Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Ц" [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Цанготув – согласно этимологии слова, «одевающий сапоги»; видимо, придворная должность.

Цангра – византийский арбалет (от фр. chancre). Впервые упоминается в «Советах и рассказах полководца» Кекавмена в XI в.

Царские врата – двери, ведущие из нарфика (притвора) в основное помещение византийского храма. В Русской Православной Церкви Царскими вратами именуют центральный вход в алтарной преграде.

Царские старцы – императорские судьи в Трапезундской империи, тоже что «вселенские судьи» в поздней Византийской империи.

Царские цвета – золотой и багряный (порфирный).

Царство Божие (Царство Христово, Царствие Небесное) – божественная цель мироздания, всего дела Христова и христианской Церкви. Место, созданное Богом для вечной жизни с Ним избранных праведников, проникнутое светом, истиной, блаженством, любовью и благодатью. Средством осуществления этой цели и прообразом его служит Церковь Христова. В обыденном сознании Царство Божие нередко отождествляется с раем, как с его земным первообразом. Краткое и точное богословское истолкование понятий рая и Царства Божиего дал святой константинопольский патриарх Фотий в своих «Амфилохиях» (Трактат №6), ответах на вопросы митрополита Кизика Амфилохия, написанных в 873 – 875 гг.

Царьград – торжественный эпитет города Константинополя.

Цаты – «царские, принадлежащие императору»; армянское наименование армян-халкидонитов (армян-ромеев) – православных армян, подданных Византийской империи, в религиозном отношении относящихся к Вселенской Православной Церкви и признающих догмат Халкидонского Церковного собора о двух природах во Христе, в отличие от армян-монофизитов, отвергающих этот догмат. Аналогичным термином для православных подданных империи в сирийской среде были «мелкиты». В VI – XIII вв. представители армяно-халкидонитских византийских родов: Аршакуни, Камсараканы, Мамиконяны, Ираклиды, Арцруни, Гнуни, Куркуасы, Гавры, Фоки, Тарониты, Торники, Апокапы, Криниты, Вхкаци, Василаки, Пахлавуни, Арменопулы и других знатных семейств, занимали высокие посты при императорском дворе и в Византийской Церкви. Армяне, входившие в имперскую администрацию, в своем подавляющем большинстве принадлежали к Православной Церкви, так же, как и многочисленные армянские общины на востоке Малой Азии, находившиеся под покровительством Византии. В VII – XIII вв. среди высших слоев Византии было очень много лиц армянского происхождения, сочетавших верность имперской культуре и государственному языку с сохранением своих национальных особенностей и своего национального богослужебного языка. Многочисленные цаты в определенной степени были чужды армянскому монофизитскому миру, но при этом не стали полностью «своими» и в среде православных греков и грузин. Их обособленность давала возможность полиэтничной Византийской империи, скрепленной государственной системой и конфессиональным единством ее граждан, широко прибегать к их услугам при контактах с восточно-христианским миром. Армяне-халкидониты, служившие Византии, ощущали свою взаимосвязь с имперской идеей и православным учением, но не с греческим миром или личностями конкретных императоров.

Цезарейская Мавритания – римская провинция к востоку от Ситифенской Мавритании с центром в Цезарее (совр. Тенес в Алжире), образованная в начале III в.

Цезарея (Кесария) – город в Северной Африке, столица Мавритании, основанная царем Юбой II в I в. до Р.Х.

Центон – жанр византийской поэзии; мозаика из стихов или полустиший старых поэтов, заново смонтированных для разработки какой-нибудь темы. Христианские поэты складывали в жанре центона пересказы Библии из строк языческих поэтов, которые не только не писали, но принципиально не могли писать на такую тему. Центоны были более популярны в латиноязычной, чем в греческой поэзии, однако центонный принцип был чрезвычайно характерен для византийской поэзии в целом.

Церакулы (ceraculi) – навощенные таблички, на которых писали в древности. Церакулы могли скрепляться вместе по две (диптихи) или по нескольку штук (полиптихи).

Церковная иерархия – совокупность церковных должностей и чинов снизу доверху в порядке их подчиненности. Со II в. установились следующие названия степеней (санов) священства: нижние саны – кувуклисий (держал во время богослужения жезл архиерея, а также являлся блюстителем кувуклии – раки с мощами), анагност (чтец), иподиакон (младший служитель), диакон (служитель), протодиакон (первый служитель), архидиакон (старший служитель) – таинств не совершают, помогают при совершении богослужений, в крайней нужде (смертельная опасность) могут крестить, как, впрочем, и всякий мирянин; средние саны – иерей (священник), протоиерей (первый священник, он же протопоп), протопресвитер («первый старец», настоятель соборного храма) – совершают все таинства, кроме хиротонии – рукоположения, посредством которого возводят в сан диакона, священника или епископа; высокие саны – викарный епископ, епископ («надзиратель»), архиепископ («старший надзиратель»), митрополит («житель столицы»), патриарх («старший отец») – имеют полную власть в своей епархии. Совершают все таинства, в том числе возводят в сан епископа, но только вдвоем или втроем.

Церковнослужители – вспомогательные лица, участвующие в богослужении: иподиаконы, алтарники, чтецы, певцы и тому подобные чины. Поставляются через посвящение.

Циканистр – ипподром для игры в мяч (прежде всего в конное поло) на территории Большого дворца. При императоре Василии I (866 – 886 гг.) на месте циканистра была возведена Новая церковь, разбит сад и установлены два фиала, а сам циканистр перенесен к южным морским стенам дворца. После освобождения Константинополя в 1261 г. и запустения территории Большого дворца, функции циканистра стал выполнять Большой городской ипподром, где к тому времени уже не проводились конные ристания на колесницах.

Цимбалы – См. Кимвалы.

Цингула (cingulum) – особый пояс из красной кожи c золотой пряжкой, знак принадлежности к должности высших чиновников империи.

Цира (Стира) – квартал Константинополя, располагавшийся к северу от храма Святой Софии.

Циркумциллионы – «бродящие вокруг домов»; «монашеская» разновидность агонистиков – радикального крыла в еретической христианской секте донатистов, действовавшего в Северной Африке в IV – V вв. Циркумциллионами их прозвало местное христианское население, сами же они именовали себя «воинами Христовыми» (milites Christi). В основе своей циркумциллионы были потомками древних пунийцев из слоев простонародья, отличались крайним аскетизмом, жестокостью и изуверством. Первые упоминания о них относятся к 345 г. С дубинами в руках они бродили около селений и добывали себе пропитание то милостыней, а то и грабежом. Сами дубины носили у них религиозно-символическое значение, и назывались «израилями», в память о жезлах древнееврейских пророков. Проявляли себя в диком стремлении к мученичеству, нападали на язычников в дни их праздников, были склонны к разнообразным формам фанатизма и участию в массовых беспорядках.

Цистерна (cisterna) – водохранилище, резервуар для накопления и хранения воды. Цистерны строились и над земной поверхностью и под землей. Они могли наполняться из водопроводов или собранными дождевыми потоками, после их отстоя в специальном бассейне. В Византии цистерны строились в крупных городах и крепостях, а также в засушливых районах для поливного земледелия. Крупнейшие цистерны были возведены в ранний период Византийской империи в Константинополе, где в общей сложности было свыше сорока цистерн.

Цистерна Аспара – одна из крупных константинопольских цистерн, построенная в 459 г. недалеко от Харисийских ворот стены Феодосия на средства византийского полководца Аспара. Полезный объем – 220 тыс. куб. метров воды.

Цистерна Аэция – одна из крупнейших константинопольских цистерн открытого типа. Сооружена в V в. после 423 г. Полезный объем – 197 тыс. куб. метров воды. Находилась в северной части района Эксакионий, юго-восточнее храма Святой Марии Монгольской.

Цистерна Базилика – «царская цистерна»; одна из крупнейших константинопольских цистерн, сооруженная в период единоличного правления римского императора Константина I (324 – 337 гг.). Находится около правого крыла главного фасада храма Святой Софии. Первоначальная площадь составляла 10293 кв. метра. Стены и своды сооружены из плинфы на пуццолановой кладке. Своды этой цистерны поддерживают 336 колонн высотой 8 метров, выставленные в 12 рядов по 28 колонн. При ремонтных работах и перестройке под основания колонн были использованы блоки с изображениями Медузы Горгоны, вывезенные из разрушенного языческого храма, и колонны верхнего яруса разрушенной во время землетрясения триумфальной арки Феодосия I (379 – 395 гг.). Первоначально цистерна Базилика наполнялась из водопровода Валента, позже – от накопительной цистерны Перы и за счет атмосферных осадков. Перестроена после 534 г. при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.). Вплоть до 1453 г. сооружение поддерживалось в рабочем состоянии. В настоящее время является музеем.

Цистерна Бона – одна из крупных константинопольских цистерн. Находится севернее разрушенного турками храма Святых Апостолов.

Цистерна Перы – накопительная подземная цистерна, построенная при императоре Мануиле I (1143 – 1180 гг.), последнее крупное гидротехническое сооружение, возведенное в Византийской империи. Находится в низине между холмами к северу от Перы. Наполняется непосредственно от природных источников. Эта цистерна питала городской водопровод, заменивший акведук Валента, подававший воду в город из-за стен Константинополя и постоянно подвергавшийся разрушениям во время войн.

Цистерна Святого Мокия – одна из крупных константинопольских цистерн, сооруженная до 518 г. Полезный объем – 250 тыс. куб. метров воды. Находилась около монастыря Апостола Филиппа в районе Эксакионий.

Цистерна Феодосия – одна из подземных константинопольских цистерн, размером 45 на 25 метров. Сооружена в правление императора Феодосия II (402 – 450 гг.) между 428 и 443 гг. Купольные своды поддерживаются тридцатью двумя монолитными мраморными колоннами высотой по девять метров. В настоящее время цистерна Феодосия является музеем, отреставрирована и охраняется ЮНЕСКО.

Цистерна Филоксена (Цистерна 1001 колонны) – вторая по величине цистерна Константинополя, построенная в период единоличного правления римского императора Константина I (324 – 337 гг.), по инициативе и при активном участии Филоксена, члена императорского совета. Находится западнее Большого ипподрома. Первоначальная площадь – 3 696 кв. метров. Полезный объем – 325 тыс. куб. метров воды. Имеет три яруса. Нижний ярус недоступен в связи с заиливанием и затоплением. Стены и своды сооружены из плинфы на пуццолановой кладке. Своды поддерживают 224 колонны высотой по 12 метров, выставленные в 16 рядов по 14 колонн. Каждая из первоначально установленных колонн подписана бригадиром артели, ее изготовившей. До середины XII в. эту цистерну наполнял акведук Валента, позже – накопительная цистерна Перы и атмосферные осадки. В течение всего периода существования империи поддерживалась в рабочем состоянии. После 1453 г. цистерна Филоксена была заброшена, но в XVI в. использовалась турками в качестве мастерской по окраске шелковых нитей. В настоящее время является музеем.

Цулуконы – легковооруженные охранники войскового обоза в поздней Византийской империи, лишь в редких случаях используемые в сражениях.

Цурул – город (совр. Чорлу в Турции) в юго-восточной Фракии, в 100 км. западнее Константинополя.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 30 Января, 2008 - 07:09:58
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Цаты - армяне-халкидониты или армяне-ромеи; "цаты" - "кесаревы", либо "отмеченные кесарем", т. е. римским (византийским) императором, т.е. - это православные армяне, подданные Восточно-Римской Империи, в религиозном отношении относящиеся к Вселенской Православной Церкви, признающие догмат Халкидонского Собора (о двух природах во Христе), в отличие от армян-монофизитов, отвергающих этот догмат.

В VI-XIII вв. представители армяно-халкидонитских византийских родов: Аршакуни, Камсараканы, Мамиконяны, Ираклиды, Арцруни, Гнуни, Куркуасы, Гаврасы, Фокады, Тарониты, Торникии, Апокапы, Криниты, Вхкаци, Василаки, Пахлавуни, Арменопулы и др., занимали высокое положение при императорском дворе и Церкви. Те армяне, которые входили в имперскую администрацию Византии, в своем подавляющем большинстве состояли в официальной Православной Церкви, так же, как и многочисленные армянские общины восточной Малой Азии, находившиеся под покровительством Византии. Надо сказать, что в VII-XIII вв. было очень много лиц армянского происхождения среди высших слоев Византии, и верность имперской культуре и языку вовсе не означала отрицания права на существование национальной культуры, национального богослужебного языка и т. д. Существовало много православных армян, совершавших богослужение на армянском языке, хотя и не принимавших богословского учения Армянской Церкви. Однако следует отметить, что армяне-халкидониты оказались в определенной степени чужды армянскому (монофизитскому) миру, но не стали полностью «своими» и в православном грузинском и греческом мире. Их обособленность дала возможность полиэтничной Византийской империи, скрепленной помимо государства прежде всего конфессиональным единством ее граждан, широко прибегать к их услугам при создании и функционировании контактной зоны с восточнохристианским миром. Переходя на службу Византии, армяне-халкидониты связывали себя с имперской идеей и православным учением, а не с греческим этносом или с тем или иным императором.

(Добавление)
Константин, если надо что-либо добавить к этой статье Вы скажите, мне просто кажется, что этого определения достаточно для этой группы армянского этноса... я давно занимаюсь темой прав. армян...

...,кстати, мои предки были византийскими армянами из области Тарон, православие они сохранили до 12-13 веков, потом под натиском турок и монофизитов, приняли монофизитсво, далее после геноцида армян Турции перебрались в Грузию, где вновь мы вернулись к вере наших Отцов...

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 21:54:27
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Вял Цатов.

Мне нужно предварительно подумать над материалом. Кстати, а как Вам статья Армяне?

Для всех нас Византия - это нечто близкое, если ни по крови, то по вере. На худой конец, по менталитету...

Кстати, на Алтае тоже есть не очень большая, но экономически активная армянская община. К семидесятилетию Алтайского края барнаульские армяне установили небольшой памятник в подарок в виде книги с двумя алфавитами (русским и армянским) перед главным корпусом АлтГУ. Однако подлые язычники его уже два раза краской мазали под покровом ночи. Ну если поймают этих "велесовых внуков" менты - обязательно "покрестят" их резиновыми палками.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 09 Марта, 2008 - 13:52:43
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Константин вот это предложение -"Однако в целом, политика расселения армян в империи была недальновидной, поскольку армяне в своей основной массе не приняли Православие и их отношения с местными греками и Православной Церковью были враждебными", в статье "армяне" можно чуть изменить..

..армяне в своей основной массе до 11, 12 вв. были православными (!), это нужно учесть, и это доказали выдающийся московский профессор Арутюнова-Фиданян, Лидов, Марр, шотландец Charanis, и др. ученные, работающие в области византинистики и виз. армян... армяне-монофизиты восновном находились на востоке армении, а именно в персоармении и были под омофором персидского шаха, потом арабов, затем турок... в то время, как православные армяне находились в виз. Армении и по всей Малой Азии и т д., конечно же, на территории Византии существовали армяно-монофизитские общины, но наряду с ними находились и армяно-халкидонитские, это хорошо показанно в житии Марии Новой, в истории продолжателя Феофана и др... практическивсе императоры, полководцы и т.д. арм. происхождения - были из прав. арм. общин, а под их управлением находились целые города-общины прав. армян.... армяне-монофизиты конечно были враждебно настроены против Прав. Церкви и самих прав. византийцев, но им всегда противостояли прав. армяне...

...политика расселения армян была наверно все же правильной, ибо армяне-монофизиты не могли принести византийцам особого вреда, та к как имели против себя армян-халкидонитов, и именно их услугами пользовались всегда императоры - Маврикий, Ираклий 1, Конста 2 и др., на которых империя опиралась, как на своих верных сынов, в чем они и доказали свою верность и преданность империи...

знаете, что интересно (!), что когда в 1924 году после греко-турецкой войны, был достигнут договор между ними по обмену населениями - греки Турции переезжали в Греция, а турки Греции в Турция, то все армяно-халкидонитские общины Турции (а это вся территория бывшей Византийской Малой Азии) были внесены в списки греческих городов-общин, которые должны были покинуть эти земли и перебраться в Грецию... эти армяне, а их называли греки - хай-хурум, что значит - "армяне-ромеи" - т.е. армяне греческого исповедания и пользующиеся греч. богослужебным языком, а меж собой армянским, - десятками тысячь перебрались в Греция и были размещены в разных ее частях, пройдя подную ассимиляцию в греческом этносе,...

это короткая инфа вам и попытаюсь выслать вам даже одну фотография армян-ромеев, начало 20 века, сделанную в одномиз армяно-халкидонитском городе виз. армении в турции, - это город Акна, в турец провинции Эрзинджана...

(Добавление)
среди православных были еще армяне-хемшилы, принявшие православие в эпоху Трапезунтской империи,...крипто-христиане как греки, так и армяне до сих пор находятся в Трабзоне....



(Добавление)
фото вышлю по почте

(Добавление)
Константин, вы уверенны, что алтайскик армяне - православные, а не монофизиты-григориане? Мне было бы интересно с ними пообщаться, можно на них как-то выйти? вы могли бы помочь?

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 09 Марта, 2008 - 20:41:39
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Нет, напротив, барнаульские армяне - монофизиты, они и храм собираются григорианский здесь строить. Я грешным делом думал, что армяне-халкидониты - это только часть истории Византии и не более. Если есть интерес - то найти контактные телефоны и адрес лидеров местной армянской общины - не проблема.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 10 Марта, 2008 - 06:33:31
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Я так и подумал, что они монофизиты, т. к. не осталось ни одной армяно-халкидонитской общины в мире, ибо все они просто-на-просто были ассимилированны др. православными народами - греками, грузинами, болгарами т . д. Знаете Константин, у армян есть один закон - если ты меняешь вероисповедание, ты меняешь национальность, и ты уже не "истинный" армянин, ты изгой их общества, и не имеешь право называться армянином, ты "шуртвац", так они называют нас, "перевернутый"))); просто свою нац. армяне монофизиты ставили всегда выше их веры. Вот я уже например "грузин"))) Армяне-халкидониты византии при всем том, что они имели свои школы, общины, организации и т д , даже имели своего архиепископа, который подчинялся патриарху Константинополя, и были носителями двух культур, все равно были отвергнуты армянами-монофизитами, так как ересть ослепила арследним глаза, и свою национальную принадлежность они поставили выше веры во Христа. Забыв о том, что во Христе нет иудея, ни эллина и кого-либо иного, а все мы в одном Христе! А ересь отлучает человека от Христа! Кто кто, а халкидониты являются истинными армянинами, сама история Армении и Византии нам это показывает. Монофизиты забыли чью веру они приняли, - либо претворяются, - веру сирийцев-монофизитов, которую внедряли персы в Армению, дабы отторвать ее как страну-зсоюзницу Византии. А сегодня они разглагольствуют всему миру, что они сохранили государственность, а вот Византия рухнула! Забыли, что византийцы сколько раз спасали Армению от персов, арабов, турок..., и много раз руками свои армянских подданных! А сегодня они ругают нас на чем свет стоит! Это цена благодарности византийцам за помощь Армении. Считая себя истинными армянами они забывают об одном, что в Боге нет национальности, и упорствуя в этом, они упорствуют в грехе вавилонского рассеяния!

Все те статьи, которые я вам выслал об армянах, - все эти люди были православными!

... простите, завелся я что-то))... просто это для меня тема болезненная...





(Добавление)
кстати вы получили мое фото армян-ромеев?

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Марта, 2008 - 08:43:50
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Получил. Кажется на священниках камилавки греческого образца?

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 10 Марта, 2008 - 09:13:03
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


ну конечно, они ведь относились к константинополю!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 10 Марта, 2008 - 09:42:58
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Цаты – «царские, принадлежащие императору»; армянское наименование армян-халкидонитов (армян-ромеев) – православных армян, подданных Византийской империи, в религиозном отношении относящихся к Вселенской Православной Церкви и признающих догмат Халкидонского Церковного собора о двух природах во Христе, в отличие от армян-монофизитов, отвергающих этот догмат. Аналогичным термином для православных подданных империи в сирийской среде были «мелкиты». В VI – XIII вв. представители армяно-халкидонитских византийских родов: Аршакуни, Камсараканы, Мамиконяны, Ираклиды, Арцруни, Гнуни, Куркуасы, Гавры, Фоки, Тарониты, Торники, Апокапы, Криниты, Вхкаци, Василаки, Пахлавуни, Арменопулы и других знатных семейств, занимали высокие посты при императорском дворе и в Византийской Церкви. Армяне, входившие в имперскую администрацию, в своем подавляющем большинстве принадлежали к Православной Церкви, так же, как и многочисленные армянские общины на востоке Малой Азии, находившиеся под покровительством Византии. В VII – XIII вв. среди высших слоев Византии было очень много лиц армянского происхождения, сочетавших верность имперской культуре и государственному языку с сохранением своих национальных особенностей и своего национального богослужебного языка. Многочисленные цаты в определенной степени были чужды армянскому монофизитскому миру, но при этом не стали полностью «своими» и в среде православных греков и грузин. Их обособленность давала возможность полиэтничной Византийской империи, скрепленной государственной системой и конфессиональным единством ее граждан, широко прибегать к их услугам при контактах с восточно-христианским миром. Армяне-халкидониты, служившие Византии, ощущали свою взаимосвязь с имперской идеей и православным учением, но не с греческим миром или личностями конкретных императоров.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 16 Марта, 2008 - 10:31:47
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "Ц" [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.005 ]   [ Gzip выкл. ]