. Разрушения были ликвидированы за счет строительного материала от полностью разрушенной во время этого же землятресения церкви Всех Святых. Позже, после освобождения города в 1261 году, византийские власти вынуждены, ввиду обветшания сооружения и угрозы обрушения во время землетрясений, частично заложить арки, сузив все пространство проезда. После падения империи в 1453 году турки практически вообще замуровали вход в связи с легендой о том, что освободитель Константинополя войдет в город именно через Золотые ворота. [Попытка в 1620- 1626 годах графа Арунделя и герцога Бэкингемского приобрести барельефы пропилей закончилась безрезультатно. В 1647 году Леунклавий и Булкильд сообщают о том, что сохранилась лишь часть барельефов. Последнее сообщение о них датировано 1670 годом Джоном Коуэлом. Позже оставшиеся барельефы были уничтожены. Во второй половине XVII века большая часть колонн Золотых ворот была выломана и продана. В 60-х годах XX века Золотые ворота были частично отреставрированы. Ныне находятся под охраной ЮНЕСКО. Обломки барельефов пропилей находятся в Стамбульском археологическом музее.] |
|
Всего записей: 3975 : Дата рег-ции: Нояб. 2006 : Отправлено: 05 Декабря, 2010 - 00:38:42 |
|
|
|