Филин
Откуда: Барнаул, Россия
|
|
|
|
Афедрон – отхожее место. В крупных византийских городах до XIII в. широко использовались туалеты с водяным смывом нечистот в канализацию, которые подразделялись на общественные и домашние. Первые делились на уличные и находящиеся в присутственных местах, например, в банях. Для гигиенических целей использовались губки, прикрепленные к коротким палкам, которые смачивались в воде, протекавшей по желобу перед сиденьями. Подача воды под сиденья и перед ними производилась беспрерывным потоком. Кризис водоснабжения в империи в последние века ее существования затронул и систему водяных афедронов. Несмотря на поддержание в рабочем состоянии системы канализации в целом, общественные отхожие места с водяным смывом перестали использоваться даже в Константинополе.
Афелиот (apheliotes) – См. Эвр.
Афесия – вид налога.
Афинарх – глава городского самоуправления города Афины.
Афинское герцогство – одно из государств, основанных в Греции крестоносцами после захвата ими Константинополя, в ходе Четвертого крестового похода. Основателем герцогства и первым герцогом афинским и фиванским в 1205 г. стал Оттон де Ла-Рош, второстепенный бургундский рыцарь, впрочем, сам титул официально стал применяться только с 1280 г. Резиденция герцога располагалась на афинском акрополе. Афины первоначально были подвластны Фессалоникийскому королевству, но после захвата Фессалоник эпирским деспотом Феодором в 1224 г., Афинское герцогство подчинилось Ахайскому княжеству. Территория герцогства включала Аттический полуостров, часть Македонии и не имела определенной границы с Фессалоникийской империей, а затем с Эпирским государством. Острова Эгейского моря принадлежали Венеции. Герцогство оставалось вотчиной семейства Ла-Рошей до 1308 г., а затем перешло во владение Вальтера V Бриеннского. Вальтер попытался с помощью каталонских наемников распространить свою власть на земли Фессалии и Эпира, но в результате возникших с каталонцами разногласий втянулся в боевые действия с ними и погиб в одном из сражений. Каталонцы захватили герцогство и основали на отвоеванной территории собственное государство. Вальтер VI, сын Вальтера V Бриеннского, сохранил за собой только Аргоc и Навплию. В 1318 – 1319 гг. каталонцы завоевали крепость Сидерокастрон и Южную Фессалию, объединили эти владения с афинскими землями и создали на этой территории Неопатрское герцогство (Неопатрию). В 1337 г. земли герцогства в Фессалии были заняты сербами, а в 1379 г. наваррские наемники, состоявшие на службе у последнего номинального латинского императора Якова Бозского, захватили Фивы и часть Неопатрии. Однако в оставшейся части Неопатрии и в Аттике каталонцам удалось сохранить свою власть. С 1381 по 1388 г. Афинским герцогством управляли короли Арагона и Сицилии, затем Афины выкупило флорентийское семейство Аччайоли. Неопатрия была занята флорентийцами в 1390 г. В 1395 – 1402 гг. Афинским герцогством владели венецианцы. В 1444 г. Афины стали данником Константина Палеолога, морейского деспота и наследника византийского престола. Остатки Афинского герцогства были завоеваны турками-османами в 1456 г., уже после падения Византийской империи.
Афины – главный город Аттики в пяти километрах от Эгейского моря и в восьми километрах от порта Пирей, один из политических и культурных центров древнего мира. В византийское время Афины были второстепенным городом.
Афира – мучная кашица с растительным маслом.
Афон (Святая гора) – узкий гористый полуостров на северо-востоке Греции, выступающий в Эгейское море. Со времен поздней античности оставался необитаемым, не считая святилища Аполлона на вершине горы, разрушенного в правление императора Феодосия I Великого. Первые христианские монахи появились там в VII в., после того как на Шестом Вселенском соборе в 680 – 681 гг. было принято совместное решение светских и церковных властей о передаче Афона в распоряжение гонимых мусульманами монахов из Сирии, Палестины и Египта. Первоначально монахи преимущественно обитали в пещерах и других естественных укрытиях, устраивали в них небольшие часовни. С началом IX в. на Афоне началось строительство множества монастырей и вскоре его стали называть «Святой горой». Первое письменное упоминание об афонских монахах встречается у византийского историка Иосифа Гинесия в его описании празднования в Константинополе восстановления иконопочитания в 843 году. Самыми ранними известными афонскими анахоретами были святые Евфимий Новый и Петр Отшельник, жившие в IX в. Хрисовул 872 г. императора Василия I Македонянина (866 – 886 гг.) утвердил за монахами Святую гору как исключительно им принадлежащее достояние. Около 942 г. император Роман I Лакапин (920 – 944 гг.) предоставил ежегодную субсидию в размере одной номисмы на каждого афонского монаха, установленную для крупных монашеских центров империи. В первой половине X в. на Афоне уже были известны два довольно крупных монастыря: Святого Климента и Ксеропотам. К тому времени сложилась в основных чертах система управления, определились внутренние правила жизни монахов Афона. С 908 г. во главе монашеского самоуправления стоял назначаемый императором прот, председательствовавший в протатоне – совете монастырских старцев. Собрания совета (синаксисы) проводились трижды в год: на Рождество, Пасху и Успение Богородицы в Карее, административном центре полуострова. Одним из первых благотворителей Афона был полководец и императора Никифор II Фока (963 – 969 гг.), сделавший значительные пожертвования из добычи, захваченной у сарацин после освобождения острова Крит от мусульманского господства, в том числе ворота дворца критского эмира. На эти средства святой подвижник Афанасий Афонский основал Большую лавру – богатый монастырь, имевший многочисленных насельников, значительную недвижимость, земельные угодья и даже собственный корабль. Некоторое время анахореты противились новым «суетным» формам монашеского общежития на Святой горе, но в 972 г. император Иоанн I Цимисхий (969 – 976 гг.) дал Афону первый типикон (устав), узаконивший оба вида монашеского бытия, а также права и обязанности прота и игуменов, отношения между иноками и мирянами. С тех пор на Афоне стали гармонично развиваться все виды монашества. Начиная с XI в. Афон сделался одним из главнейших монашеских центров Византийской империи. Благодаря выгодному географическому положению и привилегиям, афонские монастыри стали развивать собственную морскую торговлю, приносившую им немалую прибыль. В середине XI в. уже существовали главные афонские монастыри: Большая Лавра (Святого Афанасия), Ватопед, Иверон, Ксеропотам, Дохиар и Есфигмен. Изначально все афонские монастыри подчинялись непосредственно императору, но император Алексей I Комнин (1081 – 1118 гг.) изменил этот порядок и переподчинил их константинопольскому патриарху, который осуществлял свои полномочия через епископа соседнего города Иерисса. Благоденствие Афона продолжалось вплоть до захвата большей части Византийской империи крестоносцами Четвертого крестового похода. В 1206 г. по распоряжению папы Иннокентия III политическую власть над Афоном получило Фессалоникийское королевство, а церковную – номинальное папское епископство во Фракии. На Святой горе с появлением крестоносцев начались убийства, грабежи, глумления над монахами и надругательства над святынями, и вскоре большинство монастырей опустело. В 1222 г., после отвоевания Македонии, эпирский деспот Феодор Дука (1215 – 1224 гг.) освободил от латинян и полуостров Афон, а когда в 1261 г. Константинополь вновь стал столицей Византии, Афон восстановил свои связи с Вселенским патриархатом. Однако уже в 1277 г. из-за резкого неприятия святогорцами союза императора Михаила VIII (1259 – 1282 гг.) с папством, Михаил послал войско для подавления монашеской крамолы. В ходе этого карательного похода были сожжены многие монастыри и протатон. После смерти Михаила VIII его сыну, императору Андронику II (1272 – 1328 гг.) пришлось приложить значительные усилия, чтобы примириться с афонскими монахами. В 1307 – 1309 гг. Афон захватили каталонские наемники, разрушавшие монастыри, грабившие монастырские ценности и терроризировавшие монахов. Однако после ухода каталонцев, монастыри быстро восстановили свои богатства и продолжили развиваться благодаря пожертвованиям центральной власти и частных благотворителей. В те годы широкое распространения и признание на Афоне получило учение исихазма. Периодически Афонские монастыри страдали от набегов турецких пиратов и военных действий. Некоторое время Афон находился под властью сербского короля Стефана Душана и подчинялся сербскому патриарху. Стефан Душан оказывал покровительство афонским монастырям, при его поддержке основывались новые обители, реставрировались и украшались храмы. На средства местных властей и иностранных правителей были основаны монастыри: Пантократора, Григориат (молдавский), Симонопетра (сербский), Дионисиат (валашский), Святого Пантелеимона (русский) и Кутлумуш. С того времени Афон стал по праву считаться мировым центром православного монашества. В 1371 г. Афон вновь оказался под контролем Константинополя, но ненадолго; в 1383 г. полуостров захватили турки-османы. Афонцы сумели выхлопотать у султана обещание неприкосновенности своих монастырей и их собственности, но этот договор турецкой стороной часто нарушался: обители периодически подвергались разграблению, посевы поджигались, а монахи захватывались в плен. Бесчинства турок прекратились в 1404 г., когда император Мануил II Палеолог (1392 – 1425 гг.) договорился с султаном Сулейманом I о выводе турецких войск с Афона. Константинопольские власти старались по мере возможности поддерживать монастыри, но их силы под османским гнетом иссякали. В 1424 г., когда Афон оказался отрезанным от Фессалоник и возникла реальная угроза нападения турок на полуостров, делегация афонских монахов явилась к султану Мураду II и просила его покровительства. С этого времени Афон опять оказался под турецким игом. Чтобы выживать под тяжелым налоговым бременем, при произволе турецких чиновников и расквартированных солдат, афонцы были вынуждены использовать всю свою изобретательность и значительные финансовые ресурсы, поступавшие от торговой деятельности и в качестве пожертвований. С византийских времен и по сей день вход на Афон запрещен не только женщинам, но также и самкам животных. Монастырские библиотеки Афона содержат множество ценнейших рукописей.
Африканский экзархат – См. Карфагенский экзархат.
Ахайское (Морейское) княжество – государство на полуострове Пелопоннес в Греции, основанное в 1205 г. крестоносцами Четвертого крестового похода. Граничило с Эпирским государством на суше и с владениями Венеции в Эгейском море. Его первым правителем стал малоизвестный рыцарь Вильгельм Шамплитский (1205 – 1209 гг.). Первоначально княжество находилось в подчинении у Фессалоникийского королевства и Латинской империи, но после захвата Фессалоник Эпирским государством в 1224 г., Ахайское княжество стало наиболее сильной латинской державой в Греции. Несмотря на небольшие размеры, княжество оказывало весомую помощь Латинской империи в ее борьбе против Никеи. Столица княжества первоначально располагалась в Андравиде. В середине XIII в. ахайский княжеский двор слыл в Европе средоточием рыцарских традиций. Князь Вильгельм II Виллегардуэнский (1246 – 1278 гг.) пользовался славой трубадура, княжество имело собственный монетный двор, в нем развивалась литература на местной разновидности разговорного французского языка. Созданная там «Хроника Мореи» (Морей латиняне называли Пелопоннес) является ценным источником по истории Латинской Романии, а местное законодательство, в котором слились традиции византийского и французского права, служило образцом для других латинских государств в Греции. В 1249 г. Вильгельм II перенес столицу Ахайского княжества в Мистру, крепость, построенную на месте древней Спарты. В 1255 г. он начал войну против Венеции на островах Эгейского моря, а в 1259 г. воевал в союзе с эпирским деспотом Михаилом II Дукой (1231 – 1268 гг.) против никейского императора Михаила VIII Палеолога (1259 – 1282 гг.). Ахайцы потерпели поражение в решающем сражении на равнине Пелагонии, и князь Вильгельм был взят в плен никейцами. За свое освобождение князю пришлось передать возрожденной в 1261 году Византийской империи крепости Монемвасию, Великую Майну, Мистру и Ираклион, и, кроме того, признать свою зависимость от византийского императора. После смерти Вильгельма I право на ахайский княжеский престол перешло к Карлу I Анжуйскому (1278 – 1285 гг.), но и ни сам Карл, ни его потомки не управляли княжеством лично; они посылали деньги и воинов для защиты своих греческих владений от натиска византийцев. К 1311 г. Ахайское княжество перешло под контроль итальянской знати. Итальянцы удерживали за собой все уменьшающуюся территорию на Пелопоннесе вплоть до 1432 г., когда княжество было полностью завоевано Морейским деспотом Фомой Палеологом. В 1460 г. земли бывшего Ахайского княжества вошли в состав Османской империи.
Ахайя – византийская провинция с центром в городе Скарфия в диоцезе Македония, охватывающая территорию всего Пелопоннеса и Средней Греции без Акарнании.
Ахелой – 1) самая значительная и полноводная река в Греции протяженностью 220 км. Берет начало в горах Пинда и впадает в Патрасский залив; 2) река в Болгарии, впадающая в Черное море. На ее берегу болгары разгромили в сражении византийцев в 917 г.
Ахрида – См. Охрид.
Ашот Таронит – византийский военачальник армянского происхождения, сын военачальника Григория Таронита. Воевал под началом отца с болгарами в правление императора Василия II (960 – 1025 гг.), во время разведывательной операции летом 996 г. попал в засаду и был пленен воинами царя Самуила. Отец Ашота, бросившийся ему на помощь, погиб в битве с болгарами у Фессалоник. С почетом принятый болгарским царем Самуилом на службу, Ашот женился на царской дочери Мирославе и получил в управление город Диррахий (Драч). Однако вскоре Ашот опять переметнулся к Василию II, сдал ему Диррахий, за что сам получил в награду титул магистра, а его жена титул зосты.
Аэций – последователь еретического учения Ария, ставший после смерти ересиарха главой наиболее распространенной разновидности ариан. Дата рождения неизвестна, умер в 367 г. Был последовательно рабом, странствующим слесарем, золотых дел мастером, врачом, сапожником, богословом и, наконец, одним из лидеров крайних ариан, называемых аномианами. Еретики этого толка назывались также евномианами, по имени Евномия, ученика и друга Аэция.
Аэций Амидский – известный византийский врач VI в., родом из Амиды. Расцвет его врачебной деятельности в Александрии и Константинополе пришелся на период с 530 по 560 гг. Аэций составил шестнадцатитомную энциклопедию по медицине «Четверокнижие» («Tetrabiblon»), называемую так из-за ее четырех разделов. Энциклопедия изобилует цитатами из многих древних греческих и римских врачей; непонятные мысли Галена и Оривазия в ней часто упрощены. Первые восемь книг «Четверокнижия» содержат сжатое изложение основ фармацевтики, диетологии, общей терапии, гигиены, кровопускания, слабительных средств, симптоматики, общей патологии, практические вопросы о показаниях температуры и анализе мочи. Подробно рассматриваются болезни головы, проблемы офтальмологии, косметологии и зубоврачебной практики. Раздел офтальмологии энциклопедии Аэция считался лучшим изложением знаний в этой области медицины вплоть до эпохи европейского Просвещения. Остальные книги «Четверокнижия» содержат изложение основ токсикологии, знания о ядовитых живых существах, дают сведения о гинекологии и акушерстве. В сравнении с Александром Траллским, Павлом Эгинским и Оривазием, Аэций более интересовался теорией медицины, чем ее практическими проблемами, однако его фундаментальное, хотя и написанное сухим, непритязательным стилем, «Четверокнижие» сыграло важную роль в истории медицины.
Аэций Флавий – выдающийся военный и политический деятель Западной Римской империи, сын магистра конницы Гауденция, патрикий с 433 г. Родился около 390 г., умер в 454 г. В юности жил среди гуннов в качестве заложника. В 423 г. поддержал узурпатора Иоанна, захватившего власть в Равенне после смерти императора Гонория. По поручению Иоанна, привел в Италию шестидесятитысячную гуннскую орду и сражался с войсками восточного императора Феодосия II, пришедшими утвердить на троне Западной Римской империи законного наследника престола – Валентиниана III. В результате интриг Аэция против правителя Африки полководца Бонифация, Западная империя в 429 г. потеряла свою главную житницу, а на землях бывших римских африканских провинций возникло враждебное империи вандальское королевство. Будучи главнокомандующим вооруженных сил Западной империи, в союзе с вестготами победил полчища гуннского повелителя Аттилы в знаменитой битве на Каталаунских полях в 451 г. Однако 21 сентября 454 г. западно-римский император Валентиниан III собственноручно убил своего полководца Аэция, когда тот потребовал у императора исполнения данного ему ранее обещания – выдать принцессу Евдокию за его сына Гауденция.
|
|