Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.2 [Страниц (3): [1] 2 3 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Секрет (secretum) – ведомство византийского правительства, то же, что и приказ.

Секретарий (secretarium) – вспомогательное помещение в храме; на Западе секретарием именовалась ризница, но с раннего средневековья там сложилась практика использования секретария для проведения совещаний епископов и священников, и даже синодов. Также секретарии использовались как место ночевок путешествующих римских пап.

Секретики – служащие секретов.

Секретис (secretis) – императорский секретарь высшего разряда. Эта должность учреждена в VI в., и пришла на смену посту референдария. Позднее это латинское слово приобрело в греческом языке форму «асикрит».

Секстарий (sextarius) – мера жидких и сыпучих тел, равная 0,547 литра. Шестнадцать секстариев составляли один модий.

Селевкия – 1) главный город (совр. Силифке) провинции Исаврия на южном побережье Малой Азии; 2) небольшая византийская фема с центром в городе Селевкия, созданная в правление императора Романа I Лакапина (919 – 944 гг.).

Селентий – речь, ежегодно произносимая византийским императором в понедельник первой недели Великого поста.

Селиква (seliqua) – См. Кератий.

Селимврия – портовый город на берегу Пропонтиды (Мраморного моря) в 40 км. к западу от Константинополя.

Сельджуки – ветвь тюрок-огузов или туркмен, первоначально живших на Сырдарье. Наименование этот народ получил по имени их предводителя Сельджука, правившего в X – начале XI вв. В тридцатых гг. XI в. сельджуки получили на вассальных условиях от государства Газневидов земли в Хорасане, а затем восстали против Газневидов и одержали над ними победу при Данденакане в 1040 г. Во главе с Тогрулбеком (1038 – 1063 гг.), принявшим титул султана, сельджуки между 1040 и 1050 гг. захватили Хорезм, почти весь Иран, в пятидесятых гг. XI в. Азербайджан, Курдистан и Ирак, заняв в 1055 г. Багдад. При Алп-Арслане (1063 – 1072 гг.) была завоевана Армения в 1064 г., одержана победа над византийцами при Манцикерте в 1071 г. Между 1071 и 1081 гг. сельджуки завоевали Малую Азию и некоторые другие территории. При султане Мелик-шахе (1072 – 1092 гг.) государство сельджуков достигло наибольшего политического могущества, подчинив себе также Грузию и государство Караханидов в Средней Азии. Однако одновременно в государстве сельджуков стал усиливаться процесс феодальной раздробленности; при Мелик-шахе образовались султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центральной власти: Керманский султанат в 1041 – 1187 гг., Румский в Малой Азии в 1077 – 1307 гг., Сирийский в 1094 – 1117 гг. После Первого крестового похода (1096 – 1099 гг.) сельджуки потеряли Палестину, а затем Сирию, прибрежные области Малой Азии, Грузию. После смерти Мелик-шаха феодальные междоусобицы осложнились движением исмаилитов. В 1118 г. государство сельджуков было разделено между сыновьями Мелик-шаха: Санджару достались восточные области со столицей в Мерве, Махмуду – Западный Иран и Ирак (так называемый Иракский сельджукский султанат 1118 – 1194 гг.). Санджар (1118 – 1157 гг.) вел борьбу с крупными окраинными феодалами, добивавшимися самостоятельности. Потерпев поражение от каракитаев, Санджар утратил верховную власть над Средней Азией в 1141 г., а в 1153 г., после поражения, нанесенного ему балхскими огузами, огузы разграбили Мерв, Нишапур, Туе и другие города Хорасана. Со смертью Санджара в 1157 г. прекратилась власть «Великих Сельджукидов» в Хорасане. После тридцатилетних феодальных междоусобиц, Хорасаном, Керманом и Западным Ираном овладели хорезмшахи. У сельджуков сохранился лишь Конийский (Румский) султанат. В XV в. малоазийские сельджукские княжества (бейлики) вошли в состав Османской державы.

Семибашенный замок (castrum rotondum) – внутреннее дополнительное кольцевое укрепление за Золотыми воротами стены Феодосия, возведенное не ранее 412 г. и не позднее сороковых гг. V в. Это фортификационное сооружение имело двое ворот: внешние (Золотые ворота) и внутренние, которые вели внутрь города. Через него проходил последний отрезок Месы, главной улицы византийской столицы. В течение своего существования укрепление неоднократно перестраивалось и переименовывалось, носило название Кикловион, Стронгилион, затем – Пентапиргион (Пятибашенный). В 1350 г., при императоре Иоанне VI Кантакузине (1341 – 1354 гг.), к нему были пристроены еще две башни. На территории Семибашенного замка находилась одна из городских тюрем. После захвата Константинополя турками, в 1458 г. укрепление в очередной раз подверглось перестройке. В нем располагались гарнизон Стамбула и тюрьма для особо опасных противников Порты.

Семисс (semissis) – ранневизантийская золотая монета, по ценности равная половине номисмы.

Сенат (senatus) – «собрание старейшин»; 1) совещательный орган из представителей аристократических родов в поздней Римской империи и ранней Византии. В своих административных полномочиях сенат зависел от императора, который по своему желанию мог воспользоваться его советами или не воспользоваться. После смерти императора сенат имел право назначить его преемника, если он не был назван самим императором; однако в реальности сенаторы крайне редко могли воспользоваться этим правом, поскольку в дело нередко вмешивалась армия. Со времени правления императора Августа сенат имел полномочия верховного суда по уголовным преступлениям, совершаемым сенаторами, а также по преступлениям против государства и личности императора и преступлениям, совершенным провинциальными магистратами в ходе управления провинциями. Также сенат мог рассматривать апелляции на решения других судов. Со времени императора Адриана приговор сената не подлежал апелляции. Когда Константинополь стал второй столицей империи, император Константин Великий учредил в этом городе и второй сенат, которому Юлиан даровал все привилегии римского сената. Императоры иногда совещались с обоими сенатами по вопросам законодательства. Однако уголовные преступления, совершенные сенаторами, в ранневизантийский период находились уже в юрисдикции не сената, а наместников провинций или префектов двух городов. Гражданские дела сенаторов также подлежали суду префекта города (эпарха). Сенаторское достоинство приобреталось по наследству и через получение определенных должностей при дворе, либо предоставлялось в виде особой милости императора по предложению сената. Сенаторы относились к первому рангу имперских сановников и именовались почетным титулом «мужи сиятельные» (vir illustris). До времени императора Юстиниана I (527 – 565 гг.) консулы председательствовали в сенате, но затем председателем стал эпарх Константинополя. Константинопольский сенат сохранял свое значение в законодательной деятельности до IX в., играя роль верховного суда, в который императоры передавали разбор важных преступлений; 2) здание имперского сената, сооруженное между 324 и 330 гг., расположенное на стыке III, V, VI, VII и VIII регионов Константинополя, в юго-западной части форума Константина. Представляло собой колоссальную ротонду с портиком перед входом, обращенным к колонне Константина Великого, и по своей конструкции было очень близко к зданию сената поздней римской республики и зданию Пантеона. Крыша Сената была покрыта позолоченной бронзовой черепицей. Внутри вдоль стен стояли колонны, поддерживающие перекрытие. Также вдоль стен располагались сидения сенаторов в несколько рядов. Экстерьер и интерьер здания был богато украшен мрамором и скульптурами. В 391 – 392 гг., в правление императора Феодосия Великого (379 – 395 гг.), створки парадной двери здания были заменены на бронзовые створки главного входа храма Дианы Эфесской с литым барельефом Гигантомахии (борьбы гигантов и богов). В 462 г. здание сената сгорело и простояло в запущенном состоянии, вплоть до правления Василия I Македонянина (867 – 886 гг.), все более разрушаясь в результате использования его архитектурных элементов в качестве сполий. Василий I приказал снять и установить дверные створки в Новую церковь, возведенную на месте старого Циканистра на территории Большого дворца. К 1204 г. здание сената представляло собой руины.

Сенахерим – князь из древней армянской династии Арцруни. Уступил свое княжество императору Василию II в 1021 г., не имея сил противостоять набегам турок-сельджуков. На этих землях к северо-востоку от озера Ван была образована византийская фема Васпуракан. Взамен Сенахерим получил титул магистра, пост стратига фемы Каппадокия и земельные владения в Малой Азии, в том числе города Севастию, Ларису, Авару и другие земли.

Сербия (Сервия) – византийская фема в южной части Далмации, от реки Цеттина, созданная после завоевания Болгарии императором Василием II Болгаробойцей (960 – 1025 гг.) около 1018 г. Эта фема была населена преимущественно сербами и традиционно управлялась сербскими князьями в качестве имперских стратигов. К середине XI в., в результате борьбы сербов за независимость от империи, фема Сербия прекратила свое существование.

Сербы – южнославянские племена, в VII в. заселившие значительные пространства на Балканском полуострове и частично смешавшиеся с местным романизированным иллирийским и фракийским населением. Впервые название «сербы» упоминается в византийских источниках IX в. Попав под влияние Византийской империи, сербские племена постепенно принимали крещение. Долгое время они жили под властью жупанов, правителей племенных уделов, при этом считались подданными империи. В период расцвета Первого Болгарского царства влияние византийцев ослабло в сербских землях, и там возникли небольшие государства: Травуния, Дукля и Зета, вскоре потерявшие свою независимость вместе с ослаблением Болгарии. Первое единое государство сербов (княжество Рашка) создал жупан Стефан Неманя (1159 – 1195 гг.), родоначальник династии Неманичей. Ему удалось добиться независимости своего государства от Византии, но позже Рашка вновь признала власть Константинополя. По настоянию своего сына, святого Саввы, Стефан Неманя в 1195 г. принял монашество и с именем Симеона удалился на Афон в монастырь Хиландар. Другой сын Немани и его наследник Стефан Первовенчанный, вел междоусобную войну с братом Вуканом, призвавшим на помощь венгров. В 1217 г. Стефан Первовенчанный получил от римского папы королевскую корону, стал называться «первовенчанным кралем всей сербской (рашской) и поморской земли». Третий сын Стефана Первовенчанного Стефан Урош Великий, потерял область Захлумья; при нем Сербия пострадала от татарского нашествия в 1241 г. В 1272 г. его сын Драгутин восстал против отца и с помощью венгров нанес ему поражение. Стефан Урош бежал в Драч (Дураццо), где скоро умер. Расцвет средневековой Сербии приходится на царствование Стефана Душана (1331 – 1355 гг.). Вскоре после поражения на Косовом поле в 1389 г., сербские земли на несколько веков попали под власть Османской империи.

Серватий Армянин – святой, епископ, просветитель Бельгии и Голландии. Родился в начале IV в., вероятно, в римской Армении, умер 13 мая 384 г. в городе Маастрихт. Во время посещения святых мест Иерусалима, священник Серватий получил от ангела известие о своем долге проповедовать Слово Божие на севере. Прибыв в Бельгию, он получил епископскую кафедру в городе Тонгр. Вскоре Серватий стал близким другом святителя Афанасия Александрийского, с которым познакомился во время ссылки александрийского архиепископа в городе Августа Треворум (совр. Трир в Германии) в 336 – 338 гг. На Церковном соборе в Сардике в 343 г., Серватий ревностно защищал Афанасия от нападок ариан. Сам Серватий был несгибаемым противником арианства, и отвергал даже намеки на компромисс с еретиками. На Церковном соборе в городе Кельне в 346 г. он осуждал епископов, которые отрицали Божественность Иисуса Христа. В истории Западной Церкви епископ Серватий известен, как ревностный защитник Православия и тринитарного догматического учения. По свидетельству западных хронистов, Серватий предсказал вторжение гуннов в Галлию. По наущению свыше, предвидя разорение города Тонгр, он перенес свою резиденцию в Маастрихт, находясь уже в преклонном возрасте. Маастрихт избежал нападения гуннов, которые, как считается, не смогли его обнаружить благодаря молитвам святого Серватия. Мощи блаженного Серватия Армянина по сей день хранятся в кафедральном соборе города Маастрихта.

Сервия – крепость на границе Фессалии с Македонией, недалеко от правого берега реки Быстрица. Наименование получила от некоего сербского князя, перешедшего на сторону византийского императора Ираклия I (610 – 641 гг.) и получившего это место во владение.

Сергий I – константинопольский патриарх в 610 – 638 гг., сириец по происхождению. Родился в семье яковитов, но в молодые годы сознательно перешел в Православие. До своего избрания на патриарший престол был диаконом в храме Святой Софии. Венчал на царство императора Ираклия I (610 – 641 гг.), протестовал против кровосмесительного брака императора с собственной племянницей, но вынужден был уступить и покориться воле автократора. В ходе подготовки Ираклия I к войне с Персией, патриарх Сергий пожертвовал все драгоценные сосуды и предметы культа, которые были переплавлены в монеты и переданы светской власти в качестве чрезвычайного займа. Безуспешно пытался преодолеть раскол с монофизитской церковью с помощью унии с Восточными церквями на основе монофелитского догмата о единой воле во Христе. Был автором изданного в 638 г. вероучительного указа императора Ираклия I «Эктесис», который должен был служить идеологической основой объединения Православной и монофизитских церквей, но стал причиной многолетнего раскола с Римским престолом. Патриарх Сергий I скончался 9 декабря 638 г. в Константинополе.

Сергий II – константинопольский патриарх в 1001 – 1019 гг. Внучатый племянник знаменитого константинопольского патриарха Фотия (858 – 867 гг. и 877 – 886 гг.). До интронизации был настоятелем константинопольского монастыря Мануила и духовником императора Романа I Лакапина (920 – 944 гг.). Пользовался большим уважением со стороны василевса и был кандидатом на патриарший престол еще в 956 г., после смерти патриарха Феофилакта (933 – 956 гг.), но тогда отказался от патриаршей власти, которая и была вверена его другу, монаху Полиевкту. Сергий II отличался высокой образованностью и благородством души. Патриарший престол он занял уже в почтенном возрасте, принимал участие в полемике с латинскими богословами, продолжая линию патриарха Фотия. Приказал убрать имя римского папы из диптихов Византийской Церкви. Выступал против налоговой политики императора Василия II (960 – 1025 гг.), в частности, протестуя против введения аллиленгия – обязанности состоятельных соседей, в том числе и церковных землевладельцев, возделывать выморочные наделы бедноты и платить с них налоги.

Сергий Агиополит (Святоградец, Исповедник) – иерусалимский монах, песнописец, историк и богослов, пострадавший в период иконоборческих гонений императора Фелфила (821 – 842 гг.).

Сергий Колива – византийский ритор XII в., автор сохранившейся до нашего времени речи к императору Исааку II Ангелу.

Cергий Никетиат – святой, влиятельный вельможа, возможно, армянского происхождения при дворе императрицы Феодоры (842 – 856 гг.) и ее сына императора Михаила III (840 – 867 гг.), логофет дрома и магистр. Состоял в родстве с правящей династией. Родился в селении Никетиаты в Пафлагонии в богатой и благородной семье, умер в 866 г. на острове Крит. Сергий Никетиат сделал успешную карьеру на государственной службе, в 843 г. был одним из главных инициаторов восстановления иконопочитания в империи. Основал монастырь Пресвятой Богородицы в Никомидийском заливе, который впоследствии был прозван Никетиатским. В 853 г. Сергий командовал византийскими войсками в войне против арабов на о. Крит. Скончавшись, был погребен в одном из критских монастырей, который впоследствии в его честь стал называться «Магистросским». После канонизации его святые мощи были перенесены в основанный им Никетиатский монастырь в Никомидийском заливе.

Сердика (Сардика, Триадица) – современная София, столица Болгарии. Основанная в античное время, Сердика была центром римской провинции Средиземная Дакия. Древняя Сердика был разрушена гуннами в сороковых гг. V в., но вскоре после их ухода город был отстроен вновь и получил новое имя – Триадица, с которым он и был известен в византийское время. В IX в. Сердика была покорена болгарами, но позже возвратилась в империю. В XI в. была образована фема Сердика с центром в Триадице.

Серика – ценные ткани, вырабатываемые в Византии из импортного шелка, из шелка и шерсти, особо роскошные – и с золотыми нитями. Так могли называться и готовые ткани, завозимые из восточных стран. Чисто шелковые (олосерика) ткани ценились на вес золота.

Серикарий (sericarius) – ткач по шелку, пурпуру.

Серры – город (совр. Сере в Греции) в Юго-Восточной Македонии, южнее Рупельского ущелья.

Сиагрий – западно-римский полководец и последний наместник в Северной Галлии (около 465 – 486 гг.). Происходил из знатной галльской семьи. Полководец Эгидий, отец Сиагрия, был наместником в Северной Галлии в 457 – 465 гг. Сиагрий унаследовал область между Луарой и Сеной со столицей в Суассоне и удерживал ее до 486 г., когда франкский король Хлодвиг I разбил его в битве под Суассоном. После этого Сиагрий бежал в Тулузу к вестготам, но их король выдал его Хлодвигу. Сиагрий был казнен франками в 487 г.

Сигиллий (sigillum) – вид императорского указа с печатью, но без собственного имени василевса; в нем имелась лишь дата издания документа (месяц и индикт).

Сигма – 1) одно из зданий Большого дворца в Константинополе с полуцилиндрическим сводом, опиравшимся на 15 колонн из бело-желтого мрамора с фиолетовыми прожилками. В плане здание напоминало греческую букву «сигма» – откуда и его название. Возведено в правление императора Феофила (821 – 842 гг.). Перед внешней колоннадой Сигмы находился двор, в центре которого стоял бронзовый фонтан в виде чаши с краями покрытыми серебром. Чаша фонтана, наполненная орехами и миндалем, через устройство в виде золотой шишки наполнялась вином и медом. Этот фонтан именовался Чашей Триконха, по названию находящегося рядом здания. Кроме того, во дворе Сигмы напротив друг друга стояли еще два беломраморных фонтана в виде львов, из раскрытых пастей которых изливалась вода, а также беломраморный престол с ведущими на него ступенями. На нем стоял один из императорских золотых тронов, украшенный драгоценными камнями. За троном была сооружена изящная арка на двух колоннах. Двор служил для приемов представителей димов (партий ипподрома), которые сопровождались танцами, пением и выступлениями акробатов. Приглашенных на прием угощали из Чаши Триконха; 2) участок стен Феодосия севернее Третьих военных ворот. Получил наименование за схожесть с соответствующей буквой греческого алфавита, развернутой открытой частью к фронту. Конфигурация этого фрагмента стены была связана с топографической спецификой местности; 3) квартал Константинополя, примыкавший к одноименному участку городской стены.

Сигнон – «знак»; византийский тип выносной двухсторонней иконы на древке, для несения в торжественных процессиях.

Сигриана – горный массив (совр. Кара-даг), расположенный вдоль южного побережья Мраморного моря, приблизительно в двадцати км. к востоку от города Кизик. В средневековье в Сигриане находилось несколько православных монастырей, из которых наиболее знаменитыми были два: Полихрон и Великого Поля (Мегас Агрос). Полихрон впервые упоминается в жизнеописании святого Феофана Исповедника. В этой обители святой Феофан был пострижен в монахи около 780 г. и провел там довольно продолжительное время в иноческих подвигах, после чего отбыл на остров Калонимос и основал там новый монастырь. В начале шестидесятых гг. IX в. игуменом Полихрона был святой Мефодий, будущий просветитель славян. Монастырь Великого Поля был основан святым Феофаном по его возвращении с Калонимоса в 787 г. В нем Феофан был игуменом и провел там большую часть оставшейся жизни. В 815 г. он отправился в Константинополь по просьбе императора Льва V Армянина, который пытался склонить святого на сторону иконоборцев. Поскольку в лице святого Феофана император встретил бескомпромиссного и опасного оппонента, то он предпринял против него карательные меры, вследствие которых в 818 г. святой старец скончался. В этом же году Лев V приказал разрушить монастырь Великого Поля и разогнать его насельников. Однако после смерти Льва V в 820 г. и восшествия на престол императора Михаила II, монахам было позволено вернуться и восстановить свою обитель. В 822 г. в храм монастыря Великого Поля были торжественно помещены мощи святого Феофана. Однако в последующие века монастыри Сигрианы перестали играть заметную роль в церковной жизни империи.

Сидерогефирон – «железный мост»; мост через реку Оронт и одноименный населенный пункт (совр. Гиср аль-хадид) к северо-востоку от Антиохии, на пути в Алеппо. В тридцатых гг. XI в. служил пограничным пунктом между владениями византийцев и арабов, имел исключительно важное стратегическое значение.

Сидерокастрон – укрепленный город в юго-восточной приморской Македонии, северо-западнее города Серры, недалеко от Рупельского ущелья. В настоящее время находится на территории Греции.

Сидерорабдион – шестопер; железная булава с 3, 4 или 6 гранями.

Сидон – прибрежный город Финикии.

Сидоний Аполлинарий (Gaius Sollius Modestus Apollinaris Sidonius) – латинский писатель из галльской аристократической семьи, зять западного императора Авита. Родился в Лугдунуме (совр. Лион) в 430 г., умер в 483 г. В 468 г. император Западной Римской империи Прокопий Анфимий назначил Сидония Аполлинария префектом Рима, а затем включил в число патрициев. С 471 или 472 гг. Сидоний стал епископом Арверн (совр. Клермон-Ферран). Прославился написанными в стихах панегириками в честь западно-римских императоров Авита (455 – 456 гг.), Майориана (457 – 461 гг.) и Прокопия Анфимия (467 – 472 гг.). Его письма и другие произведения – ценный исторический источник периода завоевания Галлии вестготами, общественно-политических и культурных отношений этого времени. В своих стихах Сидоний Аполлинарий отразил настроения галло-римской аристократии на закате Западной Римской империи.

Сики – предместье Константинополя на северной стороне залива Золотой Рог.

Сикофант – профессиональный доносчик.

Силенциарий (silentiarius) – титул второго ранга, византийский придворный чиновник, «блюститель тишины», отвечал за порядок в дворцовых покоях, прежде всего, во время торжественных выходов императора. Штатом из 30 дворцовых силенциариев руководил препозит священной кувуклии (опочивальни).

Силенций (silentium) – заседание консистория в узком составе.

Сильван – командующий пехотой (magister peditum) в Галлии в 352 – 355 гг., в 355 г. был спровоцирован к узурпации императорской власти. Сильван был франком по происхождению. Первоначально он поддерживал Магненция, а затем в 351 г., перед сражением у Большой Мурсы (Mursa Major), перешел на сторону императора Констанция II. В 352 г. он был назначен командующим пехотой в Галлии, однако вскоре против него начались интриги. При римском дворе было сфабриковано письмо от его имени, содержащее претензии на римский трон. Сильвану ничего не оставалось делать, как восстать против несправедливости. Отряды Сильвана в Колонии Агриппине (совр. Кельн в Германии) в 355 г. провозгласили его императором. Констанций II, так и оставшись в неведении относительно истинных причин мятежа, послал против восставших легионы во главе с полководцем Урсуцином. Позже, узнав о подоплеке восстания лишь после смерти Сильвана, император Констанций II пощадил его сына.

Сильвестр Сиропул – константинопольский патриарх времен османского владычества (Софроний Сиропул 1463 – 1464 гг.), поздневизантийский историк. Родился в семье священника в конце XIV в. В 1424 г. был рукоположен в сан диакона, в 1437 г. стал великим экклесиархом Константинопольской Церкви и в этом звании участвовал в работе Ферраро-Флорентийского собора, на котором император Иоанн VIII в надежде получить западную помощь для борьбы с османами заключил униатское соглашение с католической церковью. После собора Сильвестр Сиропул стал активным противником унии. Умер после 1464 г. Известен прежде всего как автор обширного сочинения о Ферраро-Флорентийском соборе, которое, наряду с фрагментарно сохранившимися актами, является одним из главных источников по истории созыва и проведения собора. В своем сочинении Сильвестр очень подробно говорит о ходе и тонкостях соборных дискуссий, высказывается о роли того или иного деятеля в обсуждении вероучительных вопросов.

Сима – водосточный желоб для сбора дождевой воды, крепившийся по краю ската крыши и соединявшийся с водосточной трубой, имеющей выпуск в бассейн, либо цистерну.

Симантр – «гонг»; металлическая пластина или деревянная доска, подвешенная у входа в храм или поблизости от него, по которой церковнослужители ударяли молотком, оповещая людей о скором начале богослужения. Обычно в византийских монастырях имелось два симантра: малый использовался в будние дни, а большой, издававший более громкий звук, только в дни особых торжеств.

Симвасилевс – император-соправитель.

Символ веры – краткий свод главных догматов, составляющих основу христианского вероучения; то, что составляет сущность веры. Символ веры составлен отцами Церкви и утвержден на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. Исполняется как молитва хором при богослужениях.

Символограф (символеограф) – нотариус, специалист по оформлению коммерческих контрактов, превышающих общую сумму в одну литру золота. В Константинополе существовала особая корпорация символографов.

Символы Евангелистов (Тетраморф) – символические изображения авторов четырех евангелий в виде таинственных апокалипсических животных встречающихся у пророка Иезекииля (1:10) и в Откровении Иоанна Богослова (4:7). Первое животное подобно льву, второе тельцу, третье с человеческим лицом, а четвертое – орел. Впервые эти символы появились на мозаике в апсиде храма Святой Пуденцианы в Риме в начале V в., где они изображены в облаках по сторонам креста, и со временем получили широкое распространение в христианском искусстве. Со временем установился определенный порядок изображений символов Евангелистов. Если они изображались в один ряд, то художники придерживались канонического расположения Евангелий в Библии: ангел (святой Матфей), лев (святой Марк), бык (святой Лука) и орел (святой Иоанн). Если символы помещались по четырем углам, например, на миниатюре, то в верхнем углу слева от зрителя располагался ангел, а справа – орел, как обитатели воздушных сфер, а в нижних углах, соответственно, лев и бык. В средние века апокалипсические животные в совокупности получили дополнительное истолкование, как символ самого Христа: будучи от природы богочеловеком (ангел), Христос умер, как жертвенное животное (бык), затем восстал как лев и вознесся на небеса подобно орлу.

Симеон I Великий – болгарский князь с 893 г. и царь с 919 г., сын болгарского князя Бориса. Родился в 864 или 865 гг., умер 27 мая 927 г. Детство и юность провел в качестве заложника в Константинополе. Воспитывался при дворе вместе с сыновьями византийского императора Михаила III, получил хорошее образование и прозвище «полуэллин» за глубокое овладение греческой культурой. В столице империи Симеона готовили к служению на духовном поприще, но после свержения с болгарского престола его брата, попытавшегося восстановить язычество в стране, Симеон стал править Болгарией. В результате многочисленных войн с Византией значительно расширил территорию Первого Болгарского царства, достигшего в его правление наибольшего могущества и культурного подъема. Войска Симеона несколько раз едва не овладели Константинополем; неудачу они потерпели лишь за неимением флота. Византийские императоры Лев VI и Роман I Лакапин ценой унижения и обязательством платить ежегодную дань покупали мир с Симеоном. Болгары тогда завладели почти всем Балканским полуостровом, частью нынешней Венгрии и Валахии; сербы также признавали верховную власть Симеона. К концу его царствования у греков оставался в Европе один лишь Константинополь, окруженный тесным кольцом болгарских войск, и если бы не внезапная смерть шестидесятидвухлетнего болгарского царя, то Византия могла бы пасть к ногам «императора греков и болгар». Правление его называют «золотым веком Симеона» в Болгарии. Симеон сделал свою столицу Преслав резиденцией болгарского патриарха, при нем болгарская литература переживала невиданный взлет, и благодаря этому оказала огромное влияние на культуру славянских народов, в том числе и Руси.

Симеон Армянин – преподобный, прославленный аскет, отшельник и паломник. Родился в византийской Армении в 950 г. в семье военачальника, умер 26 июля 1016 г. В молодом возрасте принял монашеский постриг, а некоторое время спустя, стал отшельником. Впоследствии Симеон много странствовал, покинув Армению. В поисках главных христианских святынь, он посетил храмы Иерусалима и иные места Святой земли, Рим, гробницы апостолов Петра и Павла и других мучеников. Странствовал на осле по Италии, прославился многочисленными чудесами и строгостью образа жизни. Пройдя Апеннинский полуостров с севера на юг, он перебрался во Францию, а затем в Испанию. Вновь вернувшись во Францию, Симеон посетил гробницу святого Мартина в городе Тур. Почувствовав, что силы начинают оставлять его, Симеон Армянин устроился в Падолиронском монастыре близ города Падуи в Италии, и провел там последние годы своей жизни. Уже в 1024 г. Симеон был канонизирован римским папой и признан святым Римской Церкви.

Симеон Логофет – византийский хронист X в., автор хроники, охватывающей события с 913 по 948 гг.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:57:32
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "С" Ч.2 [Страниц (3): [1] 2 3 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0086 ]   [ Gzip выкл. ]