Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Первое Болгарское царство – государственное образование на территории византийской провинции Мезия, основанное ханом одного из протоболгарских племен Аспарухом (679 – 701 гг.) около 679 г. Кроме этого, в конце VII в. возникло еще одно болгарское государство на так называемых Керамисийских полях (район совр. города Битоль). Протоболгары подчинили славян, населявших придунайские области, но впоследствии переняли их язык и слились с ними в единый народ. Центром нового государства стала Плиска, первая болгарская столица, позже столицей Дунайской Болгарии стал Преслав. Примерно в это время ханы керамисийских болгар Мавр и Кубер сделали неудачную попытку захватить крупный византийский город Фессалоники. После смерти Аспаруха ханом болгар был Тервель (701 – 718 гг.), с помощью которого сумел вернуть себе престол в Константинополе свергнутый император Юстиниан ІІ (685 – 695 гг. и 705 – 711 гг.). В знак благодарности хан получил от византийского императора титул кесаря. Затем болгары помогли императору Льву III Исавру (717 – 741 гг.) победить осаждавших Константинополь арабов. О Болгарии в правление следующих ханов Кормесия (718 – 725 гг.) и Севара (725 – 740 гг.) почти ничего неизвестно, а с правления хана Кормисоша (740 – 756 гг.) среди болгар возникли раздоры, разжигавшиеся Константинополем и продолжавшиеся до начала IX в. Новым взлетом болгарской державы стало правление хана Крума (803 – 814 гг.), прославившегося опустошительными набегами и успешными войнами с Византией. 25 июля 811 г. в балканских горах он нанес жесточайшее поражение императору Никифору I (802 – 811 гг.), возглавлявшему поход на земли болгар. Никифор I пал в бою и из его черепа, оправленного в серебро, хан пил вино на пирах в честь своих побед. В 814 г. хан Крум привел огромное войско к Константинополю и осадил его, но внезапно умер под стенами византийской столицы, и полчища его рассеялись. При Борисе (852 – 888 гг.), правнуке хана Крума, в Болгарии утвердилось христианство. Около 864 г. Борис вместе со своей дружиной и вельможами крестился и впоследствии был причислен к лику святых. Большую роль в христианизации Болгарии сыграли византийские миссионеры – святые братья Кирилл и Мефодий, усилиями которых на славянский язык были переведены тексты Священного писания и он утвердился в богослужении у болгар. К этому времени земли керамисийских болгар уже вошли составной частью в Дунайскую Болгарию. При младшем сыне Бориса, царе Симеоне (888 – 927 гг.), Первое Болгарское царство достигло высшей степени своего могущества. Воспитанный и получивший греческое образование в Константинополе Симеон стремился занять императорский престол и объединить земли Болгарии и Византии под своей властью. Он успешно воевал с пришедшими на Дунай венграми, не раз громил византийское воинство. В 913 г. Симеон привел сильное войско под Константинополь, получил богатые дары от напуганных византийцев и добился соглашения о заключении брака между малолетним императором Константином VII Багрянородным (911 – 959 гг.) со своей дочерью, рассчитывая править империей через своего зятя, последнего в своем роду. Однако осуществиться брачному договору помешала борьба за власть при константинопольском дворе, и Симеон, начав большую войну против империи, завоевал большую часть принадлежавших Византии областей на Балканском полуострове. Симеон принял титул царя болгар и греков, и добился для болгарского архиепископа патриаршего звания. Однако взять византийскую столицу ему помешала измена его союзников арабов, подкупленных византийским золотом и отказавшихся прислать свой флот для организации морской блокады, а также восстание сербов и хорватов в болгарском тылу. В 927 г. Симеон внезапно умер и империя получила длительную передышку. При сыне и преемнике Симеона, миролюбивом царе Петре (927 – 968 гг.), женатом на византийской принцессе Ирине, дочери императора Христофора (921 – 931 гг.), старшего сына и соправителя императора Роман І Лакапина (920 – 944 гг.), Болгарское царство ослабло и подчинилось византийскому влиянию. Политические раздоры у болгар в то время сочетались с религиозными, вызванными ересью богомильства. Византийцы также всеми силами способствовали ослаблению опасного соседа; дарами и щедрыми посулами они склонили русского князя Святослава к завоевательному походу в Болгарию. В двух походах Святослав подчинил себе болгарские земли на Дунае, в 969 г. захватил столицу Болгарии и пленил царя Бориса со всем семейством. Однако, византийцы, не желавшие дальнейшего усиления воинственных пришельцев у своих границ, начали войну против русских войск и заставили их покинуть пределы Болгарии. Впрочем, восстанавливать Болгарское царство византийцы не стали. Царь Борис II (969 – 971 гг.) и болгарский патриарх были низложены. Бывший царь получил титул магистра империи, а его младшего брата Романа оскопили. Вся Восточная Болгария и Северная Фракия были присоединены к империи. Болгарская государственность получила свое продолжение в рамках Западно-Болгарского царства, завоеванного императором Василием II Болгаробойцей (960 – 1025 гг.). На этом закончилась история Первого Болгарского царства, тогда же была упразднена патриаршая кафедра. Болгарская Церковь осталась автономной, но управлялась уже архиепископом. В XI и XII вв. на землях, населенных болгарами, существовали византийские фемы.
Первосвященник – глава священной иерархии.
Первуд – влиятельный вождь македонских славян в VII в., живший в Фессалониках, говоривший по-гречески и носивший византийскую одежду. Летом 676 г. был арестован властями империи по обвинению в подготовке мятежа и увезен в Константинополь. После этого в столицу империи была отправлена делегация из представителей города и славянских вождей, которые собирались вступиться за него. Однако до их прибытия в Константинополь Первуд, опасаясь за свою жизнь, бежал из под стражи и, добравшись до земель, населенных славянами, убедил часть своих соплеменников восстать против Византии. Небольшое по размаху восстание было легко подавлено, Первуд был схвачен и казнен, а рассерженные славяне еще около года держали в осаде Фессалоники и даже попытались взять город штурмом летом 677 г., но потерпели неудачу.
Перга – главный город провинции Памфилия в диоцезе Азия.
Пергам – древний античный город с богатой историей и великолепными памятниками эллинистической культуры, недалеко от побережья Эгейского моря, напротив острова Лесбос. С 283 г. до Р.Х. – столица Пергамского царства, а позднее римская провинция Азия. В VII в. город был разрушен арабами, затем отстроен заново, но большого значения в Византийской империи не имел. Находился на территории фемы Неокастра. На месте Пергама в наше время находится город Бергама в Турции.
Пергамент (pergamena) – специально обработанная кожа животных, применявшаяся для письма в Византии и других европейских странах в средние века. Изобретен в городе Пергам около 180 г. до Р.Х. и первоначально производился для нужд Пергамской библиотеки, в связи с нехваткой папируса. Свеженаписанный текст с пергамента можно легко стереть, старые записи соскабливали кусками пемзы. Этот писчий материал был довольно дорог и использовался преимущественно для дорогих изданий.
Пердика – протонотарий эфесской митрополии в конце XIV в. Даты рождения и смерти неизвестны. Написал в Константинополе стихотворный путеводитель по Иерусалиму «Описание в стихах иерусалимских Господних чудес и достопримечательностей». Стихотворная экфраза Пердики удачно сочетает высокие художественные и утилитарные качества – это настоящий путеводитель по городу, не уступающий прозаическим образцам жанра. Описание последовательно и подробно, язык возвышенный и эмоциональный, пронизанный эффектными метафорами.
Переход империи (translatio imperii) – теория перехода мирового господства, впервые сформулированная испанским пресвитером Павлом Орозием в начале V в. во второй книге его «Истории против язычников», в дальнейшем ставшая важнейшей составляющей политических и историософских концепций Византии и всего европейского средневековья. Орозий, основываясь на идеях ряда античных историков, поделил историческое время на периоды господства четырех великих империй: Вавилонского царства на востоке, Карфагенского, лежавшего на юге, Македонского – на севере, и Римской империи на западе. Географически завершенная историческая модель подчеркивала конечность самой истории, завершение которой прочно увязывалось с грядущим и неизбежным уничтожением Римской империи. При этом истинно великими Орозий считал только Вавилонскую и Римскую державы, обнаруживая между ними большое количество событийных параллелей. Карфагенская и Македонская державы представлялись лишь кратковременными посредниками между ними. Вслед за своим другом и наставником – Блаженным Августином, Павел Орозий выдвинул идею наследования Рима Вавилону, понимая Рим как «Второй Вавилон».
Перивлепт – монастырь Богородицы Перивлепты, располагавшийся в юго-западной части Константинополя.
Перивлепта – «обращающая взоры, восхитительная»; эпитет Богоматери и Ее иконографический тип близкий Одигитрии, со слегка склоненным ликом Матери к младенцу Христу, что придает образу строгий характер.
Периволос (перибол) – пространство между крепостной стеной и рвом, или между передовой стеной и основной. Во время набега врагов периволос служил укрытием жителям сельской округи с их имуществом.
Периодевт (протопоп) – пресвитер, по назначению епископа управляющий церковным округом в рамках епархии. В Русской Православной Церкви эта должность ныне называется «благочинный».
Периорисм – границы всей принадлежащей сельской общине или иному юридическому лицу площади земельных владений.
Периоха – аннотация, краткое изложение какого-либо значительного по объему текста, как правило, стихотворного.
Перипат – пространство на верхней внутренней стороне крепостной стены за зубцами. На перипате воины несли стражу и обороняли с него стену при вражеском нападении.
Перипл – жанр античной и византийской литературы, описание маршрутов мореплавания. Периплы содержали указания расстояний между стоянками и портами, навигационные советы, иногда и развернутые описания местности по ходу пути.
Перистиль – внутренний двор дома, часто окруженный портиками по сторонам.
Персы (иранцы) – древний народ, создавший великую цивилизацию на Иранском нагорье в VI в. до Р.Х. После 300 лет процветания и завоеваний держава династии Ахеменидов со столицей в Персеполе простиралась от Индии до Эгейского моря, но к 330 г. до Р.Х. пала под ударами армии Александра Македонского. После этого персидское население оказалось в основном в составе державы эллинистического государства Селевкидов, потомков одного из полководцев Александра Великого. Наследником царства Селевкидов была Парфянская держава. В 227 – 229 гг. от Р.Х., когда Парфянское государство было истощено борьбой с Римской империей и внутренними смутами, тогдашний правитель одной из провинций, населенных персами, Арташир (Артаксеркс римских источников), сын Папака и внук Сасана, поднял восстание и в течение нескольких лет победил и лишил власти последнего парфянского владыку – Артабана V. Однако процесс формирования Сасанидского государства в его основных границах растянулся на несколько десятилетий и завершился уже в правление сына и наследника Арташира – Шапура I (241 – 272 гг.). Мощная персидская держава со столицей в Ктесифоне, управляемая шахской династией Сасанидов, была непосредственным соседом на востоке Римской империи и Византии. В IV – первой половине VII вв. у власти в Иране стояли такие видные государственные деятели как шахи Шапур II (309 – 379 гг.), Кавад, Хосров I Ануширван. В их правление не раз конфликт интересов между персами и византийцами приводил к продолжительным, изнурительным войнам за земли в Армении, Лазике и Месопотамии. В битве с персами в 363 г. погиб император Юлиан Отступник. Обе державы стремились также с помощью военной силы и дипломатических ухищрений получить преобладающее влияние на соседствующих с ними арабов, добиться господства в области Красного моря и в Восточной Африке. Однако при этом отношения византийцев с персами не имели непримиримого характера и основывались на взаимном уважении сильных соперников. Два государства подолгу пребывали в добрососедских отношениях, имели развитые дипломатические и торговые связи. Существенное значение на взаимное влияние Византии и Персии имел обычай усыновления главой одной из держав наследника власти другой, основывавшийся на теории братских отношений между государями. Так в 408 г. иранский шах Йездигерд I (399 – 421 гг.) усыновил по просьбе умирающего восточно-римского императора Аркадия (383 – 408 гг.) его малолетнего сына – императора Феодосия II (402 – 450 гг.). Шах Хосров II Парвиз (591 – 628 гг.) был усыновлен в конце VI в. императором Маврикием (582 – 602 гг.) и одной из жен Хосрова II была, вероятно, дочь Маврикия Мария. Византия и Иран признавали свое равное значение с соседней державой по величию и славе. После падения Западной Римской империи в 476 г., только Византия и Иран по праву считались мировыми державами, и Хосров II Парвиз в послании к императору Маврикию сравнивал Византию и Иран с двумя глазами, несущими свет миру. Константинополь и Ктесифон пристально следили за событиями в земле соседа, нередко вмешивались в дела друг друга, что отразилось на взаимном проникновении в различных областях государственных систем, военного дела, культуры и экономики. Например, в у персов шахом Хосровом I была установлена налоговая система по византийскому образцу, там пользовались большой популярностью византийские врачи, строители и ремесленники. Со времен шаха Фируза (459 – 484 гг.) персы, как правило, весьма уважительно относились к христианству, и христианские епископы, вследствие этого, нередко выступали посредниками на переговорах между Византией и Ираном. В свою очередь персидский придворный церемониал оказал сильное влияние на византийскую обрядность. От персов заимствовали византийцы пристрастие к обилию пряностей в пище, роскошь в облачении и обстановке дворцов своих императоров и вельмож, многие виды одежды и восточную пышность в стиле ремесленных изделий, прежде всего ткачей и ювелиров. Из Персии в империю пришла аристократическая мода на игру в поло. При этом взаимном уважении персов византийцы считали неисправимыми гордецами, а сами порицались персами за коварство и двуличность. В начале VII в. отношения между Персидским царством и империей вошли в глубокий кризис и затяжное военное противостояние по причине непомерных амбиций шаха Хосрова II Парвиза. Персы, попытались использовать время смут и гражданских войн в империи, чтобы уничтожить Византию и добиться мирового господства. Император Ираклий I (610 – 641 гг.) сумел добиться перелома в войне с персами. В итоге Византия одержала безоговорочную победу, а Ирану был нанесен сокрушительный удар. Но обе мировые державы были ослаблены настолько, что не сумели противостоять появлению и росту могущества третей силы – Арабского халифата. Результатом наступления арабов стала потеря всех территорий империи в Африке и на Ближнем Востоке, а также гибель державы Сасанидов, и включение ее территории в Арабский халифат.
Перфектиссим (perfectissimus) – «совершеннейший»; почетный титул для представителей сословия всадников, учрежденный римским императором Константином Великим. Мужами совершеннейшими именовались носители титулов IV класса в византийской табели о рангах.
Песах – хазарский полководец, наместник (булшицу) причерноморских владений Хазарского каганата в тридцатых – сороковых гг. X в. Согласно сообщению еврейского автора, именуемого в исторической науке Кембриджским анонимом, Песах возглавлял хазарское войско в ходе византийско-хазарской религиозной войны, начавшейся незадолго до 941 г. Войну вызвали притеснения и убийства христиан, живших в Хазарии, развязанные по приказу хазарского царя Иосифа в отместку за гонения на евреев в Византии. Военные действия начали отряды великого князя киевского Игоря (912 – 945 гг.), которые по договоренности с византийским императором Романом I Лакапином (920 – 944 гг.) внезапно напали на хазарское Причерноморье. Неожиданным ударом русское войско захватило и разграбило город Самкерц на берегу Керченского пролива, на Таманском полуострове. Собрав войско хазар, Песах привел его на Тамань, но не застав отошедшую русскую рать, начал войну против крымских владений Византии. Захватив три города и множество селений, хазары не щадили ни мужчин, ни женщин. Осадив город Шуршун (Херсонес), Песах начал переговоры с горожанами, в ходе которых коварно умертвил девяносто человек из византийского посольства. Херсонес обязался платить хазарам дань. После этого Песах обрушился на Русь, нанес ей поражение и принудил киевского князя к войне с византийцами на стороне Хазарского каганата. По всей видимости, поход князя Игоря на Константинополь в 941 г. был результатом этого вынужденного союза, поскольку после поражения от греческого флота часть русского войска отступила к Боспору Киммерийскому, в хазарские владения, и позже участвовала в захвате города Бердаа в Азербайджане. Судя по диким зверствам, учиненным русскими на северном побережье Малой Азии в ходе этого набега, они участвовали в религиозной карательной экспедиции иудеев, вероятно, под руководством хазарских инструкторов.
Пессиунт – город в центральной части Малой Азии, центр римской и ранневизантийской провинции Вторая Галатия. В XI в. захвачен сельджуками.
Пестрая колонна с крестом – монумент в Константинополе, построенный при императоре Ираклии I (610 – 641 гг.) около храма Сорока Мучеников, с восточной стороны. Свое название колонна получила в связи с тем, что каждый из ее барабанов был сделан из разного по цвету камня. После сильного пожара, ослабившего ее основание, Пестрая колонна рухнула во время бури 12 февраля 1332 г.
Петасий (Тиверий) – глава мятежа, возникшего на Сицилии между 727 и 731 гг. против власти византийского императора Льва III Исавра (717 – 741 гг.). Петасий был провозглашен императором в Тусции под именем Тиверия. Узнав об этом, равеннский экзарх Евтихий и римский папа Григорий II послали войска против самозванца. Отряды сицилийских мятежников были вскоре разбиты, сам Петасий попал в плен и был казнен, а голова его отослана императору в Константинополь.
Петр – святой, епископ города Севастии Армянской, младший брат святого Василия Великого, десятый и последний сын в семье. В воспитании Петра деятельное участие принимала его старшая сестра святая Макрина, помогавшая ему усвоить Священное Писание. Благодаря заботам Макрины, Петр достиг высот христианского духа и по выражению его брата святого Григория Нисского, «в последующей жизни своей был, кажется, не менее Василия Великого по превосходству добродетелей». Василий Великий, став епископом Кесарии Каппадокийской, рукоположил Петра в сан пресвитера; позже Петр был поставлен епископом в Севастии Армянской и присутствовал на Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 г. Умер около 391 г.
Петр – иерусалимский патриарх в 524 – 544 гг., уроженец города Елевтерополя в Палестине. В начале своего патриаршества вынужден был участвовать в усмирении самарян, которые подняли восстание против христианских властей в Палестине из-за мер императора Юстиниана I, приведших к значительному ущемлению прав нехристиан. При Петре среди палестинского монашества стали стремительно распространяться оригеновские идеи, что привело к росту внутренних противоречий в церковных кругах. Петр, будучи противником оригенистов, пытался пресечь распространение крамольных мыслей среди местного духовенства, однако безуспешно, поскольку в этом деле ему противостояла влиятельная столичная партия во главе с епископомами Домицианом и Феодором Аскидой. Петр был вынужден пойти на значительные уступки перед оригенистами, что пошатнуло его авторитет в иерусалимской патриархии. Чтобы переломить ход дела в свою пользу, Петр решил обратиться за поддержкой к императору Юстиниану I. Это обращение было поддержано Пелагием, папским нунцием в Константинополе и будущим римским папой. Юстиниан решил удовлетворить просьбу Петра и издал эдикт, в котором осудил оригеновские постулаты. Позднее этот указ был подтвержден Пятым Вселенским собором 553 г., состоявшимся в Константинополе. Несмотря на официальное осуждение их учения, оригенисты не были сломлены. Пользуясь своим влиянием на императора Юстиниана, Феодор Аскида решил отвести удар от себя и предложил императору заняться обращением монофизитов. В результате появился знаменитый эдикт Юстиниана «О трех главах». Иерусалимский патриарх Петр долго отказывался его признать, так как считал, что эдикт содержит отступления от решений Четвертого Вселенского собора, состоявшегося в Халкидоне, но потом все же, под угрозой смещения с должности, подписал. Вскоре после этого Петр скончался в 544 г.
Петр – константинопольский патриарх в 654 – 666 гг.
Петр – святой благоверный царь Болгарии в 927 – 969 гг., сын болгарского царя Симеона Великого. По характеру был богобоязнен и добродушен, к тому же первоначально по молодости лет не был способен проводить самостоятельную политику. После смерти своего воинственного отца, в октябре 927 г. женился на Марии, внучке византийского императора Романа Лакапина и подписал мирный договор с империей, чем завершился многолетний период болгаро-византийских войн. По этому договору Византия признавала за Петром титул царя болгар, обязалась уплачивать ежегодную дань и отказывалась от претензий на нескольких бывших имперских городов на Черном море, захваченных Болгарией. Тогда же был признан титул патриарха за главой Болгарской Православной Церкви. Однако курс Петра на добрососедство с империей вызвал недовольство болгарской знати. Один за другим были раскрыты два заговора против царя, во главе которых стояли его родные братья. За это царский брат Иван был пострижен в монахи и отправлен под надзор в Константинополь. Ослабление царской власти послужило благоприятной средой для распространения ереси богомильства на территории Болгарии, а Сербия восстала и отделилась от Болгарской державы. Царь Петр был верным союзником Византии, пережив нескольких ее императоров, и даже согласился отослать в Константинополь в качестве заложников своих сыновей: Бориса и Романа. В тоже время, не имея сил отбивать набеги венгров, Петр был вынужден согласиться беспрепятственно пропускать их отряды через свою территорию на земли Византии. Пришедший в 963 г. к власти в империи полководец Никифор II Фока был склонен решать все дипломатические проблемы вооруженной силой, и сорокалетний мир между Византией и Болгарией сменился войной. Византийцам удалось втянуть в свой конфликт с болгарами русских. В 968 г. киевский князь Святослав совершил первый поход в Болгарию и разбил тридцатитысячное войско царя Петра. После этого неожиданного поражения Петр тяжело заболел, у него начались эпилептические припадки. В 968 г. Петр заключил новый договор с императором Никифором II Фокой на предложенных византийцами тяжелых условиях. После этого престарелый Петр добровольно отказался от власти и принял монашеский постриг. Умер в монастыре 30 января 970 г.
Петр II Суконщик – антиохийский патриарх в 465 – 466 гг., 475 – 476 гг. и 485 – 488 гг. Был известен как ярый монофизит и человек с необузданными амбициями. До своего патриаршества Петр действительно работал суконщиком, затем был монахом в монастыре акимитов в Вифинии, откуда был изгнан за неподобающее поведение и еретические взгляды. После этого он перебрался в Константинополь, где со временем приобрел расположение Зенона, будущего императора. По его протекции Петр был назначен настоятелем храма Святой Вассы в Халкидоне. Однако на этом посту он долго не продержался, так как оказался уличен в поступках, порочащих священный сан. Из Халкидона Петр вслед за Зеноном устремился в Антиохию в 463 г., и всеми силами добивался антиохийской патриаршей кафедры. Он использовал проевтихианские настроения толпы и стал настраивать население города против тогдашнего патриарха Мартирия, уличая его в якобы тайной приверженности несторианству. В результате в 465 г. Мартирий был с шумом лишен патриаршего сана, а его место занял Петр Суконщик. Придя к власти, Петр сразу встал в оппозицию к решениям Халкидонского собора, провозгласил дополнение к христианскому Символу веры, гласившее: «Который был распят за нас», а всех, кто не был согласен с этим дополнением, предал анафеме. Смещенный патриарх Мартирий обратился с жалобой к императору Льву I и благодаря поддержке патриарха Геннадия I был восстановлен на антиохийском престоле указом императора. Тем не менее, влияние Петра Суконщика в Антиохии было настолько велико, что Мартирий через некоторое время был вынужден оставить престол из-за царившей вокруг него враждебной обстановки. Торжество Петра также было недолгим, поскольку его бесцеремонность по отношению к Мартирию вызвала гнев императора Льва, приказавшего отправить Петра II в ссылку. Изгнание Петра Суконщика длилось с 471 по 475 гг. После воцарения в Константинополе узурпатора Василиска, покровительствовавшего монофизитам, Петр был восстановлен на антиохийской кафедре. Однако свержение Василиска в 476 г. привело к отрешению от власти всех его ставленников, в том числе и антиохийского патриарха Петра Суконщика. Но и после этого Петр не оставил своих притязаний на патриаршество. Следующий и последний раз удача ему улыбнулась в 485 г., когда на патриарший престол его посадил император Зенон, поскольку Петр подписал императорский указ «Энотикон» и изъявил горячее желание бороться со всеми несогласными с этим указом. В этой борьбе и прошел остаток его жизни. Умер Петр Суконщик в 488 г.
Петр Варсима – выдающийся византийский финансист и придворный вельможа VI в. В правление императора Юстиниана дважды занимал пост комита священных щедрот, а также префекта претория Востока, пробыв на этих должностях в общей сложности около двадцати лет. Император пожаловал ему титул консула и патрикия, несмотря на то, что по происхождению Петр Варсима был сирийским менялой, и по свидетельству Прокопия Кесарийского, «в свое время, сидя у стола с медью, ловко крал оболы и обсчитывал людей благодаря проворству пальцев».
Петр Делян – вождь болгарского национального восстания против византийского господства, вспыхнувшего летом 1040 г. в Белграде и охватившего историческую область Македонию, часть территорий современной Сербии, Албании, Средней Греции и ряд других районов Балканского полуострова. Непосредственной причиной восстания было усиление налогового гнета вследствие перевода натуральных налогов в денежные. Петр Делян выдавал себя за внука царя Самуила и был провозглашен восставшими царем. Войска Петра Деляна заняли Ниш и Скопле, ему подчинись отряды повстанцев в Диррахии. В 1041 г. болгары разбили византийцев под Фивами, но потерпели сокрушительное поражение под Фессалониками. Делян в конце 1041 г. был ослеплен Алусианом, сыном болгарского царя Ивана Владислава, в результате борьбы за власть и предательства. Последовавший раскол среди повстанцев, измена части знати, участвовавшей в движении, дали возможность византийскому императору Михаилу IV Пафлагонцу подавить восстание. Дальнейшая судьба Петра Деляна неизвестна.
Петр Ивер (Ивир, Ибериец, Майумский) – епископ Майумы, порта города Газы в Палестине, видный церковный деятель и писатель V в. Родился около 409 г., умер в 488 г. Петр был сыном грузинского царя Вараз-Бакура, в качестве заложника в юности жил при дворе императора Феодосия II (402 – 450 гг.). Воспитанием грузинского царевича активно занималась высокообразованная августа Евдокия, супруга Феодосия II, по сути, ставшая Петру приемной матерью. Евдокия познакомила Петра с неоплатонической философией и привила ему глубокую религиозность. Повзрослев, Петр Ивер решил посвятить себя не царской, а монашеской жизни. Он отказался принять должность смотрителя царских конюшен в Константинополе и бежал в Палестину, где принял монашеский постриг и поселился в мужском монастыре, основанном преподобной Меланией Младшей (383 – 439 гг.), которую императрица Евдокия считала своей духовной матерью. В августе 452 г. Петр Ивер был рукоположен иерусалимским патриархом Феодосием в епископский сан и занял кафедру в Майуме. Переселившись в Палестину, Евдокия продолжала покровительствовать Петру. Только благодаря этому в 454 г. Петр Ивер не был изгнан со своей кафедры вместе с прочими архиереями, не признавшими Халкидонский Вселенский собор. Однако позже Петр, в знак солидарности, все же покинул кафедру добровольно, и разделил судьбу собратьев-монофизитов. Затем он некоторое время жил в Александрии, где поддерживал монофизитского александрийского патриарха Тимофея Элура (457 – 460 и 475 – 477 гг.), а затем вернулся на епископскую кафедру и служил в Газе до самой смерти. Возглавлял монофизитскую богословскую комиссию, принудившую александрийского патриарха Петра Монга (477 и 482 – 489 гг.) однозначно и открыто отвергнуть диофизитство. Предположительно, Петр Ивер мог быть автором Ареопагитик, богословских трудов, известных под именем ученика апостола Павла, святого Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия Ареопагита). Монофизитской церковью Петр Ивер был канонизирован. Его житие, сохранившееся до наших дней, было написано около 500 г. преемником Петра на епископской кафедре – антихалкидонитом Иоанном Руфом, сознательно принизившим роль в судьбе Петра Ивера императрицы Евдокии, принявшей в 456 г. Халкидонское вероисповедание.
|
|