Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Саак Партев – святой, архиепископ Армении с 387 г., церковный писатель, сын святого Нерсеса Великого, армянского архиепископа конца IV в., последний потомок святого Григория Просветителя, занимавший престол армянских архипастырей. Родился в 348 г., умер в 437 г. Образование получил в Кесарии Каппадокийской и Константинополе. В браке имел дочь Саакануйш, выданную замуж в семью Мамиконянов и ставшую матерью Вардана, Амаяка и Амазаспйана – святых героев и вождей национально-освободительного движения армян против персидского ига. После безвременной кончины жены, Саак стал монахом, и был возведен на престол армянских архиепископов в 387 г., накануне одного из самых трагических периодов армянской истории, когда значительная часть армянских земель оказалась под властью Ирана. В 387 г. Армения была разделена между Ираном и Византией. Архиепископ Саак Партев пережил правление целого ряда царей и ожесточенные политические распри внутри страны. Среди армянских князей он не пользовался популярностью, поскольку осуждал их попытки свергнуть царя Армении. Князья оболгали Саака перед иранским шахом, и он лишил власти и армянского царя, и армянского архиепископа Саака, назначив на его место сначала одного, а затем и другого епископа-несторианина. Однако шахские ставленники недолго продержались у власти, не имея поддержки армянского народа. Армяне продолжали считать своим духовным вождем святого Саака, почти семь лет пребывавшего в ссылке. Но и после возвращения из изгнания шах не позволил Сааку официально вернуться к управлению Армянской Церковью. Он жил в селе Блур Багревандской провинции и направлял церковные дела Армении через своих викариев: Месропа Маштоца и Гевонда Ванандеци. Саак Партев устраивал школы, издавал на армянском языке творения отцов Церкви и других писателей, а также создал ряд канонов, гимнов и молитв. Из школ, основанных святыми Сааком и Месропом, вышли многие ученые и писатели. Саак поддерживал и направлял святого Месропа в его трудах по созданию армянского алфавита и переводу Священного Писания на армянский язык, который европейские ученые позже называли «царицей переводов». Саак Партев и его окружение заложили основы быстрого развития армянской литературы и общего расцвета армянской культуры.
Саак III Дзорапореци – армянский католикос в 677 – 703 гг. Саак III вместе с пятью армянскими епископами на Церковном соборе в Константинополе под давлением императора Юстиниана II вынужден был поставить свою подпись под халкидонитским исповеданием веры, аналогичном тому, что было подписано на Каринском соборе в 633 г. В 693 г., в ходе своего похода в Армению, император Юстиниан II взял Саака в качестве заложника и увез с собой в Константинополь. Через два года после низложения Юстиниана, Саак был отпущен в Армению и снова занял престол предстоятеля Армянской Церкви в 695 г., вернувшись к монофизитству. В 702 г. он был пленен арабским полководцем Абдаллой и в цепях отправлен в Дамаск.
Савва Освященный – святой старец, знаменитый палестинский подвижник и основатель многих монастырей в Святой Земле. Родился в 439 г., умер в 532 г. Ученик святого Герасима Иорданского и святого Евфимия.
Савиры (сабиры) – кочевой народ, первоначально обитавший, вероятно, в Западной Сибири, между Алтаем и Уралом, вытесненный оттуда аварами и переселившийся к северу от Кавказа. В VI в. савиры нападали на малоазийские провинции Византии и участвовали в ирано-византийских войнах то на стороне империи, то на стороне персов.
Сага (сагий) (sagum) – плащ-палатка византийского воина, на случай непогоды. Походные саги были двойными и перевозились в обозе. Так же именовался плащ, надеваемый императором поверх скарамангия.
Сакелларий (saccellarius) – высокопоставленный государственный чиновник, заведовавший сакеллой и обладавший функциями контроля над деятельностью центрального аппарата. Имел в каждом ведомстве своих официальных информаторов, доносивших ему о деятельности чиновников.
Сакелла (sacella) – помещение Большого дворца, где хранилась часть императорской казны. Кроме того, сакелла обязана была снабжать войска необходимыми припасами и провиантом.
Сакеллий – должность служащего патриаршей администрации, ответственного за финансовое состояние.
Саккос – одеяние императора, а позже патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов; туника с короткими рукавами, сшитая из шелка с вышивкой. Императорский саккос был черного цвета и символизировал таинство власти. В качестве богослужебного одеяния саккос стал использоваться с XI – XII вв. константинопольским патриархом, но только к XVI в. он полностью заменил фелонь для архиереев на Востоке.
Саккула (sacculus) – матерчатый футляр для хранения особо важных документов в свитках.
Саккулярии – менялы, не входящие в корпорацию трапезитов, уклоняющиеся от правительственного контроля. Зачастую сбывали фальшивую монету.
Сакра (sacra) – императорский указ, манифест.
Сакристия (sacristia) – сокровищница храма, ризница.
Салдамарий (salgamarius) – лоточник, мелкий торговец галантерей и снедью: колбасой, копченостями, сыром и тому подобным.
Салона – древний город, основанный греками из Сиракуз в IV в. до Р.Х., и подчиненный римлянами в 78 – 76 гг. до Р.Х. Салона была центром римской, а затем восточно-римской провинции Далмация, с IV в. от Р.Х. – резиденцией епископа. В VI – VII вв. население города насчитывало до 60 тыс. человек. В правление императора Ираклия I (610 – 641 гг.) Салона была захвачена, разграблена и разрушена объединенными отрядами авар и славян. Часть беженцев из Салоны обосновалась в полуразрушенном дворце Диоклетиана на побережье Адриатического моря, основав новый город Спалатум (совр. Сплит в Хорватии).
Сальвиан – блестящий христианский писатель, монах и проповедник V в. Родился в 390 г., умер в восьмидесятых гг. или в начале девяностых гг. V в. С 439 г. Сальвиан был священником в Массилии (совр. Марсель), где приобрел такую известность, что собор епископов поручил ему составить для общего употребления сборник своих проповедей, которые до наших дней не сохранились. Известен прежде всего как автор трактата «Об управлении Божием, или Провидении» («De gubernatione Dei sive de providentia») в восьми книгах, повествующего о падении нравов среди латинского населения Западной Римской империи, о корыстолюбии духовенства. Сальвиан написал также трактаты: «Против скупости» («Contra avaritiam») и «К кафолической церкви» («Ad ecclesiam catholicam»), а также девять писем к разным лицам, в которых выдвигал предложения по преодолению социальных и моральных пороков. Для литературного стиля Сальвиана характерна афористичность («Мы стыдимся не порока, а добродетели», «Мы никому не верим менее, чем Богу») и искусное построение доказательств своих мыслей.
Самона – фаворит императора Льва VI в конце IX – начале X вв. Евнух и араб-невольник византийского вельможи, начал свою карьеру удачным доносом на своего господина, замешанного в заговоре против Льва VI. За это Самона получил свободу и был введен во дворец, где занимал пост паракимомена. В 904 или 905 гг. при загадочных обстоятельствах бежал к арабам, возможно, с тайным поручением императора. После возвращения, пользовался огромным влиянием до 908 г., когда впал в немилость и был пострижен в монахи.
Самос – 1) один из главных островов Эгейского моря, расположенный вблизи западного берега Малой Азии, от которого он отделен узким Самосским проливом. Около IX в. до Р.Х. остров был колонизирован ионийскими греками, а с VIII в. превратился в торгово-ремесленный полис, достигший расцвета при тиране Поликрате во второй половине VI в. до Р.Х. В V в. до Р.Х. Самос присоединился к Делосскому союзу и попал под влияние Афин, продолжавшееся до III в. до Р.Х. Затем остров входил в состав Македонской державы, Пергама и Рима и постепенно терял свою прежнюю значимость. В VIII в. Самос принадлежал одноименной феме с центром в городе Смирна, а в XI в. в правление императора Константина VII Багрянородного (911 – 959 гг.) стал отдельной небольшой фемой с близлежащими, мелкими островами. На короткое время остров был захвачен турками-сельджуками, но затем отвоеван византийцами. В ходе раздела византийских земель крестоносцами, оккупировавшими столицу империи в 1204 г., Самос оказался в составе Латинской империи. В 1247 г. остров был отвоеван никейским императором Иоанном III Дукой Ватацем (1222 – 1254 гг.) и затем вновь вошел в состав восстановленной Византийской империи. Начиная с XIV в. Самосом преимущественно владели генуэзцы (в 1304 – 1329 гг. и далее с 1346 г.), которые однажды, в 1312 г., были вытеснены с него турками; 2) византийская фема, первоначально с центром в малоазийском городе Смирна, включавшая также прибрежные города Адрамиттий и Эфес, а также острова, в том числе и Самос. Позднее в XI в. территории этой фемы на побережье отошли к феме Фракисий, а феме Самос принадлежал только одноименный остров и близлежащие острова помельче.
Самосата – древний город в провинции Евфратисия диоцеза Восток, на западном берегу Евфрата.
Сампсон – город в нижнем течении реки Меандр, недалеко от Милета. В древности назывался Приена.
Самуил – болгарский царь в 997 – 1014 гг. Год рождения неизвестен, умер 6 октября 1014 г. в Прилепе. Был одним из «комитопулов» – сыновей комита Николая, которые оказались у власти в западных областях Болгарии, оставшихся свободными от византийской оккупации. Внешнюю политику комитопулов определяли упорные войны с Византией. Братья Самуила Давид и Моисей погибли в войнах с византийцами, а своего третьего брата Аарона Самуил позже сам казнил, обвинив его в государственной измене. После трагической гибели болгарского царя Бориса II и смерти его брата царя Романа в византийской тюрьме, Самуил в 997 г. официально принял титул царя болгар и стал основателем новой царской династии. Государство Самуила со столицей в Преспе, а затем в Охриде, занимало на востоке давние болгарские области между Дунаем и Балканами, а на западе – Македонию, Фессалию, Эпир, часть Албании и сербские земли. Резиденция болгарского патриарха несколько раз меняла свое место и, наконец, установилась в Охриде. Продолжительное время Западно-Болгарское царство с переменным успехом боролось с Византией. В 986 г. войско Самуила в горном проходе Траяновы ворота наголову разгромило тридцатитысячную византийскую армию во главе с императором Василием II. Самуил использовал ослабление противника для расширения своего влияния не только на Балканах, но и в Греции. Однако византийский император не потерял решимость окончательно решить «болгарский вопрос». Собравшись с силами Византия продолжила наступление на болгарские земли. В решающем сражении 29 июля 1014 г. на склонах горы Беласица, на юго-западе современной Болгарии, у греческой границы, болгарская рать потерпела сокрушительное поражение от войск византийского императора Василия II Болгаробойцы. Пятнадцать тыс. пленных болгар были ослеплены по приказу императора. Не перенеся трагедии, царь Самуил скоропостижно умер 6 октября этого же года. Преемники Самуила: его сын Гавриил Радомир и племянник Иван Владислав не смогли организовать сопротивление Византии. В 1018 г. император Василий II захватил Охрид и Болгарское царство вошло в состав Византийской империи.
Сан – церковное звание священнослужителя.
Сандалии Иисуса Христа – христианская святыня, хранившаяся до 974 г. в сирийском городе Габаоне (совр. Габала-Забель). В результате одного из восточных военных походов византийского императора Иоанна I Цимисхия (969 – 976 гг.), Габаон был взят, а Сандалии Иисуса Христа стали трофеем византийцев. Святыня была торжественно перенесена в Константинополь и передана на хранение в храм Богородицы во Влахернах. В 1204 г., во время разграбления столицы Византийской империи крестоносцами Четвертого крестового похода, Сандалии были похищены и их дальнейшая судьба неизвестна.
Саноп – город в Пафлагонии, в центральной части южного побережья Черного моря. В античный период Саноп был крупным торговым центром и морским портом, но в византийское время этот город был вытеснен из торговой сферы Трапезундом, потерял свое прежнее значение и превратился в мелкий провинциальный городок.
Сапонады – мыловары.
Сарацины – первоначально так именовались арабы в византийской литературе, позднее и турки-сельджуки.
Саргис Стратилат (Сергий Стратилат) – святой, стратилат римской провинции Каппадокия в середине IV в. По происхождению Саргис был греком из Кесарии Каппадокийской. Благодаря своему мужеству и уму, на военной службе он достиг звания стратилата, получив этот чин от императора Константина Великого. В годы правления императора Юлиана Отступника, христианин Саргис был вынужден бежать от языческих гонений в Великую Армению. Он и его сын Мартирос нашли убежище при дворе царя Тиграна Аршакуни. Прожив некоторое время среди армян, они перебрались в Иран и поступили на службу к шаху Шапуру II, который поставил Саргиса, как опытного военачальника, во главе большого войска, и он успешно воевал против римлян. Влияние Саргиса на своих соратников было столь велико, что многие в его окружении обратились ко Христу. Узнав об этом, шах призвал своего полководца к себе и приказал ему стать зороастрийцем, но получил категорический отказ. Разгневанный шах отдал сына Саргиса на растерзание толпе, а его самого приказал обезглавить. Четырнадцать христиан из числа подчиненных Саргиса пытались похоронить тела мучеников по христианскому обряду и были за это также преданы смерти. Позже святые мощи Саргиса были перенесены армянскими христианами в Армению. Святой Саргис особо почитаем в Армянской Церкви.
Сардиния – крупный остров в Западной части Средиземного моря, на пересечении основных средиземноморских торговых путей, попавший под власть Византии в первой половине VI в., когда войска императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.) отвоевали его у вандалов. На острове византийцы вели добычу медной руды, используя каторжный труд ссыльных и рабов. По мере ослабления Византии крепло стремление к независимости сардов – местного населения острова. В конце VI в. Талетус, правитель Кальяри, главного города Сардинии, открыто выступил против империи. Он объявил себя королем Сардинии и разделил остров на три части, управление каждой из которых поручил своим сыновьям.
Сарды – древнейший город, центр римской провинции Лидия на западе Малой Азии, продолжавшей существовать и в византийское время. Сарды были связаны дорогами с Нимфеем, Пергой и Смирной.
Саркел – хазарская крепость, построенная по просьбе хазарского кагана византийцами во главе с протоспафарием Петроной Каматиром около 838 – 839 гг., в правление императора Феофила (821 – 842 гг.), на левом берегу реки Дон, служившей северо-западным рубежом Хазарского каганата. Крепость располагалась на мысе, отделенном от материка рвом. Линия стен, обращенная к суше было защищена дополнительным рвом. В плане укрепление представляло собой четырехугольник 193,5 метра на 133,5 метра. Стены были возведены на скальном грунте из обожженных кирпичей скрепленных известью, которую византийцы выжгли прямо на месте строительства из речных ракушек. Они имели толщину 3,75 метра и высоту до 10 метров. Башни: четыре угловые (закрытого типа) и несколько промежуточных (открытого типа), вероятно, достигали тринадцатиметровой высоты. В северо-западной стене имелись главные ворота, а в северо-восточной – меньшие, выходившие к пристани. Крепость изнутри рассекалась второй линией обороны в виде стены, делившей пространство на две неравные части. В ее внутренней, меньшей, юго-западной части находилась массивная башня-донжон. Гарнизон насчитывал триста человек. Хазарское название крепости Шаркил означало «желтый дом», что, видимо, было связано с цветом ее кирпичных сооружений. В 965 г. Саркел был взят великим князем киевским Святославом Игоревичем (960 – 972 гг.) и переименован в Белую Вежу. С 1103 г. в ней размещался гарнизон из печенегов и торков, перешедших на русскую службу. В 1117 г. русское население покинуло крепость ввиду половецой угрозы. Планировка Саркела уточнялась с помощью аэрофотосъемки в начале тридцатых гг. XX в. В 1887, 1934 – 1936 и в 1949 – 1951 гг. на руинах крепости проводились археологические раскопки. С 1952 г. остатки Саркела покоятся на дне Цимлянского водохранилища.
Свинтила – военный вождь, впоследствии король вестготов, прославившийся в войнах с византийцами. Будучи военачальником короля вестготов в Испании Сисебута (612 – 616 гг.), отвоевал у Византийской империи округ Нового Карфагена (совр. Картахена). После этого завоевания Сисебут заключил мир с императором Ираклием I, и у империи в Испании остался лишь небольшой округ на юго-западе полуострова. После смерти короля Сисебута и кратковременного правления его малолетнего сына, воинственный Свинтила сделался королем вестготов и возобновил посягательства на земли империи. Византия в то время вела долгую и тяжелую войну с персами на Востоке, и не имела возможности послать крупные военные силы на Иберийский полуостров. Новая война с вестготами закончилась для империи потерей своих последних владений в Испании в 624 г. Под властью Византии остались только острова Майорка и Минорка.
Святитель – святой архиерей.
Святой – совершенная личность, отличавшаяся душевной чистотой и угодная Богу, после смерти официально признанная Церковью непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих. Также святым называют нечто, несущее Божественную благодать; прежде всего Триединого Бога, знаменуя его совершенство в Истине и чистоте, а также предметы, наделенные благодатью Божией, например, святую воду или святые дары – квасной хлеб и красное виноградное вино, освященные для причащения верующих.
Святослав – великий князь киевский, сын князя Игоря. Укрепил внешнеполитическое положение Древнерусского государства. С 964 г. совершал походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжско-Камской Булгарией, в 965 г. разгромил Хазарский каганат. В 967 г., по приглашению императора Никифора II Фоки (как сообщает византийский историк Лев Диакон), воевал с Болгарией за Подунавье. Затем в союзе с венграми и печенегами вел войну в Болгарии против Византийской империи в 970 – 971 гг., закончившуюся подписанием мира. В 972 г. на обратном пути в Киев, попал в печенежскую засаду на днепровских порогах и был убит в бою.
Священномученик – святой мученик, принадлежавший к священному чину.
Священнослужители – лица, принадлежащие к одной из трех степеней священства: епископату, пресвитериату или диаконату, имеющие благодать и право совершать церковные таинства (архиерей и иерей) или участвовать в них (диакон).
Священные судьи – См. Судьи ипподрома.
Священный кладезь – главный колодец Большого дворца в Константинополе.
Себастиан (Sebastianus) – император-узурпатор в Галлии в 412 – 413 гг. Лично ничем не примечательный южно-галльский аристократ, брат императора-узурпатора Иовина, который захватил власть в Галлии в 411 г. после разгрома императора-узурпатора Константина III. Брат провозгласил Себастиана августом в 412 г., после того как были прерваны переговоры с готским королем Атаульфом. В 413 г. Себастиан пал в битве с готами Атаульфа вблизи Валенсии. Голова Себастиана, вместе с головой его казненного брата Иовина была отправлена в Равенну к императору Гонорию.
Себеос – епископ, армянский историк VII в. В числе шестнадцати армянских епископов участвовал в Двинском Церковном соборе в 645 г., проведенном под председательством католикоса Нарсеса III Строителя (641 – 661 гг.). Как убежденный монофизит, Себеос первоначально отказался от совместного причастия с диофизитами – византийским императором Константом II (641 – 668 гг.) и католикосом Нарсесом, однако по итогам работы собора подписал его постановления об унии с халкидонитами. Себеос был автором «Истории», посвященной событиям царствования шести византийских самодержцев: Маврикия (582 – 602 гг.), Фоки (602 – 610 гг.), Ираклия I (610 – 641 гг.), Константина III (612 – 641 гг.), Ираклия II (638 – 641 гг.) и Константа II (641 – 668 гг.). Им описаны ирано-византийские войны VII в., походы арабов, внутреннее положение Армении, конфессиональные разногласия между армянами-монофизитами и византийцами. Изложение доведено до 661 г. Только начиная от времени правления Ираклия, Себеос писал со слов очевидцев и современников, а также по своим собственным воспоминаниям и впечатлениям; ранние главы «Истории» созданы на основе трудов его предшественников – армянских хронистов. Себеос хорошо осведомлен о военно-политической и церковной истории Византии, но он ничего не сообщает о ее экономической и социальной истории, о земледелии, ремеслах и торговле, городах и крепостях, о византийской культуре, административном устройстве империи, об особенностях управления и повседневной жизни. Образ Византии у историка складывается из представлений о византийских императорах и о греческом войске в Армении, в большей своей части состоявшем из армянских отрядов. Вероятно, в основу первой части «Истории» Себеоса лег труд некоего хрониста, явно враждебно настроенного к византийскому присутствию в Армении, что отразилось и на тексте Себеоса. Однако в оригинальной части своего сочинения Себеос проявил благожелательное отношение к империи, с особым воодушевлением прославил деяния императора Ираклия. Союз Армении с Византией историк именует «союзом божественным», а ориентацию части армянской знати на сотрудничество с арабами – «союзом со смертью и договором с адом». Оставаясь монофизитом, Себеос последовательно смягчает в своем описании все межконфессиональные споры с халкидонитами и конфликтные моменты отношений Армении и Византии. В сочинении Себеоса сохранились также две части, в которых изложены легендарный период истории Армении и ее история в I – V вв. Эти части, известные под названием «Начальная история Анонима», по мнению некоторых исследователей, не имеют отношения к «Истории» Себеоса.
Севаст – дословно «священный». Это греческое слово представляет перевод латинского «август» (эпитет римских императоров). Этот высокий византийский титул получил распространение со второй половины XI до XIII вв., но до правления василевса Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.) им пользовались только императоры. До введения титула севастократора, севаст был самым высоким лицом при дворе византийских василевсов, и только один кесарь, по праву наследника престола, стоял выше севаста. В начале XIII в. значение этого титула несколько упало и суть его изменилась. Этот титул стал жаловаться чаще всего местным правителям на окраинах империи, а также высшим чиновникам провинций. В конце XIII в. титул севаста преимущественно носили командиры наемных войск. В XIV в. титулы севаста и протосеваста (первого севаста) перестали связываться с какими-то конкретными обязанностями и приобрели исключительно почетный характер.
Севаста – «священная»; женский титул, представляющий перевод на греческий язык латинского слова «августа». До середины XI в. в Византийской империи этим титулом наделялись исключительно особы царского рода: жены и матери императоров. В 1043 г. этот титул получила Мария Склирена, официальная любовница императора Константина IX Мономаха (1042 – 1055 гг.), первая женщина в истории империи не имевшая при этом царского достоинства. С того времени значение женского титула севасты, как и мужского титула севаста, начало неуклонно падать.
Севастия – главный город византийской провинции Вторая Армения. Во времена императора Константина VII Багрянородного (911 – 959 гг.) была учреждена фема Севастия, но затем упразднена в первой четверти XI в.
Севастоипертат – высокий титул, которым награждали в XII – XIII вв. представителей гражданской знати в Византии.
Севастократор – один из важнейших титулов в византийской классификации, который получали ближайшие родственники императора. Образован сложением титулов «севаст» и «автократор», введен в употребление императором Алексеем I Комниным. Первым севастократором стал Исаак, старший брат императора. Первоначально был главным титулом после императорского, выше чина кесаря, но впоследствии, в XIII в. уступил свое место в табели о рангах деспоту. В правление династии Палеологов севастократоры имели короны с одной дужкой, их официальные одежды украшали изображения двуглавых орлов.
Севастополь (Диоскуриада) – город в византийской провинции Лазика на восточном побережье Черного моря. Основан с названием Диоскуриада в VI в. до Р.Х. греками из Милета. Диоскуриада вела крупную торговлю с племенами Кавказа солью, скотом, воском, хлебом, рабами. В начале I в. от Р.Х. Диоскуриада оказалась под властью Римской империи; тогда была построена крепость, в которой находился постоянный римский гарнизон, а город стал называться Севастополем (Sebastopolis). Расцвет Севастополя пришелся на II – III вв., с IV в. начался упадок. Крепость существовала до VI в. Вследствие опускания прибрежной местности и наступления моря, развалины Севастополя ныне находятся на дне Сухумской бухты.
Севастофор – в X – XI вв. придворная должность чиновника, возглашавшего нового императора и возлагавшего на него инсигнии власти, замещавшаяся преимущественно евнухами. Первоначально севастофор был личным глашатаем императора и носил его знамя, но уже в XI в. это звание превратилось в почетный титул без специальных обязанностей.
Северин (Severinus) – апостол Норика (совр. Австрия). Дата рождения неизвестна, умер в 482 г. В молодые годы, вероятно, был близок к окружению Аттилы, повелителя гуннов. Став проповедником христианства, показывал пример строгого аскетизма: ходил босым даже зимой, носил власяницу, спал на подстилке, брошенной на землю, во время постов ел один раз в неделю. С помощью дипломатии и военной силы защищал римскую провинцию Норик от набегов германских племен, имел большое влияние на их вождей. Евгиппий, ученик Северина, оставил его жизнеописание, сделавшееся широко известным в народе на Западе.
Севир (Север, Северий) – антиохийский патриарх в 512 – 518 гг., основатель ереси северианства; почитается монофизитами как святой. Родился в Созополе Писидийском в 456 г., умер в египетском городе Ксоис в 538 г. В молодости Севир обучался в грамматической школе в Александрии и юридической школе в Берите (совр. Бейрут). Принял крещение в 488 г. в Триполи, а затем монашеский постриг в монастыре акефалов в Майуме, пригороде Газы. Через некоторое время основал собственный монастырь и был рукоположен в сан иерея монофизитским епископом Епифанием, изгнанным православными со своей кафедры. В годы притеснения майумских монахов-монофизитов со стороны иерусалимского патриарха Илии, Севир и около двухсот его монахов перебрались в Константинополь и три года прожили в столице, собрав вокруг себя столичных монофизитов. Как богослов, Севир писал труды против ересей евтихиан и мессалиан, против Нестория и установлений Четвертого Вселенского собора в Халкидоне. Приверженцы Севира активно пытались внедрить в столичную богослужебную практику Символ веры с монофизитской прибавкой «распявший себя за нас». Севир пользовался большим влиянием в церковной жизни Константинополя, и, после смещения в 511 г. императором Анастасием I патриарха Македония, даже рассматривался как возможный кандидат на константинопольскую кафедру. Однако в итоге константинопольским патриархом был избран монофизит Тимофей Литровул, а Севиру в 512 г. досталась антиохийская кафедра, где он проявил себя как один из самых ревностных противников Халкидонского собора. За свою еретическую деятельность Севир был проклят иерусалимским патриархом Иоанном, а император Юстин I в 518 г. лишил его епископской кафедры и отправил в ссылку. Несмотря на это, благодаря влиянию августы Феодоры, с которой Севир познакомился в Александрии, он был участником поместного Константинопольского собора 536 г., где представлял монофизитов. На соборе против него были выдвинуты обвинения в ереси и, не смотря на его поддержку монофизитской оппозицией, Севир был осужден, и вскоре вновь отправлен в ссылку в Египет, согласно императорскому указу, подтвердившему решение собора. В 538 г. Севир скончался в монастыре Эннатон города Ксоис. Учение Севира было в целом монофизитским, хотя и избегало крайних суждений монофизитства. Севериане, в частности, утверждали, что плоть Христова до Воскресения была тленной, подобно человеческой. От Православия севериан отделяло не столько расхождение в догматах, сколько стойкое нежелание признать Халкидонский собор.
Седулий (Sedulius) – латинский христианский поэт второй половины V в. В молодости Седулий занимался светскими науками и поэзией, потом, став священником, писал религиозные сочинения. Наиболее известное его произведение – эпическая «Пасхальная песнь» («Paschale carmen») в 5 книгах, написанная гекзаметром, с прологом, написанным элегическим дистихом. В ней Седулий описал наиболее важные эпизоды Священной истории в духе христианской мистики от грехопадения до смерти, Воскресения и Вознесения Христа. Позднее Седулий изысканным языком создал прозаическую версию этого сочинения под заглавием «Пасхальный опус» («Paschale opus»). Сохранилась также элегия Седулия в 55 элегических дистихах и знаменитый гимн «Алфавитарий» из 23 строф, посвященный восхвалению Христа. В своем поэтическом творчестве Седулий ориентировался на стиль Вергилия, заимствовал у него части стихов, а иногда и целые строки. Менее заметно в поэтике Седулия наследие Овидия и Лукана, был он знаком также со стихами Авзония и Клавдиана. Седулий приобрел известность уже в VI в. Его «Пасхальная песнь» была очень популярна в средние века на Западе, и оказала большое влияние на становление латинской средневековой поэзии.
Сейф ад-Даула (Абу-л-Хасан Али Сейф ад-Даула) – эмир Халеба (Алеппо) в 945 – 967 гг. по прозвищу «Меч Державы», из династии Хамданидов, младший сын основателя династии Абдаллаха бен Хамдана. Опирался на арабское племя Бану Килаб, игравшее важную роль в Сирии. В 944 г. захватил Халеб, что привело его к конфликту с Ихшихидами Египта, продолжавшемуся до 947 г. Сдерживал вторжения карматов Бахрейна. Его двор, самый пышный на Ближнем Востоке, был средоточием поэтов, писателей и ученых со всего арабского мира. Сейф ад-Даула с переменным успехом вел непрерывные войны с Византией. Умер в начале 967 г., когда войска византийского императора Никифора II Фоки (963 – 969 гг.) начали завоевание Сирии. В 969 г. Халеб стал частью империи, и находился под ее властью до 977 г.
|
|