Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Василий II Болгаробойца – византийский император с 960 г. по 1025 г. Сын императора Романа II (945 – 963 гг.). Родился в 958 г., умер 15 декабря 1025 г. Высокого роста, воинственный, энергичный и настойчивый в делах, он не был похож ни на отца, ни на деда; существует предположение, что его мать Феофано родила Василия II от варяжского наемника. С 10 января 976 г. управлял самостоятельно, а его брат Константин IX был номинальным соправителем до самой смерти Василия II. Укрепил армию, бережно расходовал средства на нужды чиновного аппарата. Подавил восстания мятежных полководцев: Варды Склира и Варды Фоки, вел войны с немцами и лангобардами, арабами и болгарами, расширил владения империи в Грузии и Армении. В ходе войны 981 – 1014 гг. разбил болгарское войско у горы Беласица и велел ослепить 15 тыс. пленных. Увидев результаты такой жестокости византийцев, болгарский царь Самуил скончался от сердечного приступа; тогда же сербские и хорватские земли попали в вассальную зависимость от империи. В 1022 г. победил царя Иверии. Сестра Василия II Анна стала женой великого князя Киевского Владимира Святославовича, принявшего христианство и крестившего Русь. Византия в царствование Василия II достигла вершины своего могущества.
Василий II Каматир – константинопольский патриарх в 1183 – 1186 гг. Родился в Константинополе, где и получил образование, изучая риторику, богословие и философию. До интронизации был диаконом и патриаршим хартофилаксом, ранее занимал должности логориаста и великого логориаста, принимал участие в дипломатических миссиях в Иерусалим и Рим. Сам добивался патриаршества и достиг его лишь путем соглашения с императором Андроником Комнином, письменно обещав делать все, что будет угодно василевсу. В 1186 г. Василий Каматир был смещен императором Исааком II (1185 – 1195 гг. и 1203 – 1204 гг.). Его дальнейшая судьба неизвестна.
Василий Апокавк – стратиг Коринфа в правление императора Василия II (960 – 1025 гг.), патрикий. В 981 г. был исцелен от болезни святым Никоном Армянином.
Василий Великий – святой, христианский церковный деятель, один из отцов Церкви. Родился около 330 г. в Кесарии Каппадокийской, умер 1 января 379 г. там же. С 370 г. епископ Кесарии Каппадокийской. Василий Великий принадлежал к тем кругам восточно-римской знати, которые безоговорочно примкнули к ортодоксальному христианству. Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость Церкви от императора. Считал возможным «полезное использование» в интересах христианства античной культуры (проповедь «К юношеству»). Основные сочинения Василия Великого: «Добротолюбие» (составленный совместно с Григорием Богословом сборник извлечений из сочинений Оригена), «Против Евномия» (опровержение арианского учения), трактат «О Святом Духе», беседы (в том числе «Шестоднев», в котором изложены принципы христианской космогонии). В своих работах он фактически заложил основы всей византийской православной богословской терминологии, всего строя православной догматической мысли, разделив и определив понятия ипостаси и усии (сущности). Разработки Василия Великого послужили основой для всей православной христологии Четвертого, Пятого и Шестого Вселенских соборов, для появления самого понятия «личности» в европейской культуре. Сочинения Василия Великого в средние века служили источником для знакомства с античными мыслителями, которые обильно цитировались в его работах. Письма Василия Великого, написанные около 350 г., особенно важны для понимания истории церковной борьбы в Римской империи IV в.
Василий Гох – византийский вельможа армянского происхождения, один из влиятельных вассалов Филарета Варажнуни, византийского полководца и куропалата. Василий получил прозвище «Вор» («Гох») за «воровство» – захват чужих крепостей. Он владел несколькими укрепленными пунктами на северо-востоке Горной Киликии: Кесуном, Ромклой, Марашем. После конфликта с крестоносцами, Василий покинул свои территории и ушел со своей конницей в Византию, став основателем византийского рода Кокковасилиев.
Василий Медная Рука – вождь крестьянского восстания, вспыхнувшего около 932 г. в византийской феме Опсикий на северо-западе Малой Азии, после жестокого голода 928 г. Родом из Македонии, Василий Медная Рука принял имя Константина Дуки, византийского полководца, стоявшего во главе неудачного мятежа в Константинополе в 913 г. Восставшие захватили крепость Платею, но вскоре это выступление было подавлено императорскими войсками. После разгрома восстания Василий Медная Рука был публично сожжен в Константинополе. Предполагается, что это восстание вынудило императора Романа I Лакапина издать новеллу в защиту крестьянского землевладения.
Василий Новый – святой Византийской Церкви. Родился в середине IX в., умер не ранее 944 и не позднее 952 гг. С молодых лет был монахом, половину жизни провел в скитаниях. В 896 г. по подозрению в несовершенном преступлении был схвачен, доставлен в Константинополь и там подвергнут пыткам. Скончался в глубокой старости. Сохранилось его «Житие», написанное неким Григорием, его учеником, где содержатся некоторые сведения о походе русских на Константинополь в 941 г.
Василий Ноф (Паракимомен) – евнух, могущественный управляющий при дворах императоров: Никифора II Фоки (963 – 969 гг.) и Иоанна I Цимисхия (969 – 976 гг.), незаконный сын императора Романа I Лакапина, дядя императора Романа II. Родился между 910 и 920 гг., его мать была болгаркой. В 941 г. стал протовестиарием. В борьбе императора Константина VII с сыновьями Романа I Лакапина: Стефаном и Константином Василий Ноф выступил против своих сводных братьев. В 945 г. Стефан и Константин Лакапины были свергнуты, сосланы и позже убиты, а Василий Ноф был допущен к управлению государством. В 948 г. он получил титул патрикия и был назначен на важный придворный пост паракимомена. При императоре Романе II (959 – 963 гг.) попал в немилость и был оттеснен евнухом Иосифом Врингой. В августе 963 г. с помощью своих многочисленных слуг поднял восстание в столице против Иосифа Вринги и в пользу популярного в народе полководца Никифора Фоки. После коронации императора Никифора II Фоки, получил от него в награду вновь учрежденный титул проэдра и стал главой синклита. Долгие годы сохранял влиятельное положение при византийском дворе, возможно, виновен в смерти Иоанна I Цимисхия. В 985 г., в царствование императора Василия II (960 – 1025 гг.), состарившийся евнух попал в опалу и был отправлен в ссылку, где и скончался.
Василий Ономагул (Тиверий) – один из помощников сицилийского стратига Сергия, провозглашенный по инициативе своего начальника императором на Сицилии в 717 г., во время осады арабами Константинополя. Василий родился в Константинополе, отцом его был Григорий Ономагул. Став императором, был переименован в Тиверия; по совету Сергия раздавал чины и назначал своих сторонников на придворные должности. Законный император Лев III Исавр (717 – 741 гг.) послал для подавления мятежа на Сицилию нового стратига Павла, присвоив ему титул патрикия и снабдив своим обращением к сицилийцам. При вступлении Павла и его отряда в Сиракузы в 718 г., Сергий бежал к лангобардам, а Василий (Тиверий) был схвачен горожанами и вместе со своими людьми был передан стратигу Павлу на расправу. Василий и его «главнокомандующий» были обезглавлены, а головы их отправлены императору в столицу. Остальные участники мятежа подверглись различным наказаниям, но остались живы.
Василий Педиадит – препозит, наместник на Сицилии в конце тридцатых – начале сороковых гг. XI в., евнух. Занял пост катепана фемы Италия (остров Сицилия) в 1038 г., после отстранения от этой должности полководца Георгия Маниака, безосновательно заподозренного в измене императором Михаилом IV. В 1040 г. прибыл на Сицилию с друнгарием флота, мужем сестры императора Стефаном Калафатом. Вместе эти два архонта потерпели поражение от африканских арабов из-за алчности, небрежности и беззаботности. Все, что завоевал на Сицилии Маниак, было потеряно для империи, а Василий Педиадит и Стефан Калафат бежали в Лонгивардию.
Василий Педиадит – митрополит острова Керкира в XII в., церковный писатель.
Василий Селевкийский – известный богослов V в., епископ города Селевкия в Малой Азии, участник монофизитских споров. Дата рождения неизвестна, умер около 459 г. Был автором гомилий и жития святой Феклы. Сохранилось также послание Василия Селевкийского к императору Льву I (457 – 474 гг.) в защиту постановлений Халкидонского Вселенского собора.
Василик – чиновник, управляющий императорским владением в провинции (василикатом).
Василики – последняя кодификация византийского права, законченная в 890 г. при императоре Льве VI Мудром. Состоит из шестидесяти книг. В основе Василик лежит законодательство Юстиниана, однако некоторые нормы этого законодательства, устаревшие или отмененные, не были включены в Василики. Кроме того, в Василиках каждый правовой институт рассматривается только в одном месте, а не в разных книгах, как в своде законов Юстиниана. При составлении Василик был также использован Прохирон. В позднейших списках Василик приводятся отрывки из сочинений византийских юристов XI – XII вв. Василики отражали процесс закрепощения крестьян и отменили ограничения по укрупнению частного землевладения.
Василикин – придворный византийского императора Михаила III (840 – 867 гг.), патрикий родом из Никомедии, служивший гребцом на царском дромоне и регулярно участвовавший в пьяных загулах своего государя. Был братом константинопольского эпарха Константина Капногена, но при этом скопцом и забулдыгой. В 867 г. император Михаил III в ходе очередного пьяного кутежа объявил о своем намерении сделать Василикина свои соправителем и облек его в императорские одежды. Эта выходка Михаила III вызвала резкое недовольство его соправителя и личного друга – Василия I Македонянина. Василий I организовал убийство своего сумасбродного благодетеля Михаила III Пьяницы и единолично занял престол. После 867 г. дальнейшая судьба Василикина неизвестна.
Василикон – серебряная монета Палеологов.
Василиса – императрица.
Василиск – византийский император в 475 – 476 гг. Дата рождения неизвестна, умер в 476 г. Был родным братом Верины, жены императора Льва I. В 464 г. Василиск получил пост магистра Фракии, а в 467 г. был назначен командовать огромным флотом, числом более 1100 кораблей, предназначенным для экспедиции против государства вандалов в Африке. В результате бездарного командования Василиска, а возможно и его прямой измены, поход закончился полным провалом. Императрице Верине с трудом удалось вымолить у разгневанного Льва I прощение неудавшемуся флотоводцу, и несколько лет Василиск жил в Ираклии, отстраненный от государственных дел. В 474 г. Верина, недовольная действиями своего зятя императора Зенона, пришедшего к власти после смерти Льва I, решила отстранить его от власти и отдать престол своему любовнику, магистру оффиций патрикию Патрикию. Она подготовила мятеж, император Зенон бежал, но воспользоваться плодами переворота ей не пришлось. Василиск, подошедший с фракийскими войсками к столице, был при активной поддержке влиятельных константинопольских монофизитов провозглашен императором. Патрикий вскоре был лишен жизни, а Верина, опасаясь брата, спешно покинула город и уехала на Восток. Флавий Василиск организовал свою официальную коронацию 9 января 475 г. и объявил своего сына Марка соправителем-кесарем, а жену Зенониду – августой. Особым эдиктом новый император отверг решения Халкидонского собора, обличившего монофизитскую ересь, вызвав ненависть к себе ортодоксального населения столицы. Василиск был свирепым, алчным и некультурным человеком, и по мере его правления недовольство узурпатором усиливалось, а к стенам Константинополя подходил, разбивая или переманивая на свою сторону посланные Василиском отряды, законный император Зенон. Поводом для открытого бунта послужила неуклюжая попытка Василиска изгнать из столицы патриарха Акакия. Дело получило широкую огласку, на защиту патриарха поднялся простой народ и многочисленные константинопольские монахи. В ходе ожесточенных схваток на улицах кто-то поджег библиотеку, хранившую около ста двадцати тысяч свитков. Библиотека сгорела дотла, в огне также погибли известные скульптуры древних мастеров: Венера Книдская, Гера из Самоса и Афина из Линда. Василиск с женой и детьми укрылся в храме и согласился выйти лишь после обещания победителя не проливать их крови. Зенон свое слово сдержал: в 476 г. Василиск вместе с семьей без кровопролития был уморен голодом в одной из отдаленных крепостей на востоке империи.
Василиск – сын магистра армии Армата, представитель знатного готского рода. После измены Армата императору Василиску, император Зенон, выполняя свои обещания перед Арматом, провозгласил в Никее малолетнего Василиска наследником византийского престола с титулом кесаря. Это событие было отпраздновано ристаниями на никейском ипподроме. Однако опасаясь клятвопреступника Армата, император, после своего возвращения на константинопольский престол в 477 г., приказал его убить, а затем хотел расправиться и с кесарем Василиском. Однако супруга Зенона Ариадна упросила своего царственного мужа оставить жизнь Василиску. Василиска сделали чтецом в часовне при императорском дворце, а впоследствии он стал епископом города Кизик.
Василица – влиятельный византийский вельможа начала X в., славянского происхождения. Был ближайшим другом императора Александра, который даже рассматривал кандидатуру Василицы в качестве своего соправителя. После смерти Александра, Василица в период 913 – 914 гг. был одним из семи членов регентского совета, одним из опекунов малолетнего императора Константина VII.
Васпуракан – византийская фема-катепанат, образованная в 1021 г. на армянских землях к северо-востоку от озера Ван. Свое княжество армянский князь Сенахерим, дважды подвергнувшись набегам сельджуков, уступил византийскому императору Василию II, а сам переселился на земли империи, получив пост стратига Каппадокии и целый ряд земельных владений в Малой Азии. Эта фема также именовалась Верхней Мидией. В результате натиска сельджуков фема Васпуракан после 1053 г. прекратила свое существование.
Вегеций (Flavius Vegetius Renatus) – автор написанного около 400 г. «Краткого изложения военного дела» («Epitoma rei militaris») – своего рода устава старой римской армии. Вегеций стремился путем возрождения военных традиций способствовать воссозданию боевого духа войск империи. Кроме того, Вегеций написал учебник по ветеринарии («Mulomedicina»).
Вексилларии (vexillarii) – одно из элитных кавалерийских формирований регулярной армии в ранневизантийское время.
Велизарий (Велисарий) – прославленный византийский полководец армянского происхождения, сподвижник императора Юстиниана I. Родился в 493 г., умер 13 марта 565 г. Уроженец Фракии. Отличился во время войны с Персией в 527 – 532 гг. и в 25 лет занял высокую военную должность магистра. Получил пост стратилата Востока в 529 г. В 530 г. разбил персидскую армию при Даре, но потерпел поражение при Каллинике. В 532 г. подавил восстание «Ника» в Константинополе. В 533 г. назначен главнокомандующим на войну с вандалами в Северной Африке, и к 534 г. разгромил государство вандалов. В 535 г. отвоевал для Византии Сицилию, затем овладел Неаполем и Римом в 536 г. По богатству Велисарий мог равняться с императорским двором. Во время войны с готами римляне говорили, что своим могуществом Велисарий один может уничтожить силу Теодориха: только на доходы со своих владений он выставлял до 7 тыс. всадников своей личной дружины. В 562 г. Велизарий был несправедливо обвинен в заговоре против императора и подвергся опале. Основным принципом тактики Велизария было «...избегать рукопашной схватки и брать противника измором» с помощью маневрирования, главным образом конницей. Конные лучники составляли основу его отборной личной дружины. Подробные сведения о Велизарии известны из сочинений придворного историка Прокопия Кесарийского, который был его советником и участвовал в его походах. Мозаичное изображение Велизария, стоящего рядом с Юстинианом, сохранилось до наших дней в храме Святого Виталия в итальянском городе Равенна.
Великая Греция (Magna Graecia) – группа греческих городов в Южной Италии. Основание греческих городов-полисов на побережье южной части Апеннинского полуострова и Сицилии началось в VIII в. до Р.Х. Древнейшей колонией были Кимы, позже наиболее важную роль играли города: Неаполь, Тарент, Сибарис, Кротон, Регий и Посидония. Внутренняя часть Южной Италии была населена италийскими племенами, с которыми у греков-поселенцев вскоре начались конфликты, к этому добавилась борьба между отдельными городами. Греческие колонии основывались в первую очередь как земледельческие поселения, но вскоре преобладающим занятием их населения стала торговая деятельность и между полисами развились конкурентные отношения. В 510 г. до Р.Х. войско Кротона разрушило богатый греческий город Сибарис, и после этого вся Великая Греция, за исключением Сицилии, вошла в период общего упадка. Гегемоном в этом регионе стали Сиракузы. Воины Сиракуз в сражении при Гимере разбили армию Карфагена в 480 г. до Р.Х., тиран Гиерон I Сиракузский в 474 г. до Р.Х. в морской битве при Кумах в Кампании победил вторгшихся на Юг этрусков. Однако в результате многовековой борьбы греков с Карфагеном многие города на Сицилии были совершенно опустошены. На материке один за другим греческие города попадали под власть Рима. Последним пал Тарент после упорной борьбы в 282 – 272 гг. Греческий элемент в Великой Греции сохранился вплоть до эпохи Римской империи. О высоте местной культуры свидетельствовали существовавшие там известные философские школы. В византийское время греческое население в Великой Греции вновь увеличилось, остатки его в Южной Италии сохраняются и сегодня.
Великая схизма – «расщепление»; разделение христианской Церкви на католическую и Православную. Основные причины разделения церквей – претензии на верховенство в христианском мире римских пап и их еретические извращения христианской догматики. Разделению церквей способствовали различия между Западной и Восточной Церквями, ставшие явственными уже с VII века в догматике, организации и обрядах. Начало разделения церквей было положено разрывом около 867 г. между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием в результате спора за главенство над Церковью в Болгарии, и в области догматики – из-за добавления к Символу веры «filioque». Разрыв был ликвидирован к началу X в. Второй этап связан с конфликтом между Римской курией, претендовавшей на подчинение папству духовенства Южной Италии в византийских владениях, занятых норманнами, и константинопольским патриархом Михаилом Кируларием. 16 июля 1054 г. римский легат кардинал Гумберт предал анафеме Михаила Кирулария, 20 июля Кируларий – Гумберта. Окончательно разделение церквей произошло после завоевания Константинополя в 1204 г. крестоносцами. Попытки воссоединения католической и Православной Церкви, предпринимавшиеся в XIII – XV вв., по сути, оказались безуспешными. Флорентийская уния, заключенная между константинопольским патриархатом и римским престолом накануне падения Византии, не была признана Вселенским Православием.
Великая Церковь – торжественное именование храма Святой Софии, кафедрального храма константинопольских патриархов, и находящегося с ним в едином комплексе храма Святой Ирины. Великая Церковь Константинополя имела свой особый устав и богослужение в ней отправлялось с особой торжественностью и исключительной точностью. Должностные лица Великой Церкви составляли аппарат управления константинопольской патриархии.
Великая Церковь Антиохии – восьмиугольный храм, отличавшийся необычайными размерами и красотой, главное христианское святилище антиохийской патриархии. Храм был заложен императором Константином Великим, строительство завершено в царствование его сына, императора Констанция II.
Великие Комнины – династия императоров Трапезундской империи (1204 – 1461 гг.), основанная Алексеем I Великим Комнином. Великие Комнины были потомками третьего сына Алексея I Комнина севастократора Исаака, находились в близком родстве с царским домом Багратидов в Грузии и отличались склонностью к авантюризму, мятежам и заговорам. Сын Исаака даже принял ислам. Почти все императоры этой династии были посредственными властителями, и более или менее послушно следовали условиям политической обстановки, не пытаясь их изменить. Их личные качества не отличались какими-либо характерными особенностями и ярких исторических типов в этой династии не прослеживается.
Великий архонт эскорта – глава императорской свиты, сопровождавшей его выезды. Должность появилась в правление никейского императора Феодора II Ласкаря (1236 – 1258 гг.) и занимала тридцать пятое место в поздневизантийской табели о рангах.
Великий доместик – в XI – XIV вв. командующий византийским сухопутным войском. Это звание учреждено в конце XI в. императором Алексеем I (1081 – 1118 гг.). Великому доместику подчинялись доместики Востока и Запада, причем иногда сам великий доместик одновременно занимал должность одного из них. После 1204 г. великий доместик занимал четвертое место в иерархии чинов, но по своему реальному политическому влиянию он находился на третьем месте после императора и месадзона.
Великий друнгарий – чиновник, обладавший полицейской властью, ведавший охраной императорского дворца, исполнявший судебные функции по делам, касавшимся безопасности императора. Так именовался при Михаиле VII (1071 – 1078 годы) друнгарий виглы.
Великий коноставл – должность командира отрядов иноземных наемников (латинян, половцев, турок-сельджуков) в Никейской империи и в возрожденной в 1261 г. Византийской империи. Первым великим коноставлом в 1254 г. стал Михаил Палеолог, будущий император. Великий коноставл занимал двенадцатое место в иерархии чинов, подчинялся великому доместику и протостратору.
Великий логориаст – министр финансовых служб в византийской и никейской империях в XII – XIII вв.
Великий логофет – высокая придворная должность в никейское и поздневизантийское время. Обязанностью великого логофета было составление хрисовулов, простагм и посланий императора иностранным правителям. В середине XIII вв в иерархии чинов великий логофет занимал одинадцатое место, а при Андронике II (1272 – 1328 гг.) поднялся до девятого места.
Великий примикирий – высокая придворная должность главы дворцовых примикириев (управляющих). Также в его непосредственном подчинении находились командиры полков императорского эскорта: архонт аллагии, протоаллагатор и великий чауш. В войске он находился во главе императорской свиты, имел собственное знамя. Впервые чин великого примикирия появился в царствование византийского императора Алексея I Комнина (1081 – 1118 гг.); в XIV в. он занимал одиннадцатое место в табели о рангах.
Великий стратопедарх – начальник тылового обеспечения императорского войска. Командовал стратопедархами, ведающими снабжением отдельных родов войск и императорской гвардии. Должность возникла в правление никейского императора Иоанна III Дуки Ватаца (1222 – 1254 гг.) и занимала десятое место в табели о рангах.
Великий чауш – глава византийских императорских гонцов и телохранителей, следивший за порядком в эскорте государя. Непосредственно подчинялся великому примикирию. Должность великого чауша появилась в правление Иоанна III Дуки Ватаца (1222 – 1254 гг.) и занимала тридцать седьмое место в иерархии титулов и чинов.
Великий эконом – эконом храма Святой Софии, одна из высших должностей иерархии Византийской Церкви.
Великое переселение народов – условное название ряда перемещений различных племен и народов в Европе в IV – VI вв. Толчком этому процессу послужило начавшееся около 370 г. продвижение на запад гуннов, потеснивших аланов и готов. Первый натиск римляне отразили в 378 г. В V в. в движение пришли многочисленные и воинственные германские племена, создавшие в итоге на территории Западной Римской империи свои королевства. Последний этан Великого переселения народов связан с возникновением в Италии королевства лангобардов в 568 г.
Великомученик – наименование святого, претерпевшего тяжелые и продолжительные страдания за веру, проявив при этом чрезвычайную твердость духа.
Велум (velum) – навес, покров; тент над афитеатром или трибунами ипподрома для защиты зрителей от солнца.
Венанций Фортунат (Venantius Fortunatus) – латинский поэт VI в. Родился около 530 г. близ города Тревизо в Северной Италии, умер после 600 г. Изучал грамматику и риторику в Равенне, в 567 г. принял монастырский постриг в Пуатье, в конце VI в. стал епископом. Поддерживал литературные связи со многими деятелями культуры времени Меровингов, в том числе с франкским историком и писателем епископом Григорием Турским. Венанций Фортунат написал множество стихотворений на различные случаи, которые представляют значительный культурно-исторический интерес и отличаются совершенством формы. В частности, Венанций в поэме «О моем плавании» («De navigio suo») описал свое путешествие по реке Мозель от Меца до Андернаха. Известность приобрели его «Гимны кресту», которые до сих пор используются в католическом богослужении. Две песни Венанция Фортуната «О страстях Христовых» и песнь в честь Девы Марии вошли в католический молитвенник.
Венгры (мадьяры) – угорские племена кочевников-скотоводов, первоначально жившие по среднему и нижнему течению Камы, а затем переселившиеся в причерноморские степи, откуда они были вытеснены печенегами. В союзе с византийской армией венгры были втянуты в затяжное вооруженное противостояние с болгарами. Разбив в 894 г. войска болгарского царя Симеона, мадьярские вожди получили предложение союза от Святоплука, владыки Моравии, против угрожавшего ему франко-болгарского союза. Договор был закреплен символическим фактом обмена: Святоплук получил белого оседланного коня, а взамен выслал пригоршню земли, воды и травы, что обозначало право на владение ими. Выполняя условия договора, в том же году мадьярская конница совершила набеги на Паннонию. Кроме того, не ранее весны 895 г. основные силы венгров прошли через горные перевалы Карпат. Во главе войск стоял дьюла Арпад, один из двух верховных вождей венгерского племенного союза. Военные победы венгров вынудили правителей европейских государств прекратить междоусобную вражду. Франки заключили мирный договор с Моравией, а Симеон вступил в союз с печенегами и отправил в Византию послов с просьбой о мире. Но венгерская кампания 895 г. готовилась не как грабительский набег, а как завоевание территории для ее заселения. Венграм никто не оказал серьезного сопротивления. Большая часть земель Карпатского бассейна представляла собой спорную, пограничную территорию между империей франков и царством болгар, которую ни одна из соперничавших держав не считала вполне своей, не имея достаточно сил взять ее под жесткий контроль. Трансильвания и северные пограничные территории Болгарского царства оказались первым карпатским плацдармом, где мадьярам удалось сразу закрепиться. Венгерские владения не распространялись на Задунавье вплоть до 899 г., пока император Арнульф не позвал мадьяр помочь ему в борьбе против короля Ломбардии Беренгара, заявившего претензии на императорскую корону. Выполняя эту просьбу, мадьяры совершили свой первый поход на запад. Войско численностью примерно в 5 тыс. всадников было отброшено от стен Венеции, но нанесло впечатляющее поражение Беренгару на берегах реки Брента. Использовав неразбериху, которая началась в империи франков из-за смерти Арнульфа в конце 899 г., мадьяры, возвращаясь домой в 900 г., легко подчинили своей власти Паннонию, включая ее восточную – ныне австрийскую – область. Та же участь в 902 г. постигла и Великоморавскую державу. Грабительские походы венгров на запад и на юг продолжались еще несколько десятилетий. Мадьярская конница во время набегов жгла и грабила города и села по всей Европе, глубоко вторгаясь на их территорию, доходя до Кастилии и Омейядского халифата в Испании, до Бургундии во Франции и до Апулии в Южной Италии, хотя обычно зона их военных действий ограничивалась землями Германии, Северной Италии и Византии. В 955 г. в битве под Аугсбургом венгры были наголову разбиты немцами, после чего их походы на запад полностью прекратились. Венгры, как и печенеги, были союзниками русского князя Святослава на первом этапе русско-византийской войны 969 – 972 гг. После 970 г., когда союзники были разбиты византийцами под Аркадиополем, венгерские грабительские набеги на империю прекратились. Примерно в это же время постепенно венгерская знать отказалась от кочевого образа жизни и приняла христианство в латинской форме. В рамках образовавшегося в X в. венгерского государства сформировалась венгерская народность, на основе преимущественно мадьяр, смешавшихся с жившими на Дунае славянами, остатками гуннских и аварских племен.
Венеты (veneti) – цирковая партия «синих», одна из наиболее влиятельных общественно-политических группировок (димов) Константинополя. Представители партии венетов являлись в основном православными, в отличие от партии прасинов, в которую, наряду с монофизитами, составлявшими ее ядро, входили представители и других неортодоксальных течений.
|
|