Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Стефан Византийский – константинопольский грамматик VI в., географ и писатель. Автор популярного в Византии географического и этнографического лексикона «Этника», написанного в 525 – 535 гг. и посвященного императору Юстиниану I. Стефан был христианином, поскольку Вифлеем он упоминал, как место рождения «нашего Бога и Спасителя», но, несмотря на это, редко цитировал христианских авторов. Лексикон содержал сведения исторического и мифологического характера, дополненные прорицаниями, описаниями чудес, соответствующими ситуациям пословицами, а также множество цитат из античных авторов, многочисленные грамматические заметки, объясняющие названия местностей, жителей, орфографию и этимологию названий. «Этника» опирается на древних географов, включая Птолемея, Страбона и Павсания, на грамматиков, комментаторов Гомера и труды ряда историков, в том числе Полибия. В то же время в лексиконе богато представлены современные автору сведения о различных странах и народах. «Этника» состояла из 55 книг. Краткий вариант «Этники» получил широкое распространение в Византии, извлечения из него встречаются в ряде рукописей. Полный текст «Этники» не сохранился. Значение «Этники» Стефана Византийского состояло скорее в сохранении античной традиции, чем в оригинальности самого сочинения.

Стигматы – особые знаки, которые выжигались на руках работников государственных ремесленных мастерских, с целью воспрепятствовать их побегу.

Стилиан Заутца (Чауш) – влиятельный византийский вельможа армянского происхождения, протомагистр и логофет дрома. В царствование Василия I (866 – 886 гг.) был протоспафарием, этериархом и телохранителем императора. Вероятно, перед своей смертью император Василий назначил Стилиана опекуном своих сыновей и поручил заведование всеми делами. Около 888 – 889 гг. Лев VI (870 – 912 гг.), сын покойного василевса Василия I и любовник дочери Стилиана, наделил Заутцу специально для него изобретенным титулом василеопатра (царственного отца). После смерти Феофано, жены молодого императора, Стилиан Заутца выдал за Льва VI свою дочь. Заутца пользовался неограниченным влиянием на слабовольного царя. Стилиан сместил многих видных чиновников – сторонников покойного императора Василия. В борьбе против провинциальной знати василеопатр стремился опереться на константинопольское купечество. Правительство Стилиана прямо поддерживало богатых купцов. Купцы Ставракий и Косьма получили от него монопольное право на торговлю с болгарами, причем местом для торговых операций были назначены Фессалоники, где купцы были свободны от контроля константинопольских чиновников. При этом Стилиан окружал себя людьми алчными и недостойными, сам небезосновательно обвинялся в лихоимстве. До самой своей смерти в 899 г. Стилиан оставался фаворитом императора и самым влиятельным политиком империи. Через полгода после его кончины умерла и его дочь Зоя.

Стилит – См. Столпник.

Стилихон – магистр армии, правитель Западной Римской империи и опекун малолетнего императора Гонория, вандал по происхождению. Родился около 360 г., умер в 408 г. В 383 г. женился на Серене, племяннице римского императора Феодосия I Великого, и был им назначен полководцем римского войска. После победы над императором-узурпатором Евгением (392 – 394 гг.), в 394 г. Феодосий сделал Стилихона главнокомандующим войсками империи, а, находясь при смерти, поручил ему опекунство над своим младшим сыном Гонорием (393 – 423 гг.). С 395 по 408 гг. Стилихон возглавлял правительство Западной Римской империи. Императора Гонория, который полностью от него зависел, Стилихон женил сначала на своей старшей дочери в 398 г., а затем в 408 г. – на младшей дочери. В ходе борьбы за власть, организовал убийство Руфина, могущественного вельможи при дворе восточно-римского императора Аркадия (383 – 408 гг.). В 401 г. Стилихон отразил нападение вандалов и аланов, в 402 – 403 гг. разбил под Поленцией и Вероной вестготов во главе с Аларихом, а в 406 г. – остготов короля Радогайса. Однако в том же 406 г. Стилихон не смог воспрепятствовать вторжению вандалов, аланов и свевов в Галлию. Он был заподозрен в измене и свергнут в результате антигерманского дворцового переворота в Равенне в августе 408 г. Император Гонорий не поддержал Стилихона, и он был казнен.

Стилобат – фундамент в здании или храме, служащий опорой для колонны.

Стиль (стило) (stylus) – металлическая или костяная палочка, широко применявшаяся в античное и византийское время для писания на покрытых воском дощечках. Противоположный конец стиля делался плоским и использовался для стирания написанного.

Стихарь – длинная до щиколоток рубаха с разрезами по бокам и вырезом по горлу, с длинными широкими рукавами. Богослужебное облачение диаконов и церковнослужителей, прошедших обряд посвящения (например, иподиаконов).

Стира – См. Цира.

Стихира – «многостишье»; богослужебное песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером.

Стобы – главный город провинции Вторая Македония, диоцеза Македония префектуры Иллирик.

Стола – 1) совокупность официального облачения императора и высших вельмож империи, с особыми отличительными признаками одеяния и атрибутами: венец или скиадия, мантия или широкий плащ с фибулой, пояс, обувь и тому подобное; 2) длинное, закрытое женское платье из плотной материи и с рукавами.

Столп бичевания Христа – мраморный столб, к которому был привязан Иисус Христос для бичевания перед казнью на кресте. С давних времен и до сих пор находится в Константинополе. По сообщению французского рыцаря Робера де Клари, участника Четвертого крестового похода, в начале XIII в. Столп хранился в храме Святых Апостолов; ныне он находится в кафедральном храме Святого Георгия Победоносца. В Риме имеется «двойник» этой реликвии, который, как и истинный Столп, прославился чудесами; вероятно, он служил орудием наказания первых христиан.

Столп раскаяния Петра – каменный столб, омытый слезами раскаяния апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа в день Его ареста. До 1204 г. Столп хранился в константинопольском монастыре Христа Пантократора.

Столпник (стилит) – отшельник, живущий в келье, построенный на верху колонны.

Стольник – смотритель царского стола, придворная должность, которую обычно исполняли евнухи.

Стопа – византийская мера длины, равная 31,23 см.

Стоца – руководитель солдатского бунта в Африке, провозглашенный мятежными византийскими воинами императором в 536 г. Стоца служил копьеносцем и был известен как смелый и предприимчивый человек. Став императором, Стоца пытался овладеть всей византийской Африкой, накануне отвоеванной полководцем Велизарием у вандалов. Собрав под свои знамена около 8 тыс. византийских воинов, около тысячи уцелевших после разгрома вандалов и толпу рабов, Стоца в 536 – 545 гг. с переменным успехом вел войны с войсками византийского императора Юстиниана I. Ему удалось привлечь на свою сторону некоторые племена мавров, и создать свой опорный лагерь в Нумидии, где многие из его воинов завели себе черных жен. В сражениях, как правило, побеждали более дисциплинированные войска императора Юстиниана I, но зато Стоце нередко удавалось перетягивать солдат противника на свою сторону демагогией, щедрыми посулами и раздачей награбленного добра. В решающей битве армия Стоцы была разгромлена в кровопролитном сражении патрикием Германом, двоюродным братом императора Юстиниана I. Мавры, видя ход боя, предали Стоцу и переметнулись на сторону Германа. По приказу Германа мятежников не брали в плен, а убивали на месте, но самому Стоце удалось ускользнуть с небольшим числом своих людей. Вновь собрав вокруг себя дезертиров, Стоца пытался продолжать борьбу с правительственными войсками, но снова потерпел поражение. Поняв, что дело его проиграно, он с остатками вандалов удалился в Мавританию и, взяв замуж дочь одного из местных предводителей, остался там. Вместе с маврами он участвовал в грабительских набегах на византийскую Африку и в 545 г. получил в единоборстве смертельную рану в пах от стрелы полководца армянского происхождения Иоанна, в ходе сражения в трех днях пути от Карфагена. Стоца умер не сразу, и еще успел получить известие о смерти своего убийцы в бою.

Стоя – греческое наименование портика; длинная крытая галерея с колоннами, защищавшая от солнца и дождя. Стоя нередко окружала агору, и в ней устраивали лавки.

Страстотерпец – чин святых, павших жертвой заговора, зависти и злобы братьев по вере и смиренно принявших смерть от рук единоверцев.

Стратегемы (стратагемы) – военные хитрости, необычные тактические приемы ведения боевых действий; обязательный объект исследования в римских и византийских трактатах о военном искусстве.

Стратегикон – особый литературный жанр позднеримской и византийской военно-научной мысли, трактат о военном искусстве. Наиболее известные произведения в этом жанре: «Стратегикон» императора Маврикия (конец VI – начало VII в.) и «Тактика» императора Льва VI Мудрого (начало X в.).

Стратиг – 1) военный и гражданский глава фемы; 2) полководец; 3) начальник гарнизона.

Стратиг-автократор – военачальник, обладающий всей полнотой власти, вплоть до права объявлять войну и заключать мир. После X в. данный термин практически не употреблялся.

Стратигида – См. Фема.

Стратигий – 1) площадь в IV регионе Константинополя. Служила рынком продажи скота, доставлявшегося морем через гавань Просфорион у входа в Золотой Рог; 2) крупнейшая городская тюрьма Константинополя, находившаяся в одноименном квартале столицы.

Стратигий – комит священных щедрот в 533 – 538 гг., сын Апиона, который во время войны с Ираном в 503 г., был назначен главным интендантом византийской армии. Стратигий исполнял ряд важных поручений при императорах Анастасии и Юстиниане, имел сан патрикия.

Стратилат (мерарх) – военачальник высокого ранга, вторая должность после стратига. Позднее стратилатами стали называть главнокомандующих восточной и западной армий империи.

Стратиот – воин фемного ополчения, несущий службу за земельный участок от государя (стратию). Во время несения службы, стратиоты получали денежную плату: 12 – 18 номисм за год, но оплата производилась, как правило, один раз в несколько лет. Покалеченные воины получали пенсию, вдовы погибших значительную денежную компенсацию. В связи с ужесточением требований к воинской выучке, усилением роли тяжелой конницы в средневековых войнах, для оснащения воинов которой требовались большие средства, а также в связи с обнищанием стратиотской массы в последствие войн с сарацинами и от притеснений магнатов, стратиотское ополчение в империи выродилось уже к середине XI в. Уже тогда сохранялась лишь его меньшая часть, комплекто¬вавшаяся из состоятельных крестьян. В тяжелой коннице служили мелкие вотчинники. Прочие стратиоты посте¬пенно обретали новый статус: часть их переводили в раз¬ряд военных моряков, часть зачисляли в легкую пехоту, а большинство вносили в списки простых крестьян-нало¬гоплательщиков. По словам историка начала XIII в. Никиты Хониата, воины-ромеи были уже подобны «глиняным горшкам», а западные наемники – «металлическим котлам». Император Исаак II, несмотря на нищету отечественных воинов, отдавал захваченных на войне коней не им, а наемникам с За¬пада, так как они лучше умели действовать тяжелым копьем – вооружением конника.

Стратиотик – служащий военного приказа византийского правительства.

Стратокамил – «птицеверблюд»; римское и византийское наименование страуса.

Стратокоп – посыльный.

Стратопедарх – высшее воинское звание главнокомандующего войсками в Византийской империи IX – XII вв., а также почетный титул военного сановника, независимо от действительной службы. С XIII в. стратопедархами стали именовать интендантов фем и тагм, во главе которых стоял великий стратопедарх – главный интендант в Никейской и Византийской империях.

Стратор (strator) – «конюший»; 1) в XI – XII вв. титул третьего ранга царского служителя, в обязанности которого входило сопровождать императора во время конных выездов и ухаживать за лошадьми царских конюшен. 2) конный солдат, ответственный за лошадь архонта.

Стратофилакс – «воинский страж»; один из низших титулов в Византии.

Стримон – 1) река (совр. Струма), берущая свое начало в горах Витоша и впадающая в Орханский залив Эгейского моря, известная в древности золотыми и серебряными месторождениями; 2) византийская фема, существовавшая в X в. на землях по течению реки Стримон к северу от Фессалоникийской фемы. В XI в. эта фема была упразднена.

Стровилий – квартал Константинополя на берегу залива Золотой Рог.

Студийский монастырь Иоанна Продрома (Иоанна Предтечи) – знаменитая монашеская обитель Константинополя, располагавшаяся в юго-западной части столицы, в городском районе Эксакионий, восточнее Золотых ворот, на берегу Пропонтиды (Мраморного моря). С IV в. на месте будущего монастыря находился храм Иоанна Продрома, вошедший в черту города после 413 г. В 463 г. Флавий Студий Евтропий, патрикий и консул 454 г., в период правления императора Льва I (457 – 474 гг.) основал монастырь при этом храме. Храм Иоанна Продрома представляет собой базилику, расчлененную на три нефа двумя рядами по семь колонн коринфского ордера из фессалийской зеленой брекчии – вторичной горной породы, образованной в результате природных метаморфоз из мелких обломков различного рода. Колонны несли на себе второй ярус над боковыми нефами, где располагался гинекей – место для женщин, присутствующих при богослужении. Там также имелись два ряда аналогичных, но меньших по размерам колонн по семь в каждом, поддерживавших деревянные перекрытия двускатной кровли. Стены северного и южного фасадов были прорезаны огромными оконными арочными проемами по восемь в каждом. Второй ярус также имел арочные оконные проемы, но меньших размеров. Каждая грань полигональной (многоугольной) апсиды была прорезана узкими арочными окнами. Вход в храм лежал через атриум и нарфик. Позднее V в. здания такого типа в столице империи, в отличие от провинций, не возводились. Храмовый пол устилала мозаика, основными составляющими элементами которой являлись правильные восьмиугольные плитки. Плафоны зала и стены были покрыты великолепными мозаиками с изображениями Деяний, в храме было семь алтарей. Главный фасад здания, как и важнейшие монастырские постройки, выходили на Месу. К юго-востоку от храма для нужд монастыря была построена подземная цистерна, наполнявшаяся атмосферными осадками. Студийский монастырь получил известность благодаря своим монахам «акимитам» («неусыпным»), круглосуточно, посменно служивших литургию в своем храме. Среди святынь его находились мощи Иоанна Предтечи (верхняя часть черепа, зуб и фрагмент лицевой кости) и мощи святого Саввы. В первой трети VI в. в монастыре насчитывалось около 1000 иноков. В 765 г. императором-иконоборцем Константином V (720 – 775 гг.) монастырь был закрыт за твердость его насельников в иконопочитании, а монахи изгнаны из города. Обитель была разграблена чернью, а территория ее некоторое время использовалась для сожжения трупов казенных иконопочитателей. В 775 г. монастырь возродился. В 787 г. его игумен Савва вместе с другими иерархами Церкви подписался под определениями Седьмого Вселенского собора (Второго Никейского). В 798 г., по инициативе императрицы-иконопочитательницы Ирины (797 – 802 гг.), настоятелем Студийского монастыря стал знаменитый церковный деятель и писатель, святой Феодор Студит, прославивший свою обитель по всей империи. Студийский монастырь превратился в главный оплот иконопочитания, стал играть важную культурную и политическую роль, а общее количество его иноков вновь достигло тысячи. Студиты имели огромный вес в церковной жизни империи, с ними вынуждено считались патриархи и императоры. Устав Студийского монастыря, составленный Феодором Студитом, считался образцовым и с некоторыми изменениями позже был принят как на Западе, так и на Востоке, в том числе на Руси. За бескомпромиссную борьбу Феодора Студита с иконоборцами в 815 г. император Лев V (813 – 820 гг.) отправил его в ссылку, а настоятелем назначил монаха-перебежчика Леонтия. Сторонники Феодора покинули свою обитель и вернулись лишь после смерти последнего императора-иконоборца Феофила (821 – 842 гг.). В 844 г. останки Феодора Студита и его брата Иосифа, умерших на Принцевых островах, были торжественно перенесены в Студийский монастырь. С Х в. обитель стала влиятельнейшим союзником светской власти. Император Иоанн I Цимисхий (969 – 976 гг.) поручал настоятелю монастыря Евфимию уладить несогласие между святогорцами, и составленный Евфимием устав был принят с его одобрения. В 1042 г. во время государственного переворота император Михаил V (1041 – 1042 гг.) вместе со своим дядей Константином укрывались в главном храме монастыря, однако были оторваны стражей от алтаря, выволочены на улицу и прилюдно ослеплены. В 1059 г. насельником монастыря стал отрекшийся от власти император Исаак I (1057 – 1059 гг.), а в 1078 г. – бывший император Михаил VII (1060 – 1078 гг.). Три константинопольских патриарха: Антоний III (974 – 979 гг.), Алексей Студит (1025 – 1043 гг.) и Досифей (1189 – 1191 гг.) до интронизации были монахами-студитами. В XI в. монастырь активно снабжал книгами обители Киевской Руси. После захвата Константинополя латинянами в 1204 г., монастырь подвергся разграблению и разрушению. Мощи Иоанна Предтечи были похищены и вывезены на Запад, в 1206 г. оказались в Амьенском соборе во Франции. После освобождения города при императоре Михаиле VIII (1259 – 1282 гг.), началось новое возрождение обители. В 1292 г. огромный вклад в восстановление монастыря внес Константин Палеолог, брат императора Андроника II (1272 – 1328 гг.). К концу XIV в. монастырь вновь стал наиболее влиятельной обителью Константинополя, а его настоятели продолжали принимать активное участие в жизни империи вплоть до ее падения в 1453 г. Во время захвата города турками монастырь был вновь разграблен. При султане Баязиде II (1481 – 1512 гг.) монастырские здания были переданы албанцу Илиасу Бею, конюшему султана, превратившему храм в мечеть известную под названием Имрахор Джами («мечеть конюшего»). Пожар 1782 г. и сильнейшее землетрясение 1894 г. нанесли зданию сильнейшие повреждения. Последующий пожар 1920 г. практически разрушил храм полностью. В настоящее время от монастырского комплекса сохранился остов главного храма с несколькими колоннами северного нефа и цистерна с двадцатью тремя колоннами в южной части территории бывшего монастыря.

Студийский устав – устав общежительного монастыря (киновии) со строгой дисциплиной, производительным трудом монахов, строгой властью настоятеля. Составлен как образец для идеального уклада монашеской жизни Феодором Студитом, византийским богословом конца VIII – начала IX вв.

Субинтродукты (синисакты) (subintroductae) – девственницы, давшие обет воздержания, но совместно проживавшие с безбрачными клириками и мирянами-аскетами, как их духовные сестры. Традиция духовного брака появилась в I в., и во II – III вв. духовное сожительство было широко распространено в христианских общинах по всему Средиземноморью. Известно, что некоторые священнослужители, облаченные епископским саном, имели по нескольку субинтродукт, называвшихся «девами» и «невестами Христовыми». Эти девы вели домашнее хозяйство аскетов и нередко спали с ними в одной постели. Некоторые приживали детей от своих духовных сожителей, иные избегали традиционных соитий, не ограничивая себя и своего сожителя в прочих плотских утехах. В IV в. «духовный брак» подвергся жесткой критике со стороны авторитетных иерархов Церкви, и был запрещен на Востоке девятнадцатым правилом Анкирского Церковного собора в 314 г. Затем этот запрет был подтвержден Первым Вселенским собором в Никее в 325 г. Однако это явление встречалось и позднее вплоть до VI в., когда император Юстиниан I Великий (527 – 565 гг.) был вынужден издать особую новеллу, воспрещающую духовным лицам содержать у себя в домах подозрительных женщин. На Западе сожительство с субинтродуктами встречалось до IX в.

Суда – византийский этимологический и толковый словарь. Появился около X в., содержит около 30 тыс. статей, дает уникальные исторические сведения. Материал словаря почерпнут из античных, эллинистических и византийских источников. Личность составителя, как и происхождение слова «Суда», неизвестны.

Судариум – погребальный платок, которым по иудейской и галиллейской традиции была укрыта голова Спасителя, умершего на кресте. Судариум первоначально хранился в Иерусалиме, но в 614 г., в связи с угрозой персидского завоевания города, он был перевезен в Александрию. В ходе арабского завоевания Северной Африки вывезен из Александрии в Карфаген в 642 г., а затем около 698 г. на Иберийский полуостров в город Толедо. Весной 711 г. Судариум из Толедо был перенесен в город Овьедо в испанской провинции Астурия, поскольку Южная Испания также подверглась нападению арабов. Ныне Судариум хранится в соборе Спасителя в Овьедо. Следы идентичной, весьма редкой группы крови имеются как на Судариуме, так и на Туринской Плащанице, а также на Тунике Христовой. Расположение кровавых пятен на Судариуме и Плащанице аналогичное.

Судьи ипподрома (священные судьи, вселенские судьи, судьи царского суда) – двенадцать государственных судей, имевших свои кафедры на ипподроме Константинополя и составлявших высший правительственный трибунал. Эти судьи рассматривали наиболее важные дела государственного значения, дела высших сановников империи, а также апелляции и кассации по решениям судов низшего уровня. Однако в порядке исключения, в этот суд могли обращаться любые византийские граждане, искавшие правды, что делало его грозным предостережением для провинциальных чиновников, злоупотребляющих служебным положением. Институт священных судей был учрежден указом императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.), с IX в. они стали именоваться «судьями ипподрома». С началом латинской оккупации Константинополя в XIII в. эта судебная инстанция прекратила существование, но впоследствии была восстановлена императором Андроником II (1272 – 1328 гг.). С тех пор эти двенадцать высших судей стали именоваться «вселенскими судьями» или «судьями царского суда», а местом их заседаний вместо пришедшего в запустение ипподрома стал один из царских дворцов. При императоре Андронике III (1325 – 1341 гг.) вселенские судьи стали назначаться совместно императором и патриархом и местом служения лишь четырех из них осталась столица, остальные же судьи получали кафедры в других крупных городах империи. При официальном назначении император вручал судьям Святое Евангелие и меч, как символы справедливости и карающих полномочий. Вселенские судьи существовали в Византии вплоть до падения Константинополя в 1453 г. Одним из последних вселенских судей был Георгий Схоларий, будущий константинопольский патриарх Геннадий II Схоларий (1453 – 1456 гг.).

Судьи царского суда – См. Судьи ипподрома.

Сульпиций Север (Sulpicius Severus) – латинский христианский писатель родом из Аквитании. Родился около 363 г., умер в 429 г. Образование получил, предположительно, в Бордо, а затем сделал карьеру адвоката. В 394 или 395 гг. Сульпиций под влиянием своего друга Павлина Ноланского оставил светскую жизнь и посвятил себя духовному служению. Поселился в поместье Примулак, где занимался литературной деятельностью до самой смерти, дата которой неизвестна. После себя оставил относительно немногие сочинения. Сульпиций Север – автор «Хроники» в двух книгах, охватывающей период от сотворения мира до 403 г., «Жития святого Мартина Турского», а также нескольких писем и диалогов.

Сфенда – юго-западная оконечность Большого ипподрома в Константинополе. Представляла собой скамьи, расположенные в виде полукруглого амфитеатра с внешним радиусом 58,75 метра, напротив поворота беговой дорожки. Сфенда была возведена на массивном кирпичном основании и облицована мраморными плитами. В верхней части находился сквозной портик в виде стоящих полукругом в два ряда колонн, перекрытых массивными мраморными архитравами под черепичной кровлей. Первоначально это была часть общего портика, охватывавшего трибуны по периметру в ранневизантийский период. В то время собственно над сфендой высились двадцать семь пар колонн. К 1453 г. количество стоящих там колонн сократилось до тридцати семи. После 1533 г. оставшиеся элементы портика были использованы турками в своих постройках. Основание сфенды сохранилось до наших дней.

Сфендонит – легкий пехотинец, пращник.

Сфирелатос – техника создания металлических статуй из кованных и склепанных пластин или методом полого литья.

Сфоракий – район Константинополя к северо-западу от храма Святой Софии, правее улицы Меса, от форума Константина до морских стен.

Схиархимандрит – монах великой схимы, имеющий почетный титул архимандрита.

Схизма – «расщепление, раскол»; См. Великая схизма.

Схиепископ – архиерей, постригшийся в великую схиму, обязанный отказаться от епископской власти и управления до конца своих дней.

Схиигумен – монах великой схимы, являющийся настоятелем монастыря, либо получивший звание игумена в награду.

Схииеродиакон – диакон, принявший великий постриг, либо монах великой схимы в сане диакона.

Схима – «образ, схема»; совокупность одежд монаха, монашеское облачение. Схима соответственно степеням монашества бывает малая и великая.

Схимонах – монах, принявший великую схиму, иначе – великий ангельский образ. При постриге в великую схиму монах дает обет отречения от мира и всего мирского. Облачение схимонаха дополняется кукулем и аналавом. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V в., когда с целью упорядочить отшельничество, императорской властью было приказано пустынникам поселиться в монастырях. Пустынники, принявшие затвор в замену отшельничества, стали именоваться монахами великой схимы. Впоследствии затвор перестал быть обязательным для схимонахов.

Схоларии (scholarii) – 1) воины столичного гарнизона в Византийской империи; 2) члены аристократической провизантийской партии в Трапезундской империи.

Схолии – экзегетические сборники, собрания пояснений к малопонятным текстам. В античное время создавались схолии к различным классическим авторам, либо схолии к юридическим актам. В византийский период преобладание получают схолии к библейским текстам, иногда объединявшие мысли различных толкователей в связанный текст. В них сохранилось много отрывков из утраченных и отвергнутых книг, из толкований Оригена, Дидима, Диодора, поскольку и у еретиков бывают здравые и ценные мысли. Однако наибольшей популярностью пользовались в схолиях толкования Василия Великого, Григория Богослова и Кирилла Александрийского.

Схолы (scholae) – отряды византийской дворцовой стражи, созданные в конце III – начале IV вв., позднее, вообще всякие воинские отряды. Первоначально представляли семь конных полков по 500 человек. Свое название схолы получили, вероятно, в связи с тем, что служба в них считалась своего рода учебой для занятия в дальнейшем командных должностей в войсках.

Сюйреньская крепость – крепостное сооружение, построенное византийцами в VI в. вблизи Херсонеса (совр. Севастополя) на Крымском полуострове, на левом берегу реки Бельбек. Крепость занимает так называемый Башенный мыс и представляет собой в плане V-образное укрепление из двух сходящихся под тупым углом стен. В углу расположена двухэтажная круглая башня закрытого типа диаметром 8 метров и высотой около 10 метров с купольным перекрытием. В восточной стене крепости имелись проездные ворота. Сюйреньская крепость потеряла оборонительное значение не позднее XIII в. Затем второй этаж башни использовался в качестве часовни, судя по остаткам фресок ХIII в. В это же время рядом с башней появилось христианское кладбище. Как населенный пункт крепость прекратила существование в XIV – XV вв. Остатки ее сохранились до сегодняшнего дня.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 12:00:43
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Стилиан Заутца - византийский вельможа армянского происхождения. При несовершеннолетнем императоре Льве VI (886—912)Стилиан встал во главе всего государственного управления; при при Василии Македрнянине Стилиан Заутца был этериархом; еще при жизни Василия он оказал важные услуги Льву, затем, его положение еще более упрочилось благодаря тому, что дочь Стилиана - Зоя стала любовницей императора. Заутца был назначен логоиальной знати, законодатель в 84-й новелле запрещал правителям провинций приобретать недвижимость в подчиненных им областях; в 5-й новелле император осуждал стяжательство монастырей. Вместе с тем новеллы содержали ряд немаловажных уступок торгово-ремесленной верхушке: в 52-й новелле император проявлял заботу об увеличении денег в обращении, заявляя, что недостаток денег приносит вред торговцам, ремесленникам и крестьянам; 83-я новелла отменяла постановление Василия I, запретившего взимание процента; 80-я и иальной знати, законодатель в 84-й новелле запрещал правителям провинций приобретать недвижимость в подчиненных им областях; в 5-й новелле император осуждал стяжательство монастырей. Вместе с тем новеллы содержали ряд немаловажных уступок торгово-ремесленной верхушке: в 52-й новелле император проявлял заботу об увеличении денег в обращении, заявляя, что недостаток денег приносит вред торговцам, ремесленникам и крестьянам; 83-я новелла отменяла постановление Василия I, запретившего взимание процента; 80-я и 81-я новеллы содействовали развитию ювелирного и шелкоткацкого производства, ликвидируя некоторые ограничения, сковывавшие свободу мастеров: им разрешалось изготовлять для продажи украшения из золота, серебра и драгоценных камней, а также продавать лоскуты пурпурных шелковых тканей. Новеллы поощряли развитие торгово-ремесленных коллегий. Наконец, правительство Заутцы прямо поддерживало богатых купцов: так, купцы Ставракий и Косьма получили от Заутцы монопольное право на торговлю с болгарами, причем эта торговля была перенесена из Константинополя в Фессалонику, где купцы были более свободны от контроля администрации, нежели в византийской столиц


Провинциальная знать, на первых порах оттесненная от власти сторонниками Стилиана Заутцы, понемногу, однако, начинала восстанавливать свои позиции: еще при жизни Заутцы был возвращен из ссылки и назначен доместиком схол родственник патриарха Фотия и один из активных его сторонников Лев Катакил, подвергшийся опале после воцарения Льва; в то же время выдвигается и другой фотианин — Николай, ранее бежавший от преследований Заутцы, а теперь занявший пост императорского секретаря (мистика). Впрочем, Заутца до самой своей смерти оставался фаворитом императора и практическим руководителем политики Империи; в 898 г., вскоре после смерти императрицы, ему даже удалось выдать за Льва свою дочь, что должно было еще более укрепить его позицию. Но в 899 г. Заутца внезапно умер, а через полгода после него скончалась и Зоя; обе эти смерти облегчали действия враждебной Заутце группировки провинциальной знати.


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 06 Марта, 2008 - 09:43:14
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.7 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0087 ]   [ Gzip выкл. ]