|
|
|
|
никеец
Спафарокандидат Откуда: Волгоград
|
|
|
|
Вопрос, в первую очередь, Баудолино. Насколько я понял, Вы более чем основательно изучаете как раз экономическую политику византийского государства в IV-IX вв., так что сможете проянить ситуацию.
Краткая предыстория. Сидел я как-то вместе с приятелем социологом в библиотеке, читал статью Нистазополу-Пелекиду о византийской дипломатике в период Никейской империи и наткнулся на одно любопыиное замечание. Автор полагает, что значительное снижение количества сохранившихся документов определенного рода в этод преиод было связано с тем, что при них была необходима золотая печать, а в императорской канцелярии попросту экономили. Я рассказал об этом товарищу-социологу, а он забросал меня цитатами из кучи авторов, полагавших, что европейскому сознанию (и на государственном уровне) вообще не было свойственно века так до XIV понимание денег (любого эквивалента обмена) как самостоятельной ценности и, как следствие, сознательная экономическая политика государства с целью создать, например, положительный баланс, была невозможна. Цитаты эти, как Вы понимаете, принадлежали не историкам.
Однако даже на собственно никейском материале я знал пример, когда Иоанн III Дука Ватац приказал покупать одежду у местных производителей, чтобы средства обращались в опять-таки местных домах, а не уходили за границу. Кроме того он считал богатство государства необходимым для поддержания международного престижа Никеи (прием послов, например).
НО также известно, что в Византии, по крайней мере поздней, ростовщичество повсеместно осуждалось. А Кекавмен вроде полагал, что лучшее хозяйство - это то, которое может само себя обеспечить всем необходимым.
Мой вопрос заключается в следующем: если в Византии была осознанная целенаправленная экономическая политика, то на каких основаниях она строилась? Что думали сами византийцы по этому поводу? Так как я в этом ни бум-бум, то со стороны мне кажется, что, действительно есть значительный риск приписать византийцам нормы и стандарты мышления более поздних эпох и впасть в нередкий для экономической истории грех анахронизма (хотя бы в терминологии). Или я чего-то перемудрил?
----- Наше подлинное отношение к истории - это борьба с ней. К. Ясперс. |
|
Всего записей: 168 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 23 Февраля, 2006 - 21:52:06 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:если в Византии была осознанная целенаправленная экономическая политика, то на каких основаниях она строилась? Что думали сами византийцы по этому поводу? Так как я в этом ни бум-бум, то со стороны мне кажется, что, действительно есть значительный риск приписать византийцам нормы и стандарты мышления более поздних эпох и впасть в нередкий для экономической истории грех анахронизма (хотя бы в терминологии). Или я чего-то перемудрил? |
Думаю, Вы не перемудрили. Все опасности есть, и их, пожалуй, еще больше. Но вопрос даже не ко мне - я еще сам не нашел на него ответа. Ищу. Стоит почитать работы В. В. Серова и К. В. Хвостовой. Еще С. Б. Сорочана, особенно его статью в "Древностях" за 1995 г.
Сорочан С. Б. Случайность или система? Раннесредневековый византийский меркантилизм
Я ее сканировал и вывешивал на сайте, но там как раз с "Древностями" сейчас проблемы некторые. Надеюсь в течении недели двух недель все исправить.
Честно говоря, судя по уровню развития экономтеории в Византии (я, кроме Плифона, навскидку могу вспомнить разве что всякие "Слова против ростовщиков" разного времени и авторов), целостной осознанной продуманной и т. д. экономполитики не было. Вспомним, что во времена Константина Багрянородного (или немногим раньше-позже), когда во всех областях государственной жизни пишутся специальные трактаты по управлению, по таксису, экономика остается во многом за бортом. Но - в теории за бортом, а на практике - "Книга Эпарха", отдельные Новеллы Льва Мудрого, в Василиках... Т. о. отдельные элементы политики и конкретные законы и пр. складывались в определенную систему - это несомненно. Что еще можно добавить? пока изучаю, окончательных выводов-рецептов, сами понимаете, нет. Да, советую еще почитать работы А. Лайу отсюда http://www.doaks.org/EHB.html И еще насчет ростовщичества. Я как раз этим занимаюсь сейчас, и применяя подход К. В. Хвостовой получаются интереснейшие выводы. Они, впрочем, очевидны, однако, как мне кажется, еще никто об этом коплексно не писал. Есть предварительные наброски у меня по этому вопросу, можно тезисы почитать здесь: http://www-history.univer.kharkov.ua/pdf/Konf_HIAO_2004.pdf
Сейчас готовлю доклад и, возможно, обобщенную статью еще одну по ростовщичеству. Выводы мне кажутся интересными. Да и предложенный подход тоже. Впрочем, подчеркиваю, все это - в русле работ прежде всего К. В. Хвостовой и еще целого ряда крупных ученых - от А. П. Каждана до А. Лайу. А вообще мне представляется интересной такая постановка вопроса: "Бытовая этическая "философия экономики" в раннесредневековой Византии". Можно уточнять формулировку, но идея мне лично представляется небезынтересной и перспективной. Я набросал пару материалов-подходов и писал по этой теме реферат по философии в аспирантуре. Философам понравилось, но весь реферат был так, набросками к теме. Серьезной работы с источниками - непочатый край.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 24 Февраля, 2006 - 10:14:58 |
|
|
|
|
|
|
Гм, некоторые проблемы удается решить значительно быстрее, чем расчитываешь. Всегда бы так. Упомянутая статья Сорочана уже доступна по линку http://www-history.univer.kharkov.ua/hiao/pdf/Drevnosti_1995/Sorochan.pdf
Насчет замечаний Вашего приятеля-социолога могу пока сказать одно: Византия все-таки бюрократическая держава. Государственность там существует в развитом виде еще из Рима, так что...
(Отредактировано автором: 24 Февраля, 2006 - 13:27:12)
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 24 Февраля, 2006 - 13:23:31 |
|
|
|
никеец
Спафарокандидат Откуда: Волгоград
|
|
|
|
Большое спасибо за столь развернутый ответ. Немного разгребусь с делами и обязательно почитаю указанные Вами работы.
----- Наше подлинное отношение к истории - это борьба с ней. К. Ясперс. |
|
Всего записей: 168 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 10 Марта, 2006 - 20:10:08 |
|
|
|