Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "О" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Ортодоксия – «правильное мнение»; твердая последовательность, приверженность к традициям, основам какого-либо учения, мировоззрения полностью исключающая даже незначительные отклонения. Это понятие возникло в христианстве во II в. с появлением первых ересей; обозначало правоверие, неуклонное следование учению Церкви, как противоположность еретическим учениям.

Орфанотроф – «кормилец сирот»; гражданская должность управителя правительственными сиротскими домами. Орфанотроф входил в число 60 крупнейших имперских чиновников.

Орфанотрофия – сиротский приют.

Орфосис – восстановление налогообложения на заброшенные земли (симпафии), включенные в сельскохозяйственный оборот по официальному разрешению правительственных чиновников или явочным порядком.

Орхан – дядя турецкого султана Мехмета II (1451 – 1481 гг.), знатный турок из рода Османа, внук султана Сулеймана I (1359 – 1362 гг.). С детства жил в Константинополе в почете и уважении, получая деньги на свое содержание из султанской казны. Свободно владел греческим языком. Император Константин XI Драгаш (1449 – 1453 гг.) возлагал на него определенные надежды, поскольку Орхан был потенциальным претендентом на османский престол. Во время осады столицы Византийской империи турками в 1453 г., Орхан отважно сражался на стороне защитников города, поскольку в случае поражения султан вряд ли сохранил бы ему жизнь. Орхан и его люди обороняли один из участков морской стены. 29 мая 1453 г., когда отряды турецкого султана ворвались в Константинополь, Орхан пытался спастись, выдав себя за грека, но был опознан предателями. Спасаясь от преследования, он бросился со стены и разбился насмерть. Его отрезанную голову воины отнесли Мехмету II, который велел найти Орхана живым или мертвым.

Освящение – ритуальное действие, совершаемое священнослужителем над различными материальными объектами, с целью придания им особых мистических свойств.

Осий (Осия) Кордубский (Hosius) – святой преподобный, епископ Кордубы (совр. Кордова в Испании). Родился в 275 г., умер в 359 г. Пострадал во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (282 – 305 гг.). Вскоре после провозглашения императором Константина I Великого в 306 г., Осий был призван ко двору Константина и оставался его личным советником по религиозным вопросам до 326 г., пользовался уважением государя. В 313 г. Осий сопровождал денежное пожертвование императора Карфагенской Церкви. В суде над донатистами он был главным экспертом Константина Великого. В начале 324 г. император посылал его в Египет для примирения александрийского архиепископа Александра с частью его клира во главе с александрийским пресвитером Арием. Разобравшись в сути разногласий и богословских споров, Осий всецело встал на сторону Александра и убедил Константина, что речь идет о самой сути христианской веры. Осий принял участие в Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г., осудившем арианство. В 326 г. он был отправлен в Испанию на свою кафедру, а его место личного советника императора занял епископ Евсевий Кесарийский. В 343 – 344 гг. Осий председательствовал на Поместном Церковном соборе в Сардике (совр. София в Болгарии). В 355 г. за защиту бывшего александрийского архиепископа Афанасия (326 – 335 гг.), непримиримого борца с арианством, Осий был сослан императором Констанцием II (337 – 361 гг.) в Сирмий (совр. Митровица в Сербии). Угрозами и насилиями он принужден был подписать арианское исповедание Второго Сирмийского собора 357 г. и, возвратившись затем в Кордубу, скончался в 359 г., перед смертью вновь предав арианство анафеме.

Ослепление – широко использовавшееся в Византии наказание государственных преступников, в особенности, покушавшихся на жизнь и трон императора. Как правило, ослепление осуществлялось путем выкалывания глаз острым, часто раскаленным предметом. Но в особых случаях процедура проводилась более аккуратно, посредством длительного и неоднократного держания перед глазами преступника раскаленного куска металла; при этом зрение меркло постепенно. Иногда, в виде особой милости василевса, ослепление было неполным: зрение только притупляли или выкалывали лишь один глаз. Ослепление, как и оскопление, считались надежным средством обеспечить прекращение дальнейших посягательств на императорскую власть со стороны караемого преступника. В Византии имел силу закона обычай, по которому ни слепец, ни скопец не могли занимать престол. Единственным исключением был Исаак II Ангел, который, будучи ослепленным, был восстановлен крестоносцами на троне как соправитель своего сына в 1203 – 1204 гг. Некоторые из ослепленных представителей власти при смене императора вновь бывали приближены к трону, получали высокие титулы и посты, но большей частью ослепленные доживали свой век в монастырях.

Османы (турки-османы) – народ, сформировавшийся на малоазийской территории из различных тюркских племен и части местного автохтонного населения. К двадцатым гг. XIV в. на северо-западе Малой Азии сложилось княжество, названное по имени основателя правящей династии Османа I Османским (Оттоманским), а его население получило имя османов. К тридцатым гг. XIV в. турки-османы завоевали последние владения Византии в Малой Азии: Прусу, в 1326 г. сделавшуюся первой столицей османов, Никею и Никомедию. С самого начала Османская держава была военно-феодальным государством, воины составляли в нем основу господствующего класса, а завоевание новых территорий и прямое их ограбление стало главной его задачей. Во второй половине XIV в. ими были завоевана Восточная Фракия, в том числе Адрианополь и ряд болгарских городов. В 1389 г. победа турок на Косовом поле сделала Сербию данницей Османской державы. Затем турецкие войска покорили Болгарское царство, Фессалию, Македонию, разбили в Никопольском сражении 1396 г. соединенные силы европейских рыцарей, вышли непосредственно к Константинополю и сделали первую попытку его захвата. К концу XIV в. в пределы Османского государства вошли добровольно или по принуждению все анатолийские княжества (бейлики), вплоть до Джаника (Самсуна) на северо-востоке, Сиваса на востоке, Карамана на юго-востоке. В начале XV в. в Анатолию из Средней Азии вторгся с многочисленными войсками Тимур. В Анкарской битве 1402 г. турецкий султан Баязид I (1389 – 1402 гг.) потерпел сокрушительное поражение и попал в плен. Большая часть Анатолии тогда распалась на прежние бейлики, а Константинополь получил отсрочку своего падения на несколько десятилетий. В 1415 г. в Западной Анатолии и на Балканах вспыхнул ряд народных восстаний. Только после их подавления и окончания междоусобной борьбы сыновей Баязида I Османское государство начало постепенно восстанавливаться. К сороковым гг. XV в. турки-османы возобновили экспансию на Балканах. Султан Мурад II (1421 – 1451 гг.) в 1444 и 1448 гг. разбил крестоносные армии, пытавшиеся остановить движение турок, а его сын Мехмет II (1451 – 1481 гг.), после почти двухмесячной осады, 29 мая 1453 г. взял Константинополь. Византийская империя прекратила свое существование, а Константинополь стал столицей Османской империи.

Осроена – пограничная византийская провинция в Северо-Западной Месопотамии между реками Евфрат и Абора (совр. Хабур) с главным городом Эдесса.

Оссуарий (ossuarium) – «костехранилище»; общее хранилище костей святых мучеников и монахов, чаще всего в виде керамических или каменных емкостей. В XIII в. многочисленные оссуарии сооружались в византийских храмах, после разграбления и осквернения захоронений светских и церковных иерархов империи в период латинской оккупации.

Остготы – см. Готы.

Остиарий (ostiarium) – «привратник»; титул, обычно предоставлявшийся евнухам. Его носители ведали церемониями приема должностных лиц в императорском дворце. В Церкви остиариями называли церковных служек, которые отворяли и затворяли ворота храма. В монастырях остиарии несли постоянное дежурство у ворот и отвечали за пропускной режим.

Остров – город в Южной Македонии (совр. Арниса в Греции), на берегу одноименного озера, на запад от Водены. Название города и озера – от славянского слова «остров».

Острова – византийская провинция с центром в городе Родос на острове Родос, в диоцезе Азия префектуры Восток.

Отец города (pater civitatis) – крупный муниципальный чиновник в поздней Римской и ранней Византийской империях, под надзором столичного правительства руководивший общественными работами, судивший и выносивший приговоры по мелким уголовным делам, управлявший городскими финансами. В системе муниципального управления одновременно на этом посту могли находиться несколько лиц. Эта должность возникла в первых вв. от Р.Х. в целом ряде городов восточных провинций Римской империи: Карии, Памфилии, Киликии, Палестине, а также во Фракии, на Крите и Сицилии. В VII в., вместе с исчезновением муниципального управления в византийских городах, должность отца города перестала существовать, как и должности городских дефензоров и кураторов. И только в отдаленном от столицы Херсонесе Таврическом отцы города продолжали свою деятельность вплоть до X в.

Откровение – открытие Богом сверхъестественным способом своей воли или Божественных Истин посредством явлений Самого Бога или его посланников, знамений, видений или внушений. Откровение является основным способом приобщения к Божественному знанию, которое не может во всей своей полноте быть приобретено путем логическим размышлений. При этом главным воплощением Божественного откровения являются Священное Писание и Священное Предание. Откровением (апокалипсисом) называется также особый жанр раннехристианской литературы, описывающей различные, сверхъестественные видения. Откровение апостола Иоанна Богослова, древнейшая книга Нового Завета, содержит пророчества о конце света, борьбе между Христом и антихристом, о Страшном Суде и тысячелетнем царстве Божием.

Отлучение – исключение из состава членов Церкви, дисциплинарная мера, применявшаяся за преступления против веры с первых веков христианства. Каноническое право различает великое, «смертоносное» отлучение (в том числе, торжественное возглашение анафемы) и малое, «врачующее» (временное) отлучение.

Отпевание – богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем.

Отранто (Идрунт) – город в Южной Италии на берегу Адриатического моря, в его наиболее узкой части – Отрантского пролива. Входил в Равеннский экзархат, позднее в катепанат Италия. С сороковых гг. XI в., когда на Италийском полуострове обосновались норманны, между ними и Византией шла борьба за обладание этим городом, в ходе которого Отранто переходил из рук в руки. В 1055 г. он был впервые захвачен норманнами, но в 1060 г. возвращен византийцами. Второй раз норманны взяли его в 1064 г., однако вскоре Отранто был вновь отвоеван. Окончательно Отранто перешел к норманнам в 1068 г.

Отрий – святой, епископ города Мелитина в конце IV в. Принимал участие во Втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 г., где был в числе 150 наиболее твердых сторонников Православия, выступавших против ереси македонян.

Отцы Церкви (святые отцы) – христианские богословы и церковные деятели, заложившие основы христианского вероучения и обрядности. Деятельность большинства отцов Церкви падает на II – VIII вв., однако, к ним причисляются и некоторые богословы более позднего времени.

Оффициалы (officiales) – чиновники, служившие в управленческих аппаратах префектур и диоцезов. При отставке получали разного рода привилегии. По статусу составляли высший слой аппарата провинциальной бюрократии и стояли выше когорталинов (cohortalini), составлявших штат наместников провинций.

Оффиций (officium) – штат служащих учреждения.

Охлос – толпа, так византийские авторы обычно назы¬вали рядовых горожан.

Охрид (Ахрида) – город в Пелагонии на восточном берегу одноименного озера, возникший на месте разрушенного землетрясением в 526 г. античного города Лихнида. В конце X в. Охрид стал третьей болгарской столицей (после Плиски и Преслава). После взятия города византийским императором Василием II Болгаробойцей (960 – 1025 гг.) в 1014 г. и временного упразднения болгарской государственности, Охрид утратил светское административное значение, но остался центром автономной Болгарской Церкви, хотя статус ее главы и был понижен с патриаршего до архиепископского. В XIII в. этот город был центром фемы Ахрида. В 1227 г. охридский архиепископ Димитрий Хоматиан возложил корону фессалоникийской империи на Феодора Ангела Дуку Комнина (1224 – 1230 гг.). В настоящее время Охрид находится на крайнем юге Македонии.

Охридская патриархия (архиепископия) – болгарская автокефальная поместная Церковь. После взятия византийцами в X в. болгарских городов Преслава и Дристры, патриархи Болгарии установили свою резиденцию в городе Охрид. В 1014 г. византийский император Василий ІІ взял Охрид, и упразднил патриаршее достоинство предстоятеля Болгарской Церкви. Однако и под началом архиепископов Болгарская Церковь сохранила свою автокефальность. Охридская кафедра с тех пор стала считаться наследницей учрежденной императором Юстинианом І (527 – 565 гг.) автокефальной архиепископии с центром в городе Первая Юстиниана. В правление болгарского царя Ивана ІІ Асеня Охридская архиепископия некоторое время находилась в подчинении у Тырновской патриархии, но и тогда сохраняла автономность. В 1767 г. автокефальная охридская архиепископская кафедра была ликвидирована, а ее канонические территории подчинены Константинопольскому патриархату.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 29 Января, 2008 - 07:35:10
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Офон. 1. Льняная ткань; 2. Простая нижняя рубашка; 3. Покрывало, которым окутывали тело покойника. Одно из агиографических сочинений описывает, как некий грабитель хотел воспользоваться одеянием, в котором была похоронена девушка. Он откопал гроб и сначала снял с мертвой саван, потом «мафорион», но когда стал снимать и офон, обнажая мертвую, девушка вдруг встала и дала грабителю пощечину, от чего он навсегда лишился зрения.

(Отредактировано автором: 10 Мая, 2009 - 15:35:58)

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 10 Мая, 2009 - 15:33:49
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Офон – 1) льняная ткань; 2) нижняя рубашка, преимущественно изо льна.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 13 Октября, 2009 - 08:54:14
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Офониопраты (отониопраты) - члены привилегированной корпорации торговцев льняными тканями и изделиями из льна (но не ткачи). Для приезжих купцов была обязательна предварительная продажа оптовых партий льняных изделий корпорации офониопратов. То же, что "мифаны".

(Отредактировано автором: 13 Октября, 2009 - 10:17:00)

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 13 Октября, 2009 - 10:08:47
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Офониопраты (мифаны) – члены привилегированной константинопольской корпорации торговцев льняными тканями и изделиями изо льна. Для приезжих купцов была обязательна предварительная продажа оптовых партий льняных тканей корпорации офониопратов.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 13 Октября, 2009 - 10:24:57
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Орхист. Назначавшийся партией ипподрома распорядитель, заведовавший той частью ипподромных служб, которые содержались за счет партии. По своему усмотрению нанимал для этого работников, напр., для ухода за дикими зверями. Procop. H. a. IX. 5.

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 17 Января, 2010 - 13:04:47
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Это согласованный выдвиженец от всех партий ипподрома или свой орхист был у каждой (или у основных) из партий?

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 18 Января, 2010 - 09:12:19
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

У Прокопия - "орхист прасинов".

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 18 Января, 2010 - 09:14:44
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Если свой орхист был у прасинов, то наверняка был орхист и у венетов. А вот у левков и русиев их скорее всего не было, поскольку они блокировались с более крупными партиями. Пусть тогда будет так:

Орхист - назначавшийся партией ипподрома распорядитель, заведовавший той частью ипподромных служб, которые содержались за счет партии (дима). Своих орхистов имели основные димы - венеты (синие) и прасины (зеленые). Ставленники этих партий по своему усмотрению нанимали работников ипподрома для исполнения различных функций, например, для ухода за дикими зверями.

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 07:27:16
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

Наверное, так будет правильно.

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 08:01:47
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Тем не менее вдова Акакия, мать императрицы Феодоры обращалась к самим прасинам, а не к орхисту Астерию, чтобы ей передали должность мужа. Стало быть, орхисту не принадлежало последнее слово при наёме служителей. Венеты тут же и дали ей должность без всякого орхиста.


(Отредактировано автором: 19 Января, 2010 - 09:05:16)

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 09:03:25
Вячеслав Николаевич


Анфипат
Откуда: Пермь, Россия
ICQ

С другой стороны, Прокопий пишет: "Ибо орхисты могли распоряжаться подобными вещами, как им заблагорассудится". Мама Феодоры апеллировала к ипподромной публике в целом. Прасины игнорировали, а венеты определили женщину и ее мужа на аналогичную должность "у себя".

-----
Пожалуйста, заплатите налоги! Сomes sacrarum largitionum.

Всего записей: 294 : Дата рег-ции: Март 2008 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 09:23:02
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Я не вижу в этой ситуации противоречия. Орхист имел право нанимать людей для проведения определенных работ, но сам он был подотчетен и подчинен, скажем так, общему собранию дима. То есть орхиста наделяла полномочиями партия его выдвинувшая. Соответственно общее собрание членов дима могло дать должность в своей управленческой системе и без формального согласования с орхистом - своим наемным "менеджером".

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 17:06:41
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


На Гигапедии есть книжка про димы, Alan Cameron "Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium" *

http://ifile.it/qprg9zb/299016___0198148046.pdf *



Отредактировано куратором: христич, 20 Января, 2010 - 00:41:14

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 19 Января, 2010 - 22:17:59
Филин



Откуда: Барнаул, Россия


Да некогда уже (и пока) книги читать, нужно вычитку текста словаря заканчивать. Кое-какие косяки еще обнаруживаются...

Всего записей: 3361 : Дата рег-ции: Нояб. 2004 : Отправлено: 20 Января, 2010 - 10:46:44
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » QEATRON » Византийский толковый словарь » "О" Ч.2 [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0083 ]   [ Gzip выкл. ]