|
|
|
|
Кирилл
Грамматик Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Чем иконоборчество в Византии отличалось от протестантизма?
----- Credo ut intelligam! |
|
Всего записей: 14 : Дата рег-ции: Февр. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 16:41:48 |
|
|
|
|
|
|
Ну и постановочка вопроса... Вроде мы все уверены, что иконоборчество было практически идентично протестантизму, и вот только есть какие-то неуловимые отличия... Уж давайте попробуем так: какие черты иконоборчества схожи с протестантизмом?
Что первое приходит в голову: советую прочитать вот эту статью
Сорочан С. Б. О политической роли и идейной ориентации торгово- промышленного населения Византии в эпоху иконоборчества // Вісник Харківського державного університету. – № 363: Історія. – Вип. 26. – Харків: Основа, 1992. – C. 92 – 101.
Ее можно скачать по ссылке http://www-history.univer.kharkov.ua/pdf/Vestn26/Sorochan.pdf
Там есть и отсылки некоторые.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 16:54:08 |
|
|
|
Дима
Новелисим Откуда: Москва
|
|
|
|
Цитата:Чем иконоборчество в Византии отличалось от протестантизма? |
Тем, что протестантизм шёл "снизу", как движение за демократизацию церковной жизни. А иконоборство "сверху", как попытка императорской власти подчинить себе церковь. Из протестантизма наиболее близко к иконоборству Англия (введение англиканской церкви) и Тевтонский Орден, ну ещё Швеция пожалуй.
----- Бог любит посильное приношение |
|
Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 17:47:45 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цитата:Вы всерьез полагаете, что по иконоборчеству нужно читать статью Сорочана? |
Гм, просто статья Сорочана - единственное, на что я навскидку смог дать ссылку в сети. Кроме того, только что перепроверил - там в самом конце статьи раннее иконоборчество как раз и сравнивается с протокальвинизмомм и протопуританизмом. А вот есть ли рассуждения по этому вопросу у Баранова - не знаю. Спасибо за ссылки, почитаю.
Так что статью Сорочана по иконоборчеству читать специално не стоит, а вот по вопросу восприятия иконоборчества торгово-ремесленными кругами византийской столицы - стоит точно.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 18:04:13 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:раннее иконоборчество как раз и сравнивается с протокальвинизмомм и протопуританизмом |
чтобы сравнивать, нужно проанализировать идейную сторону того и другого. не уверен, что Сорочан, всю жизнь занимавшийся экономической историей и чуть-чуть политической, хотя бы попытался разобраться в богословских тонкостях, к-е были чрезвычайно важны. |
|
|
|
|
Вадим
Куратор Откуда: Москва
|
|
|
|
Отличий масса, причем обусловлены они почвой возникновения (восточная для иконоборчества и западная для протестантизма).
Иконоборцы, в отличие от протестантов, признавали все семь таинств, признавали непогрешмость вселенс ких соборов, признавали (по крайней мере в врешениях Иерийского собора) независимость церковной власти от светской. Они признавали, по крайней мере официально, культ святых (высказавания Константина Каваллина не являются все же доктриной иконоборчества). Наконец, у них был всего один пункт расхождения с Православием - тот самый, от которого они получили название.
Так что проще найти немногие сходства, чем многие различия И. и П. |
|
Всего записей: 146 : Дата рег-ции: Май 2004 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 18:52:44 |
|
|
|
|
|
|
Протестанты отвергли папа и по крайней мере каждая церковная власт - для них Церкв надо руководит светский государь. Иконоборцы имели патриархи. Они отличали государствены и церковны руководитель.
Иконоборциы и протестанты не хотели Церков имет богатства - ето и основа борба с икон и склуптуры.
Котечно иконоборческое движение более единное, чем протестанты. Так что можно отграничит разные секты и иконоборство если реч идет о догматических различиях.
----- ALD |
|
Всего записей: 910 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 20:06:33 |
|
|
|
Кирилл
Грамматик Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
2 ВадимЦитата:Иконоборцы, в отличие от протестантов, признавали все семь таинств, признавали непогрешмость вселенс ких соборов, признавали (по крайней мере в врешениях Иерийского собора) независимость церковной власти от светской. Они признавали, по крайней мере официально, культ святых (высказавания Константина Каваллина не являются все же доктриной иконоборчества). |
Если иконоборцы признавали непогрешимость вселенских соборов, то почему они тогда отвергали те постановления соборов, которые касались икон? И, насколько я помню, Лютер, например, не отвергал почитания святых как такового, он отвергал только католическое восприятие почитания святых. Ведь и сейчас у лютеран кирхи называют в честь святых.
2 Pantoja и Баудолино: Спасибо за ссылки, обязательно посмотрю!
|
|
Всего записей: 14 : Дата рег-ции: Февр. 2006 : Отправлено: 27 Февраля, 2006 - 20:59:58 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:чтобы сравнивать, нужно проанализировать идейную сторону того и другого. не уверен, что Сорочан, всю жизнь занимавшийся экономической историей и чуть-чуть политической, хотя бы попытался разобраться в богословских тонкостях, к-е были чрезвычайно важны |
Я вот не совсем понял, почему мы должны вести речь исключительно о богословских тонкостях? А если мы будем говорить о восприятии иконоборчества, так сказать, "широкими народными массами", которые в тонкостях особо не разбирались и "борзостей эллинских не текох"? А Сорочан, конечно, не вникал. Но ведь, так сказать, "по касательной" заявленной в названии темы, прошел.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 01 Марта, 2006 - 17:46:38 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:Чем иконоборчество в Византии отличалось от протестантизма? |
Протестантизм был куда глобальнее, он охватил пол Европы, Германия, Англия, Голландия, французские гугеноты тоже. Иконоборцы же были как-бы "закрытым" движением в одной стране (пусть даже и в огромной). Наверное это, на мой взляд, было причиной, что иконоборчество "погибло" максимум через столетье, а протестанты здравствуют и поныне... |
|
Всего записей: 35 : Дата рег-ции: Май 2005 : Отправлено: 02 Марта, 2006 - 21:07:09 |
|
|
|
|
|
|
а зачем искать общие черты и расхождение в иконоборчестве и протестантизме . Цель этого какая ? |
|
Всего записей: 9 : Дата рег-ции: Март 2006 : Отправлено: 09 Марта, 2006 - 23:44:47 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:а зачем искать общие черты и расхождение в иконоборчестве и протестантизме . Цель этого какая ? |
У меня сугубо утилитарная: повлияло ли и как повлияло, если повлияло, иконоборчество на (назовем это так) "экономическое мировоззрение" среднестатистического ромея. Были ли отличия между торговцами, ремесленниками, крестьянами, столицей, городом, деревней, центром и переферией, в чем они заключались... Все это - постановка вопросов, на которые может быть любой ответ или не быть никакого. Но ведь мы имеем право их ставить?
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 10 Марта, 2006 - 10:14:06 |
|
|
|
Вадим
Куратор Откуда: Москва
|
|
|
|
Цитата:Если иконоборцы признавали непогрешимость вселенских соборов, то почему они тогда отвергали те постановления соборов, которые касались икон? |
Так до начала иконоборчества поставновлений вселенских соборов об иконах не было.
А седьмой вселенский собор иконоборцы таковым не считали - они считали им Иерийский собор 754 года.
|
|
Всего записей: 146 : Дата рег-ции: Май 2004 : Отправлено: 10 Марта, 2006 - 10:15:08 |
|
|
|
|
|
|
А видел ли кто такую вот статью:
Маршал Г. Вехи истории средневекового иконоборчества // "Анналы" на рубеже веков: антология / Пер. с фр.; Отв. ред. А. Я. Гуревич, сост. С. И. Лучицкая. - М., 2002.
Интересно, о чем там?
А еще в этом же сборнике есть статья
Барбу Д. Византийский сборник: создание и способы использования
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 13 Марта, 2006 - 16:38:26 |
|
|
|