Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "П" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Павел – равеннский экзарх в 723 – 727 гг. Дата рождения неизвестна, умер в 727 г. Был послан в Италию императором Львом III Исавром с приказом довести до сведения подданных государя его иконоборческие эдикты и арестовать папу Григория II, противившегося религиозной политике Константинополя и обличавшего Льва III за нечестие. Экзарх Павел выступил из Равенны в поход на Рим, но столкнулся с лангобардами, вставшими на защиту Святого Престола. Он был вынужден вернуться в Равенну, где вскоре погиб от рук ее жителей.

Павел I – святой, константинопольский архиепископ в 337 – 339 гг., в 341 – 342 гг. и в 346 – 351 гг., родом из Фессалоник. Все годы его правления Церковью в Константинополе были непрерывной борьбой с еретиками-арианами. Император Констанций II (337 – 361 гг.), державшийся арианского вероисповедания, трижды изгонял Павла I с кафедры и ставил на его место арианских архиереев. Дважды изгнанный святой исповедник находил себе пристанище в Риме, где правил православный император Констант I (337 – 350 гг.), брат Констанция II. По протекции императора Константа II в 346 г. Павел I вновь занял место предстоятеля Константинопольской Церкви, но, после предательского убийства Константа на Западе, оказался вновь низложен Констанцием II. Святителя Павла отправили в ссылку в город Кукуз в Армении, где он принял мученическую кончину. Во время Божественной литургии в местном храме 6 ноября 351 г., ворвавшиеся ариане набросились на Павла и удавили его собственным омофором. В 381 г. по приказу императора Феодосия I Великого (379 – 395 гг.) мощи святителя были торжественно перенесены из Кукуза в Константинополь. В 1326 г. мощи святого Павла были перенесены в Венецию.

Павел II – константинопольский патриарх в 641 – 653 гг. До патриаршества был экономом храма Святой Софии в Константинополе. Пытался установить религиозное единомыслие в империи с помощью императорского вероучительного указа «Типос», которым всякие споры вокруг монофелитского догмата объявлялись запрещенными. Но церковный раскол между Римом и Константинополем, несмотря на патриаршие поиски компромиссов, при Павле II заметно обострился. Он не был признан Римским престолом, поскольку его предшественник патриарх Пирр был смещен с кафедры не постановлением Церковного собора, а мятежным движением населения столицы. К тому же Павел II упорно не желал отречься от ереси монофелитства. На Латеранском соборе в Риме в 649 г., 105 епископов, преимущественно из западных провинций империи, признали патриарха Павла II еретиком. Павел II скончался 27 декабря 653 г. в Константинополе.

Павел III – константинопольский патриарх в 688 – 694 гг.

Павел IV Новый – святой, константинопольский патриарх в 780 – 784 гг. Не сумев противостоять иконоборческой политике императора, добровольно оставил патриарший престол и высказался за созыв Седьмого Вселенского собора. Умер в 784 г.

Павел Александрийский – астролог IV в. Написал фундаментальный астрологический учебник «Исагогика» («Введение»), вторую редакцию которого посвятил своему сыну Кронамону в 378 г. или вскоре после этой даты. Среди его источников были работы Птолемея, Аполлинария, Аполлония Лаодикейского. Книга Павла Александрийского стала основным учебником для нескольких поколений астрологов раннего Средневековья, была известна в самых разных регионах мира. Например, небольшая часть «Исагогики» («О двенадцати знаках Зодиака») была переведена на армянский язык Ананией Ширакаци в VII в. Особенно большое влияние работа Павла Александрийского оказала на ученых Византии.

Павел Орозий (Paulus Orosius) – латинский христианский историк начала V в., сподвижник и современник Августина Блаженного, знаменитого отца Западной Церкви. Родился около 384 г., умер не ранее 418 г. Он занимал епископскую кафедру в Браге, в конце 414 г. покинул Испанию и прибыл в Северную Африку, в город Гиппон к Августину Блаженному с тем, чтобы в беседе со знаменитым епископом и богословом укрепить себя в борьбе с еретиками – присциллианами. Прожив некоторое время в Гиппоне, Орозий по совету Августина отправился в Палестину к знаменитому христианскому богослову Иерониму. Прибыл в Вифлеем в самый разгар борьбы православных с Пелагием и его сторонниками. Летом 415 г. Павел Орозий участвовал в работе Поместного Церковного собора в Иерусалиме и был одним из основных обвинителем ереси Пелагия. Однако сторонники ересиарха оказались многочисленнее и обвинения были отвергнуты собором. В период между сентябрем и декабрем 415 г. Орозий написал небольшой трактат «Апологетик», направленный против пелагиан. Осенью 417 г. Орозий покинул Африку, но оказался вскоре не в Испании, а на острове Менорке Балеарского архипелага. После этого никаких известий о Павле Орозии история не сохранила. Возможно, он умер во время морского путешествия. Главное сочинение Орозия – «История против язычников» в VII книгах, явилось откликом на захват и разграбление готами Рима в 410 г. Оно описывает события от грехопадения до 417 г. и считается этапным произведением раннесредневековой западноевропейской историографии, в котором собраны основные исторические знания христианина V в. С Павла Орозия жанр мировой хроники приобрел преобладающее значение в исторической литературе западного средневековья.

Павел Силенциарий – византийский поэт VI в. Родился около 520 г., умер в 575 г. Происходил из знатной семьи. Его отца звали Киром, а деда – Флором; от них Павел унаследовал большое богатство. Получил превосходное классическое образование, служил при императорском дворе в должности силенциария, а затем примикирия силенциариев. В браке имел двух дочерей: Македонию и Аникитию, первая из которых умерла в возрасте двенадцати лет. Павел Силенциарий известен как автор восьмидесяти сохранившихся, тщательно отделанных любовных, посвятительных, надгробных эпиграмм, большого стихотворения «На Пифийские горячие источники» и двух экфраз: «Описание храма Святой Софии» и «Описание амвона», написанных гекзаметрами.

Павел Эгинский – византийский врач первой половины VII в. Родился на острове Эгина во второй половине VI в., умер после 642 г. Большую часть своей жизни Павел провел в Александрии, где продолжал преподавать медицину и после захвата города арабами в 642 г. Арабская научная традиция приписывает Павлу три сочинения: по гинекологии, токсикологии, медицинской практике и процедурам. Из них сохранилось лишь «Краткое изложение медицины» в семи книгах, своеобразная медицинская энциклопедия своего времени. В этой работе Павла много заимствований из сочинений Галена и Оривазия, даются важные сведения по гигиене и диетологии, знания о различных болезнях, ранах и укусах ядовитых существ, противоядиях, хирургии, а также о простых и многокомпонентных лекарственных средствах. Фармацевтике и фармакологии посвящена седьмая книга «Изложения». В ней Павел достаточно точно описал девяносто минералов и металлов, около шестисот лекарственных средств из растительного сырья и около ста семидесяти продуктов животного происхождения, применяемых в фармацевтических препаратах. «Изложение» было переведено на арабский язык в IX в. и высоко оценивалось в мусульманской медицине. Особенно высоким авторитетом у арабских врачей пользовалась шестая книга этого труда, посвященная хирургии. Третья книга «Краткого изложения медицины» была переведена на латинский язык в Северной Италии около 800 г.

Павликианство – еретическое учение, именуемое, предположительно, от имени апостола Павла. Павликианство зародилась в середине VII в. на востоке Византийской империи (в Западной Армении), основателем движения был армянин Константин, принявший впоследствии имя Сильван. В начале VIII в. движение павликианства распространилось и в Восточной Армении, и в византийской Малой Азии. Основную массу павликиан составляли крестьяне и частично городские низы. В Армении движение павликиан к середине VIII в. стало народно-освободительным движением против Халифата. На формирование религиозно-философского учения павликианства оказали влияние манихейство, маздакизм. По своим философским воззрениям павликиане – дуалисты. Они признавали бога добра (небесный отец) и бога зла (сатана), Христа – как одного из ангелов и сына бога добра. Согласно учению павликиан, после того как будет уничтожен бог зла (творец видимого мира и людей), на земле распространится власть бога добра. Павликиане отвергали культ Богородицы, пророков и святых, Церковь и духовенство и особенно монашество. Священной книгой считали лишь Новый завет (без посланий апостола Петра). Вероучение павликиан было оформлено в первой половине IX в. ересиархом (главой еретиков) Сергием-Тихиком. С середины IX в. павликиане перешли к открытой борьбе, к вооруженному восстанию против византийского господства; военачальниками павликиан в этот период стали Карвеас и Хрисохир. Павликиане создали в Малой Азии на арабо-византийской границе свое государство со столицей Тефрика. Во главе с Карвеасом и Хрисохиром они совершали походы во внутренние области Византии, доходя до Никеи, Никомедии и Эфеса. В 872 г. у Вафириака византийские войска разгромили павликиан, в битве погиб Хрисохир; в 878 г. византийцы заняли Тефрику. Уцелевшие павликиане нашли убежище в Армении, где их последователями стали тондракийцы (в византийских источниках часто называемые павликианами). В VIII – IX вв. павликиане неоднократно переселялись византийским правительством на Балканы (главным образом в Филиппополь), где сыграли немалую роль в возникновении богомильства и не раз предавали империю, понуждая кочевников нападать на ее земли, поддерживали вторжения крестоносцев и болгар.

Павлин – друг и военачальник императора Феодосии II. По сообщениям византийских историков, однажды в 441 г. императору Феодосию II поднесли невиданных размеров фригийское яблоко. Тот подарил его горячо любимой жене Евдокии, а она послала его Павлину в знак расположения. Павлин решил сделать приятное императору и отдал яблоко ему. Разгневанный муж явился к супруге и потребовал предъявить свой подарок. Та ответила, что съела его и, по настоянию Феодосия, поклялась в том вечным спасением, после чего он показал жене злосчастное «яблоко раздора». Последовала неприятная сцена, и августа навсегда лишилась расположения супруга. Павлин был отправлен в ссылку и вскоре казнен. Евдокия в 442 г. навсегда удалилась в изгнание.

Павлин Ноланский – святитель, епископ города Нола в первой половине V в. Родился около 353 г. в окрестностях города Бордо в семье римского сенатора, умер в 431 г. в Ноле. Получил хорошее образование и стал в 381 г. наместником провинции Компания на юге Италии. После ранней смерти своего сына, Павлин с женой оставил службу и вернулся на родину. В 394 г. он был рукоположен в священный сан в Барселоне. Затем Павлин с его женой основали монастырскую общину в Ноле и начали вести строгую аскетическую жизнь. В 409 или 411 гг. он стал епископом, прославился заботами о бедных, облегчал страдания горожан во время нашествия в Италию вестготов Алариха. Считается основоположником традиции использования в Церкви колокольного звона.

Пакт (pactum) – 1) дань в государственную казну с варварских племен, которым разрешалось поселиться на территории Византийской империи; 2) арендная плата за пользование частной землей; 3) договор. Соответственно пактиотами византийцы назвали данников, арендаторов или союзников.

Пактол – река (совр. Сарт-Чайи в Турции) в Лидии, на берегу которой стоял город Сарды.

Пала д'Оро – «Золотой алтарь»; малый иконостас собора Святого Марка в Венеции из позолоченного серебра, украшенный эмалями, размером 3 метра 45 сантиметров на 1 метр 40 сантиметров; шедевр византийского ювелирного искусства. Иконостас состоит из двух скрепленных вместе частей, имеющих разное происхождение. Основная часть представляет собой антепендиум – переднюю панель алтарного престола, изготовленную в Константинополе в 1105 г. по заказу венецианского дожа Орделафо Фальери. В его центре изображен благословляющий Иисус Христос, которого окружают четыре медальона со святыми евангелистами; над этой композицией расположена группа из пяти небольших иконок: центральная изображает приготовление престола Господа перед Страшным судом (Этимасию), а боковые – одного архангела и одного херувима с каждой стороны. Под центральной композицией помещены фигуры Богоматери в центре, дожа Фальери и императрицы Ирины по краям. К основному комплексу образов с обеих сторон примыкает три ряда эмалей. В каждом ряду друг над другом находятся двенадцать изображений пророков, апостолов и архангелов (шесть слева и шесть справа, причем архангелы в верхнем ряду). Все изображения с трех сторон обрамляют ряды небольших медальонов, на верхних из которых представлены сцены из Нового Завета, а слева и справа – эпизоды жизни и мученичества святого Марка. Верхняя часть Пала д'Оро, скорее всего, первоначально являлась частью фриза одного из храмов монастыря Христа Пантократора в Константинополе, откуда она была вывезена венецианцами после разграбления столицы Византийской империи в 1204 г. В середине этой панели находится крупная эмаль с фигурой архангела Михаила, а слева и справа от нее помещены пластины с изображениями праздников и новозаветных событий: Вход в Иерусалим, Сошествие Христа во ад, Распятие, Вознесение, Пятидесятница и Успение Богородицы. По заказу дожа Андрея Дандоло в 1345 г. дополнительная трофейная панель была прикреплена к Пала д'Оро итальянскими мастерами и весь соединенный иконостас вставлен в обрамление в готическом стиле, украшенное множеством драгоценностей.

Паланкин – носилки в виде кресла или ложа, укрепленного на двух шестах. Заимствован из стран Востока и был известен в Греции с IV в. до Р.Х., в Риме с I в. до Р.Х. Паланкин считался предметом роскоши, в Византии был излюбленным методом передвижения знатных дам в крупных городах.

Палатины (palatini) – воины императорской гвардии, а также разного рода дворцовые служащие.

Палатия (Кинига) – «дворцовые ворота»; военные ворота на участке морских стен Феодосия вдоль залива Золотой Рог. Первоначально носили название Императорские ворота, после постройки Влахернского дворца стали именоваться Дворцовыми воротами.

Палеи – «древние»; сборники, содержащие краткое изложение Ветхозаветной истории от сотворения мира до пророка Даниила или до царства Давида. Источниками для палей служила не только Библия, но и апокрифы, а также сочинения историков. Появились в Византии не ранее IX в.

Палеологи – последняя династия византийских императоров в 1259 – 1453 гг. Правление Палеологов – время политического ослабления Византии, феодального раздробления страны, засилья в области экономики венецианцев и генуэзцев, наступления теснящих Византию турок-османов. Племянница последнего византийского императора Константина XI Зоя (Софья) Палеолог была замужем за великим князем московским Иваном III.

Палеологовский ренессанс – период подъема искусства Византии во время правления императоров из династии Палеологов. Характеризуется попыткой возрождения традиций античности. В изобразительном искусстве, в частности, это проявилось в стремлении к идеализации человеческих образов и одновременно к портретному сходству, в отсутствии жестких канонов, живописности и эмоциональности изображений.

Палермо – город в одноименной гавани на северо-западном берегу Сицилии, основанный финикийскими торговцами в VIII в. до Р.Х. Существовал как карфагенское поселение до захвата римлянами в 254 г. до Р.Х. В правление римского императора Августа, Палермо сделался колонией Рима. Некоторое время город находился под властью остготов, но в 535 г. был освобожден Велизарием и отошел к Византии. В 831 г. Палермо завоевали арабы, и сделали город центром торговли с Северной Африкой. В 1072 г. Палермо перешел во власть норманнских завоевателей во главе с Рожером I и Робертом Гвискаром. Период норманнского владычества (1072 – 1194 гг.) стал золотым веком для Палермо, а наибольшего процветания город достиг в качестве столицы Сицилийского королевства, созданного Рожером II в 1130 г. Позже на смену норманнам пришли германские короли из династии Гогенштауфенов. Один из них, император Священной Римской империи Фридрих II, обосновавшись на Сицилии, разместил свой двор в Палермо, вследствие чего город прославился блеском своей культуры по всей Европе. Однако при следующих Гогенштауфенах слава Палермо стала угасать. В 1266 г. Палермо захватил французский король Карл Анжуйский, получивший от римского папы право на сицилийский престол. Однако, французское засилье продолжалась недолго, и в 1282 г. в результате народного восстания, известного под названием «Сицилийская вечеря», Карл был изгнан. Власть над Сицилией получил король Петр Арагонский и Палермо сделался резиденцией вице-короля. После 1412 г. Сицилийское королевство было объединено с Арагонским, а затем вошло в состав королевства Испании.

Палестина – римская, а затем византийская территория на юго-восточном берегу Средиземного моря с центром в Иерусалиме. В 636 – 638 гг. была завоевана арабами. В семидесятых гг. X в., во время походов императора Иоанна I Цимисхия, северные районы Палестины были отвоеваны византийцами. Однако закрепиться им здесь не удалось, и вскоре Палестина была навсегда потеряна для империи.

Палестра – площадка для физических упражнений, обычно окруженная портиками.

Палец – См. Дактиль.

Палий – длинная, опускающаяся до земли накидка, без рукавов, с застежкой на вороте.

Палимпсест – рукопись, написанная на выскобленном пергаменте, с которого удален предыдущий текст.

Паллад – литератор IV – V вв., мастер эпиграммы, язычник. Родился около 335 г., умер в 430 г. Для его творчества было характерно глубокое уныние, порожденное окончательным крушением языческой религии, собственным неверием в могущество богов и гибелью старого греческого быта. В стихах своих он много рассуждал о могуществе Судьбы и зле, которое приносят в мир все женщины, даже целомудренные. Паллад полагал, «что от верности Пенелопы произошло не меньше бед, чем от распутства Елены». Эпиграммы Паллада пользовались большим уважением и успехом и у его современников, и у позднейших поколений византийцев.

Палладий (palladium) – некая святыня, приносящая славу. От эпитета богини Афины «Паллада», считавшейся охранительницей городов.

Палладий – епископ Еленопольский, монах, автор широко известного сборника агиографических рассказов «Лавсаик». Родился в 368 г. в малоазийской провинции Галатия, в молодые годы путешествовал по Египту и Ближнему Востоку. В провинции Вифиния был рукоположен во епископа Еленопольского. Выступил в защиту святого Иоанна Златоуста от нападок светской власти и после этого был вынужден в течение одиннадцати месяцев скрываться, а затем около 404 г. бежал в Рим, где и скончался в 430 г. В путешествиях собирал сведения о жизни святых и блаженных отцов и некоторых жен, которые изложил позже в своей книге «Лавсаик». Книга была написана по желанию каппадокийского префекта Лавса, и от его имени получила свое «посвятительное» название. В Православной Церкви два избранных текста из «Лавсаика» используются для чтения на утренних службах во дни Великого поста кроме суббот и воскресений.

Паломничество – путешествие к святым местам с целью поклонения. Название свое такие путешествия получили благодаря пальмовым ветвям, которые первые паломники привозили из Палестины. Традиция паломничества началась с путешествия в Святую землю святой августы Елены, матери императора Константина Великого, в 327 г.

Пальмира – древний город в Северо-Восточной Сирии, основанный израильским царем Соломоном. С I в. от Р.Х. Пальмира находилась в сфере римского влияния, при императоре Каракалле получила статус римской колонии. В III в. была столицей Пальмирского царства, в 272 г. захвачена императором Аврелианом и разрушена.

Памфилия – византийская провинция на южном побережье Малой Азии с центром в городе Перга, в диоцезе Азия префектуры Восток.

Памфил (памфилос) – подкласс дромона; византийский быстроходный военный корабль, двигавшийся на веслах и под парусом. Имел две палубы и, как правило, две мачты; его экипаж составляли 120 – 160 человек.

Памятная колонна (Мемориальная колонна) – монумент, посвященный основанию Нового Рима (Nova Roma), новой столицы Римской империи, впоследствии получившей имя – Константинополь. Памятная колонна была торжественно открыта 11 мая 330 г., в день христианского освящения города, построенного императором Константином I. На основании колонны был высечен текст соответствующего императорского указа. Эта колонна была установлена на Военном поле за стенами Константина, около колонны с позолоченной конной статуей Константина I. В начале V в., после возведения стен Феодосия, оказалась на территории города.

Панагиар – См. Артофорий.

Панагия – «всесвятая»; 1) просфора, из которой на литургии изъята частица в память Богородицы; 2) энколпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения.

Панагория – ярмарка.

Панарий (panarium) – солдатский вещевой мешок.

Панахранта – «пренепорочная, пречистая»; эпитет Богоматери и Ее иконографический тип в византийском искусстве. Изображает благословляющего людей младенца Христа, стоящего на коленях Богоматери, сидящей на троне. Этот тип изображения Богородицы появился в Византии в XI – XII вв.

Пандейя – общность людей, мыслящих культурными, научными и техническими категориями и образами, на основе взаимопонимания и взаимной поддержки.

Пандекты – См. Дигесты.

Пандохея (катагогия) – См. Порнокапилий.

Панегирик – хвалебная, поощрительная речь на праздничном собрании, изложенная прозой или стихами. Византийские писатели, как правило, панегирики писали в форме энкомия.

Паникадило – «всесвечник»; подвесной светильник со множеством огней, расположенных по кругу в несколько рядов.

Паникелии – наручи, элемент воинского доспеха.

Паниперпротосевастоипертат – «надпреверховносвященновысший»; почетный титул (самый длинный из известных) из числа предназначавшихся для величания членов императорской семьи, введенных в употребление во время правления династии Комнинов. Этот титул, как и другие из этого ряда, не предполагал каких либо особых обязанностей и привилегий, а только определял степень близости вельможи к императорской особе.

Паниперсеваст – «наисвященнейший», верховный сановник при дворе византийского государя со времени императора Алексея Комнина, который в первый раз возвел в это достоинство своего родственника Михаила Таронита, а потом Никифора Вриенния. Лицо, облекаемое этим саном, допускалось к участию в управлении государством, или в соправители василевсу. Паниперсевасту усваивались также особые одежды, особые сапоги и чепрак на коне.

Панихида – богослужение, на котором совершается поминовение умерших.

Панмакариста – «всеблаженнейшая»; один из типов изображения Богоматери в византийской иконографии, известный с XII в. Иконы этого типа изображают Богородицу, молящуюся в доме своем, когда Ей явился воскресший Христос.

Паннония – римская провинция, образованная в 8 г. от Р.Х. после разделения римской провинции Иллирик на две: Далмацию и Паннонию. Занимала западную часть территории современной Венгрии, северную часть современной Югославии и восточную часть современной Австрии, между Восточными Альпами, Дунаем и рекой Сава. Название получила от паннонцев – группы иллирийских племен. За четыре столетия римского господства Паннония была сильно романизована. Экономика провинции носила сельскохозяйственный характер. Постоянные войны в период II – V вв. с пограничными племенами квадов, маркоманнов, сарматов, готов, гуннов и других народов привели к падению римской власти в Паннонии в начале V в. Император Феодосий II уступил Паннонию гуннам, впоследствии ее земли заселяли многочисленные варварские народы.

Паноплия – полное вооружение воина.

Пансеваст – титул выше севаста, но ниже паниперсеваста.

Пантанасса – «всеисцеляющая»; эпитет многих византийских икон типа Одигитрии.

Пантократор – «вседержитель, всевластный»; один из эпитетов Христа.

Панфеоты – предположительно, воины, несшие службу при Пантеоне – особом помещении императорского дворца. Но возможно так назывался отряд войска, сформированный из жителей города Панфеи и его округи.

Паперть – крыльцо храма.

Папий – дворцовый чиновник, по функциям ближе всего напоминающий коменданта. Одной из важнейших его обязанностей было ежедневное открывание и запирание дворцовых ворот. Также он надзирал за содержанием должников в тюрьмах Большого дворца.

Папилиона (papilio) – «бабочка»; четырехугольная воинская палатка с острой двускатной крышей.

Папская область – светское земельное владение римских пап. Образовано в 756 г., когда франкский король Пипин Короткий подарил римскому папе Стефану II Римскую область, Пентаполь и земли бывшего византийского Равеннского экзархата. Упразднена в 1870 г., когда итальянские войска вошли в Рим и провозгласили его столицей Италии.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 11:46:16
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "П" Ч.1 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0052 ]   [ Gzip выкл. ]