Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Поздневизантийское эпистолярное­ наследие [Страниц (1)]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
С.Ф.


Ромей


Господа!

Очень нужны любые статьи, касающиеся исследования византийского эпистолярного наследия позднего периода, а также статьи из книги Шевченко "Интеллектуальная жизнь поздней Византии" (на английском).

Приглашаю к обсуждению вопроса об информативности как исторического источника переписки византийских интеллектуалов XIV-XV вв. Есть ли у кого-то опыт работы с их письмами?

Всего записей: 3 : Дата рег-ции: Окт. 2005 : Отправлено: 10 Октября, 2005 - 10:48:42
Сергей


Патрикий
Откуда: Екатеринбург
ICQ

Очень интересную тему вы подняли. Смотрели ли Вы публикации В.А. Сметанина (Екатеринбург) и его книгу? Он, кажется, специалист в поздневизантийской эпистолографии.

Всего записей: 482 : Дата рег-ции: Сент. 2005 : Отправлено: 10 Октября, 2005 - 21:51:28
С.Ф.


Ромей


Доброе время суток, Сергей!

Спасибо за интерес к моей теме. К большому сожалению и стыду, я не смог ознакомится с главной работой Сметанина по теме ("Эпистолография"), в Интернете есть лишь письма, взятые из "Общественная жизнь... по данным эпистолографии". Византинистика по-прежнему является одной из весьма "эзотеричных" направлений истории, и среднему студенту, живущему в провинции (я живу в Нижнем Новгороде), истфак которого не специализируется на Византии, достать даже основные труды по теме бывает весьма сложно. Поэтому я и взываю здесь на форуме о поддержке.

Что касается темы нашего обсуждения, то здесь встаёт сразу несколько весьма важных для изучения поздней Византии вопросов.

Что заставляло интеллектуалов палеологовской эпохи столь искусно стилизовать свои творения под античную словесность, до такой степени, что зачастую средневековые реалии в них даже не отражаются? Сложно представить, что было бы, если бы мы здесь общались в манере тысячелетней и даже двухтысячелетней давности. Для них это было нормой! (В качестве ремарки, которую я не хочу обсуждать: очень интересные выводы из этого делают последователи "новой хронологии". Например, см. это незамысловатое обсуждение.) На каких эстетических категориях базируется представление о самодостаточности "чистого аттического диалекта"? Зачем это было нужно? Это при том, что система образования Византии была гораздо более "либеральна" и открыта, чем современная ей западноевропейская. Я поставил также этот вопрос в хорошо известном листе рассылки Byzans-L, на что от одной из профессиональных византинисток получил её резюме знакомых ей работ по теме: цель этого стиля -- "подтвердить своё членство в некотором исключительном братстве". Это выглядит весьма резонным на фоне очень сильных тенденций к эллинизации в связи с географическим замыканием страны в районе традиционного греческого заселения. Но подобная трактовка лишь ставит ещё больше вопросов: чем это объясняется? Зачем им нужно было себя осозновать этим братством? Только лишь для бегства от ужасающей реальности? От отчаяния? Культурный аутизм? Но "палеологовский ренессанс" с его творческой оригинальностью вкупе с исихастским движением, на мой взгляд, совсем не похожи на культурный аутизм...

Что вы думаете на этот счёт?

Всего записей: 3 : Дата рег-ции: Окт. 2005 : Отправлено: 10 Октября, 2005 - 23:33:58
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Поздневизантийское эпистолярное­ наследие [Страниц (1)]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0037 ]   [ Gzip выкл. ]