Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Э" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Энос – главный город провинции Родопа, в диоцезе Фракия префектуры Восток.

Энотикон – указ византийского императора Зенона, опубликованный в 482 г., в котором давалось весьма расплывчатое вероопределение и бросалась некая тень на Халкидонский Вселенский собор. Указ преследовал цель примирить сторонников и противников Халкидонского собора, отсюда и его название (в переводе с греческого означает «объединительное послание»). Документ объявлял осуждение тем, кто в Халкидоне или в других местах мыслил и говорил противное тому, что утверждалось в «Энотиконе». Надежды Зенона, однако, провалились, потому что документ не был признан и теми, кто твердо держался Православия, то есть решений Халкидонского собора, и теми, кто твердо стоял на позициях «монофизитства». Таким образом, вместо двух противоборствующих сторон образовались три. И хотя послушное императорской власти большинство епископата приняло «Энотикон», реальное влияние на народ оказывали не они, а те, кто был искренен в своих убеждениях. Более того, этот указ стал поводом к первому расколу Западной и Восточной Церквей. Римский папа Феликс III в 484 г. осудил «Энотикон» и отлучил от Церкви константинопольского патриарха Акакия. Последующие константинопольские патриархи, поддерживая осуждение «Энотикона», тем не менее, отказывались исключать имя Акакия из поминальных списков (диптихов), а исключали оттуда имена пап. Эта так называемая «схизма Акакия» длилась около тридцати пяти лет и была прекращена лишь в 518 г. в правление императора Юстина I.

Энрико Дандоло – венецианский дож в 1192 – 1205 гг. Родился в 1107 г., умер в 1205 г. Несмотря на преклонный возраст и слепоту стал одним из вождей Четвертого крестового похода. Был крайне озлоблен на ослепивших его византийцев и поклялся не умирать, пока не отомстит за обиды, нанесенные ими венецианцам. Энергично добивался установления господства Венеции в Средиземноморской торговле и сыграл ключевую роль в изменении первоначального маршрута крестоносцев, вместо Египта оказавшихся у стен Константинополя в 1203 г. После захвата Константинополя в 1204 г. Дандоло был одним из кандидатов на трон Латинской империи, но противоречия и разногласия между вождями крестового похода не позволили ему стать императором. Он получил второй по важности титул деспота, а также власть над «четвертью и полчетвертью Римской империи», куда входили: Пелопоннес, Акарнания, Эпир, Албания, Эвбея, Кикладские и Ионические острова, а также прибрежные территории вдоль Пропонтиды от Херсонеса Фракийского до Селимврии, Лампсак и ряд городов у проливов. Эти территории наследовали и венецианские приемники власти Энрико Дандоло, умершего в 1205 г. и похороненного в храме Святой Софии столицы Латинской империи. После освобождения Константинополя от латинян в 1261 г., горожане выбросили останки дожа в Пропонтиду. На хорах храма Святой Софии сохранилась его надгробная плита.

Энталма – документ, письменное распоряжение высшего чиновника своему подчиненному для ведения каких-либо дел.

Энхирион – См. Эпигонатион.

Энциклика – окружное послание главы светской или духовной иерархии, посвященное церковным вопросам.

Энциклика Василиска – окружное послание византийского императора Василиска (475 – 476 гг.) к «митрополитам и мирянам по всей вселенной», в котором от имени самого императора и его сына кесаря Марка были сформулированы вероучительные основы в духе монофизитства, как обязательные для подданных империи. Инициатором этого послания был низложенный в 460 г. императором Львом I (457 – 474 гг.) монофизитский патриарх Александрии Тимофей Элур, которого Василиск в 475 г. вернул из ссылки и восстановил на александрийской кафедре. Непосредственным автором послания стал александрийский монах Павел, в прошлом ритор и софист. Энциклика стала показателем все более активного вмешательства государства в церковные дела. Это послание было разослано всем архиереям 9 апреля 475 г., и вызвало взрыв радости в восточных монофизитских областях империи и негодование православных. Энциклику поддержали более 500 восточных епископов, патриархи Антиохи, Александрии и Иерусалима. Но константинопольский патриарх Акакий (471 – 489 гг.) прилагал значительные усилия, чтобы снизить значимость этого документа и отказался подписать Энциклику. Однако при этом главным мотивом борьбы между Акакием и Тимофеем Элуром были не догматические споры, а борьба за авторитет и властные полномочия константинопольской и александрийской церковных кафедр. Под давлением православного большинства населения столицы империи, недовольного к тому же усилением налогового гнета в царствование Василиска, император в 476 г. был вынужден принять Антиэнциклику, в которой он, ссылаясь на свою неосведомленность в вопросах вероучения, отказывался от провозглашения монофизитства государственной церковной политикой.

Эпанагога (Исагога) – «введение»; сборник византийского права конца IX в. (после 879 г.), составленный от имени императора Василия I и его сыновей Льва и Александра. Большая часть Эпаногоги носила компилятивный характер, включала многие нормы Прохирона и Эклоги, которые восходили еще к римскому и восточному праву. Был сформулирован и ряд новых положений (например, о патриаршей власти, дополняющей императорскую, о правах духовенства), которые определяли взаимоотношения государства и Церкви и были широко использованы впоследствии в церковном праве. В частности, Эпанагога утверждала, что божественные законы превыше светских, земных. Поэтому власть императора должна иметь предел в религиозных и нравственных установлениях, иначе извращается сама ее природа.

Эпарх – глава исполнительной власти Константинополя, назначаемый и подчинявшийся непосредственно императору. Эта должность появилась в середине IV в. Эпарх ведал снабжением Константинополя, заботился о его безопасности, благоустройстве, организации внутригородской и внешней торговли, поддержании порядка. Он был также одним из главных столичных судей (его приговоры мог отменить лишь василевс), контролировал работу всех общественных учреждений, в том числе тюрем, полиции, и пожарной охраны, осуществлял надзор за пребыванием иногородних и иностранцев в столице. Организация строительных государственных работ в городе, церемоний, празднеств, представлений на ипподроме, казней, похорон членов царской семьи также являлась обязанностью эпарха. Публично эпарх всегда появлялся в экипаже. Приказ эпарха ведал всеми гражданскими делами в стомильной зоне Константинополя. Во время отсутствия в Константинополе императора, эпарх часто возглавлял правительство и ему подчинялись имеющиеся в городе военные силы. С конца XI в. должность эпарха начала терять свою значимость и к первой половине XIV в. само ее наименование превратилось в титул, не имеющий ничего общего с городским управлением.

Эпарх войска – главный интендант армии.

Эпибаты – морские пехотинцы в античной Греции и Византийской империи.

Эпибола – форма коллективной ответственности налогоплательщиков; приписка в принудительном порядке пустующих участков земли соседям, обязывавшая их платить за новые «владения» поземельные налоги. Эпибола характерна для ранневизантийского периода, применялась до VII в.

Эпигонатион (епигонатион, гонатион) – часть богослужебного облачения священнослужителя Византийской Церкви; ромбовидный кусок парчевой ткани с вышитым на нем крестом, символически изображающий «меч, висящий при поясе», «кинжал духа». Эпигонатион носился на длинной ленте у правого бедра. Предположительно, у этого предмета было и другое название – «энхирион». В Русской Православной Церкви эпигонатион появился около XVI в.; именуется палицей или набедренником.

Эпигоны – «последователи»; нетворческие подражатели оригинальных основоположников в какой-либо области человеческой жизни: науке, культуре, политике и тому подобном.

Эпиграмма – «надпись»; сложившийся в Греции в VII – VI вв. до Р.Х. жанр небольших, но завершенных по форме и содержанию стихотворений. Первые эпиграммы возникли в виде надписей на надгробных стелах, алтарях, треножниках. Этот жанр был достаточно распространен в византийской литературе. Своими эпиграммами прославился, например, языческий поэт Паллад, живший в Александрии на рубеже IV и V вв. Расцвет византийской эпиграммы пришелся на VI в. и связан с именами Агафия, Павла Силенциария, Юлиана Египетского, Македония и Эратосфена Схоластика.

Эпидрома – краткое изложение, конспект. Синоним слова «эпитома», применявшийся византийцами преимущественно в научно-философских трактатах.

Эпикерн (пинкерн, керасмат) – кравчий, придворный виночерпий; должность обычно исполнялась евнухами. С XIII в. должность эпикерна стала почетным придворным титулом, который жаловался представителям высшей военной знати, и занимал четырнадцатое место на иерархической лестнице.

Эпиклеза – «призывание»; третья часть евхаристической молитвы, в которой священник молится о ниспослании Святого Духа на «предлежащие дары», чтобы претворить их в Тело и Кровь Христову, и на молящихся, чтобы очистить их от всякой скверны греха. Во время эпиклезы и совершается Евхаристия – претворение святого хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.

Эпикомпий (апокомвий) – платяной мешок, кошелек для денег.

Эпикт – служащий из штата комита стойла; заботился о внешнем виде лошадей и мулов.

Эпикуцул – особая парадная одежда протоспафариев, ежегодно выдаваемая из казны вместе с денежной частью руги.

Эпилекты – «отборные»; ранневизантийское наименование младших воинских начальников: тетрархов, пентархов, декархов.

Эпилорика – стеганная или набивная одежда византийских воинов без рукавов и капюшона, надеваемая поверх панциря или кольчуги. Она давала некоторую дополнительную защиту и предохраняла металлические доспехи от нагревания на солнце или от переохлаждения в холодное время.

Эпиманикии – узкие манжеты, часто украшенные на парадной одежде.

Эпирия – чрезвычайный побор или повинность в пользу государства или должностных лиц. В столице определяли общие размеры эпирии для провинций, а сама раскладка налогового или трудового бремени производилась на местах.

Эпирский хронист – неизвестный автор «Эпирской хроники», описывающей события XIV – XV вв. и турецкое завоевание этой области.

Эпирское государство – государство на Западе Балканского полуострова, основанное в 1204 г., после распада Византийской империи под ударами крестоносцев, Михаилом Ангелом Дукой Комнином, правившим до 1215 г. До шестидесятых гг. XX в. в научной литературе именовалось Эпирским деспотатом. Столицей Эпирского государства стала Арта; его населяли греки, славяне, албанцы, влахи и представители других народностей. Наместники административных областей – обычно родственники главы государства – были почти независимы от центральной власти. В 1224 г. Феодор Ангел, правивший в 1215 – 1230 гг., отвоевал у Латинской империи Фессалоники и объявил себя императором, сделав Фессалоники своей столицей. После разгрома болгарами войск Феодора Ангела при Клокотнице в 1230 г. Эпирское государство пришло в упадок и затем периодически становилось вассалом Никейской империи. В 1337 г. оно было присоединено к восстановленной в 1261 г. Византийской империи и как государство перестало существовать. Но до 1340 г. делались попытки восстановления самостоятельного государства.

Эпискепсис – «надзор»; откуп налогов на территории какого-либо налогового округа.

Эпискептит (епискептит) – 1) надзиратель; 2) откупщик налогов.

Эпистат – член константинопольской корпорации аргиропратов, распределяющий заказы между ювелирами. В античные времена этот термин широко использовался в военном деле для обозначения воинов, занимавших определенное место в фаланге (во втором ряду), а также для определенных категорий выборных и полицейских чиновников, а также жрецов.

Эпистиль – «лежащий на колоннах»; горизонтальная часть алтарной преграды в византийском храме.

Эпистимонарх – помощник игумена, ответственный за соблюдение монахами дисциплины и распорядка дня в монастыре.

Эпистимонархонт – помощник эпистимонарха.

Эпистолография – искусство написания художественного письма, как особый жанр византийской литературы.

Эпиталама (эпиталамий) (epitalamium) – свадебная песнь с пожеланиями счастья молодым супругам, с прославлением радостей брачного ложа. Первоначально эпиталамы предназначались для хорового исполнения, наиболее ранние их образцы сохранились в древнегреческой поэзии как составные части стихотворений Сапфо. В римской литературе известны эпиталамы, сочиненные Катуллом, а позднее в IV – V вв. Авзонием, Клавдианом, Сидонием Аполлинарием. Для византийской поэзии, в отличие от латинской, этот жанр не характерен.

Эпитафия – надгробная надпись, а также траурная речь о покойном, произносимая на церемонии захоронения.

Эпитирит – постоянный наблюдатель за порядком, благочестием и дисциплиной в монастырских кельях. Подчинялся эпистимонарху и сообщал ему о виновниках допущенных нарушений.

Эпитома (бревиарий) – краткое изложение, извлечение из более обширного литературного труда.

Эпитонион – арматурный кран, приспособление для запирания и открывания емкостей с жидкостями, широко применявшиеся в Византии в системах водоснабжения в быту, промышленности, сельском хозяйстве, а также в военном деле для открытия сифонов с греческим огнем при его выплескивании на противника. Византийские запорные краны изготовлялись из камня и металлов. Древнейшие эпитонионы известны по находкам на территории Греции и относятся к эллинистическому периоду.

Эпитрапезий – императорский стольник в поздней Византии.

Эпитроп – «опекун»; регент, управляющий делами империи. Кроме того, эпитропами именовали управителей имуществом различных церковных учреждений, главным образом, храмов и монастырей, устроенных ктиторами и управляемых согласно типику (уставу).

Эпоним – «дающий имя»; человек, чьим именем был назван город, община или год (вследствие отсутствия в древности единого летоисчисления).

Эпопт – чиновник податного ведомства (геникона), проводивший измерения земли, учитывающий в податных кадастрах запущенные и не приносящие дохода участки, распределявший налоговое бремя между наследниками умерших землевладельцев.

Эргастерий (эргастирий) (ergasterium) – ремесленная мастерская в византийском городе, а также предприятие по переработке продуктов сельскохозяйственного производства в сельской местности.

Эргаты – неквалифицированные наемные рабочие.

Эрмий Созомен – См. Созомен.

Эрос – триклиний константинопольского Большого дворца, украшенный фресками, изображающими всевозможное оружие. Служил арсеналом.

Эсартисис – См. Вифарий.

Эсхатология – «учение о последних днях»; христианское учение о конечных судьбах мира и человечества. Включает в себя представления о втором пришествии Иисуса Христа, воскресении мертвых и Страшном Суде над праведниками и грешниками, грядущем обновлении мира и торжестве праведников в их единении с Богом.

Этериарх – начальник личной императорской гвардии, обладал также судейскими функциями. Впервые должность этериарха появилась при императоре Михаиле III (840 – 867 гг.).

Этерия – «товарищество по оружию»; личная гвардия императора. Этерию возглавлял этериарх, с XI в. великий этериарх. В Х в. делилась на великую, среднюю и третью этерии во главе с соответствующими этериархами. Этерия исчезла на рубеже XIII – XIV вв., а звание великого этериарха превратилось в церемониальную придворную должность, занимавшую двадцать шестое место в имперской иерархии.

Этнарх – командир иностранных наемников.

Этолия – горная область в Центральной Греции.

Эфес – древний торговый приморский город (совр. Аясулуг в Турции) в исторической малоазийской области Кария, в устье реки Меандр; центр провинции Азия с 133 г. от Р.Х. Основан финикийцами в XVI в. до Р.Х., с IX в. до Р.Х. стал ионийской колонией Афин. В VI в. до Р.Х. Эфес был завоеван лидийским царем Крезом, а с 546 г. до Р.Х. находился в составе Персидской державы. Обрел независимость в 470 г. до Р.Х., но после 386 г. вновь попал под власть персов. Город прославил знаменитый храм Артемиды, построенный на болоте в двух км. к северо-востоку от Эфеса и считавшийся одним из чудес света в древности. В 356 г. до Р.Х. Герострат сжег храм в надежде прославить свое имя в веках эти варварским деянием. В 334 г. до Р.Х. Эфес был освобожден от персов Александром Македонским, и затем входил в состав его империи и государств диадохов. В правление царя Лисимаха (297 – 281 гг. до Р.Х.), соратника Александра Великого, город был перенесен немного дальше от болотистого берега. Со 189 г. до Р.Х. город находился в составе Пергамского царства, а затем в 133 г. до Р.Х. вместе со всеми владениями умершего пергамского царя Эвмена II по его завещанию перешел в состав Римской республики, и стал центром новой римской провинции Азия. В 88 – 86 гг. до Р.Х. Эфес на короткое время оказался под контролем царя Понта Митридата VI, но в 86 г. до Р.Х. освобожден римлянами. В период поздней Римской империи город превратился в место проведение большой ежегодной ярмарки, стал одним из крупнейших экономических и культурных центров Восточных провинций, располагался на 10 кв. км. территории с населением более двухсот тыс. жителей. С I в. в Эфесе начинает распространяться христианство: в городе проповедовал апостол Павел и освобожденный из ссылки на острове Патмос Иоанн Богослов, скончавшийся и похороненный в Эфесе. В 263 г. готы подвергли город жестокому разграблению, расхитили сокровища храма Дианы Эфесской, игравший роль крупнейшего банка Средиземноморья. К концу IV в. в городе окончательно утвердилось христианство. При разделе Римской империи между сыновьями императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) в 395 г., Эфес оказался в составе Восточной Римской империи. С этого времени Эфес постепенно стал терять былое значение, на что повлиял общий экономический кризис в империи и изменение береговой линии, повлекшее заиливание акватории городского порта. В 431 г. в Эфесе прошел Третий Вселенский собор, осудивший еретические взгляды константинопольского патриарха Нестория, а в 449 г. – так называемый «Разбойничий собор», ознаменовавший временную победу ереси евтихианства. При императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.) часть архитектурных элементов эфесских построек, в том числе колонны храма Дианы Эфесской, были использованы при возведении храма Святой Софии в Константинополе. В VII – VIII вв. город неоднократно подвергался разграблениям, в первую очередь, арабами. При императоре Льве III (717 – 741 гг.) Эфес стал центром новообразованной Фрасикийской фемы, базой византийского флота в войнах с мусульманскими государствами. С 717 г. в городе в качестве монаха проживал бывший император Феодосий III (715 – 717 гг.). В 771 г. стратиг фемы Михаил Лахандракон проводил в жизнь жестокие гонения против монахов-иконопочитателей. В 868 г. город на короткое время заняли воинствующие еретики павликиане. Около 1077 г. Эфес захватили турки, но в 1098 г. их выбил византийский полководец Иоанн Дука. В 1133 г. император Иоанн II (1118 – 1143 гг.) воссоздал Фрасикийскую фему. В 1237 г. в городе, у ученого-энциклопедиста Никифора Влеммида, игумена монастыря Святого Георгия Чудотворца, обучался известный византийский историк Георгий Акрополит. В 1288 г. Эфес вторично захватили турки и поголовно вырезали его жителей. В 1391 г. Эфес окончательно вошел в состав османского государства и превратился в сельское поселение.

Эфесский собор (Первый Эфесский собор) – Третий Вселенский собор, состоявшийся в 431 г. в городе Эфес в Малой Азии. Под председательством Кирилла, патриарха Александрийского, собор осудил еретическое учение константинопольского патриарха Нестория, утверждавшего, что Христос был рожден человеком, и лишь потом стал Сыном Божиим (мессией). Император Феодосий II отрицательно отнесся к решению собора о низложении Нестория и некоторое время колебался. Комит Кандидиан, присланный императором наблюдать за порядком на соборе, объявил решение собора незаконным, поскольку Кирилл провел его, намеренно не дождавшись поддерживавших Нестория антиохийских епископов, чем и обеспечил желательное для себя решение об осуждении учения Нестория. Однако под давлением столичного монашества и паствы, в большинстве своем настроенной против патриарха Нестория, он сдался и утвердил решение о лишении его кафедры. Архимандрит Далмаций, сорок восемь лет не покидавший стен своего монастыря, лично отправился к императору, очень его уважавшему, и убедил его признать решение Эфесского собора. Фактически же собор закончился только через два года, согласительным исповеданием 433 г.: Кирилл подписал предложенный антиохийцами Символ Веры, а те взамен согласились с осуждением Нестория.

Эфиопия – так в узком значении слова византийцы именовали Аксумское царство на Африканском Роге, а в широком значении – всю черную Африку, в отличие от Северной Африки (Ливии).

Эфталиты – народ гуннского происхождения, относившийся к группе «белых гуннов», связанных с гуннами, но этнически от них отличных; эфталиты имели европеоидный облик. Как и гунны, они вышли из Китая, где в ΙΙΙ – ΙV вв. были известны под именем «хоа». В 384 г. эфталиты участвовали в осаде города Эдесса в составе персидского войска, однако в течение пятидесяти лет после этого события этот народ не играл значительной роли на исторической арене. К середине V в. эфталиты заняли области по северо-восточной границе Ирана в бассейне реки Аму-Дарьи. Там они вели оседлый образ жизни, множество золоченых буддийских храмов украшали роскошный укрепленный дворец эфталитских царей. Наследственной монархии эфталиты не знали, после смерти очередного царя престол передавался наиболее достойному представителю царского рода. В семейных отношениях эфталиты практиковали многомужество, братья имели одну жену. Знать и население эфталитских городов говорили по персидски, язык эфталитского народа до сих пор не известен. Эфталиты были хорошо известны византийцам, в частности подробно писал о них историк Прокопий Кесарийский. В шестидесятых гг. VI в. эфталиты были разгромлены тюрками. В 567 г. эфталиты, низложив своего последнего царя, подчинились персам и перестали существовать как народ.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 26 Января, 2009 - 06:22:40
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Э" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0077 ]   [ Gzip выкл. ]