Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Мария Деспина, дочь Михаила VIII [Страниц (2): [1] 2 » ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
bahatur


Ромей
Откуда: Самара


Уважаемые византинисты,
у меня вопрос об этой интересной личности. Известно, что побочная дочь Михаила VIII Мария была выдана за ильхана Абагу. После его смерти (1282), судя по статье в англоязычной Википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Church_of_Saint_Mary_of_the_Mongols_(Istanbul), Мария вернулась в Константинополь и стала ктиториссой Церкви Богоматери Панагиотиссы, которая стала известна в её честь как Церковь Марии Монгольской. Дальше интереснее. Согласно статье http://en.wikipedia.org/wiki/Maria_Palaiologina, ссылающейся на книгу Van Millingen, Alexander (1912). Byzantine Churches of Constantinople затем Мария была направлена своим братом Андроником II в качестве невесты к монгольскому правителю Персии Харбандэ (то есть ильхану Олджейту). По дороге в Персию она якобы встретилась с султаном Османом и спровоцировала его своим поведением на штурм "крепости Трикокка, ключа к Никее".

Вот что вызывает сомнения: даже если Марие, когда её выдавали за Абагу было лет 15, то к моменту выдачи за Олжейту - уже за 50 (он стал ильханом в 1304 г.). С одной стороны понятно, в династических браках возраст большой роди не играл, но.. У меня есть сомнения, что это одна и таже Мария. И ещё, когда могло произойти это событие - взятие Трикокки (у Успенского об этом ничего нет)? Спасибо

Всего записей: 2 : Дата рег-ции: Март 2009 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 20:29:29
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

Миллинген дает ссылку на сс. 620-621 и 637-638 второго тома Пахимера. Там действительно упомянуты осада Османом Трикокки и Мария, "называемая деспиной мугулиев", родная сестра василевса, и брак с Харбандэ. Более подробный перевод отрывка потребует времени, которым я не располагаю. Учитывая, что эти события помещены в самом конце сочинения Пахимера, они должны были произойти в ближайшие годы перед 1308 г., которым заканчивается изложение. Возможно, кто-либо из форумчан сможет прояснить ситуацию подробнее.

-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 23 Марта, 2009 - 21:48:44
Horst


Протоспафарий


Отмечу любопытную аналогию из "Чингиз-намэ" Утемиш-хаджи (электронная версия есть на vostlit, цитирую только примечание):
"Келин-Баялин (Баялун) — византийская принцесса, жена Тогрылчи, затем Токты, затем Бачкыр Ток-Буги и наконец Узбек-хана. По “Чингиз-наме”, она была матерью Узбека". Возможно, ильхан Олджейту лишь следовал традиции и был просто обязан жениться на Марие?

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 24 Марта, 2009 - 04:18:24
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Баялун - Мария Палеологиня, дочь Андроника II, жена Токты-хана (Пахимер, ибн Баттута). Собственно она - племяница Марии Монгольской, жены Абаги - хана.

Жена Олжейту - Мария (?) Палеологиня, внебрачная дочь Михаила IX (мнение М.Стурдзы), т.е. внучатая племяница Марии Монгольской.




(Отредактировано автором: 24 Марта, 2009 - 23:01:32)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 24 Марта, 2009 - 22:44:49
Horst


Протоспафарий


В таком случае "родной сестрой" какого василевса в 1304 - 1308 г. была Мария, "называемая деспиной мугулиев", если она являлась внебрачной дочерью Михаила IX?

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 25 Марта, 2009 - 10:46:15
bahatur


Ромей
Откуда: Самара


Дмитрий
Спасибо, жаль не могу пока найти вторую часть сочинения Пахимера.
Germain
Получается три Марии.
1. Дочь Михаила VIII. Жена ильхана Абаги. Вернулась после его смерти в Константинополь, стала ктиториссой церкви.
2.Дочь Андроника II. Жена Токты
3. Дочь Михаила IX. Жена Олджейту. Михаил родился в 1277, значит его дочери в 1304-1308 годах могло быть лет 15.
А нельзя ли более точную ссылку на мнение М.Стурдзы - издание, страница? Спасибо

Всего записей: 2 : Дата рег-ции: Март 2009 : Отправлено: 25 Марта, 2009 - 15:44:22
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Sturdza, M. D. Dictionnaire Historique et Gеnеalogique des Grandes Familles de Grеce, d'Albanie et de Constantinople, Paris, 1999, p. 371.
К сожалению, только ссылка - текста не видел.

"Родная сестра василевса" может быть либо 1, либо 2 списка Багатура.
Для 1 она слишком возрастная;
Для 2 она слишком отдалена от мест событий. Не в пользу версии для Марии Баялун "Золотордынской" следующее:
- вражда между Домами Хулагуидов и Золотой Орды, вряд ли ордынцы позволили передачу невесты от себя в стан врагов;
- Токта был жив в 1304г. и являлся мужем Марии.
Даже представляя, что перепутаны хронистом Олджейту с Токтой, то путь на Волгу Марии лежал через северное Причерноморье, поэтому она не могла проезжать через османские владения. Значит, это другая Мария.



(Отредактировано автором: 25 Марта, 2009 - 17:42:10)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 25 Марта, 2009 - 17:40:39
Дмитрий



Откуда: Киев, Украина
ICQ

bahatur
_http://algol65.livejournal.com/1886.html
(том 37)


-----
«Οτε δε του στρατευειν οι βασιλεις απεπαυσαντο, τοτε και στρατηγους και θεματα διωρισαντο». Φιλοπονημα περι των θεματων.

Всего записей: 746 : Дата рег-ции: Окт. 2004 : Отправлено: 25 Марта, 2009 - 19:31:24
Дима


Новелисим
Откуда: Москва


Баялунь, согласно ибн Баттуте, вернулась на родину в 1334 г., он её туда и сопровождал. По прибытии в византийские влладения, начала пить вино и кушать свинок, чем вызвала неудовольствие правоверных слуг, захотевших оставить ханшу. Баялунь никого не удерживала, все желающие, в т.ч. и великий путешественник возвратились в Орду.

(Отредактировано автором: 25 Марта, 2009 - 23:45:01)

-----
Бог любит посильное приношение

Всего записей: 1254 : Дата рег-ции: Авг. 2004 : Отправлено: 25 Марта, 2009 - 23:44:03
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Цитата:
Баялунь, согласно ибн Баттуте, вернулась на родину в 1334 г., он её туда и сопровождал.

Точно, посольство возглавлял некий Байдар (ибн Баттута был в свите).

(Отредактировано автором: 26 Марта, 2009 - 01:41:39)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 26 Марта, 2009 - 01:38:43
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


1.Мария - побочная дочь Михаила VIII Палеолога от неизвестной по имени представительницы рода Дипловатац (связь с родом Ватац неясна). Мать Марии упомянута Пахимером (том I, О Михаиле Палеологе, книга III, 3, стр.174) и была любовницей до того, как он стал императором. Там же Пахимер пишет, что Мария была отправлена в качестве невесты к Халау, правителю тохаров (то есть ильхану Хулагу), но тот умер 19 февраля 1265 г., ещё до её прибытия, поэтому Мария вышла замуж за Апагу, сына и наследника Халау (то есть за ильхана Абаку).

В другом месте Пахимер пишет, что Мария вышла замуж за брата Хулагу (Пахимер, том II, Андроник Палеолог, книга VII, 22, стр.611). Но это ошибка.


Вардан Аревелци под годом 714 армянской эры (14 января 1265-13 января 1266 гг.) сообщает, что Абака взял в жены византийку Деспину, дочь царя Ватаца и был крещен по её требованию.

У Абаки и Марии была одна дочь, Арахантлан(Архантлун), которую греки называли Феодорой. Она была женой мегадуки и пангиперсеваста Исаакия Палеолога Асеня, сына болгарского царя Ивана III Асеня и Ирины Палеолог.

При дворе ильхана Марию называли Деспина Хатун, а греки - Деспина Мугулион (Runciman, A History of Crusades, том 3, стр.331-332).

После смерти своего первого мужа Мария вернулась в Константинополь и основала монастырь Святой Девы Мугулион (Nicol, The Lasl Centuries of Byzantium 1261-1453, стр.147).

Пахимер пишет, что Андроник II заключил союз с Хармпантаном (тюркским принцем Хорбанденом) и предложил ему брак с Марией и земли около Никеи, куда вторглись персы (Пахимер, том II, Андроник Палеолог, книга VII, 25, стр.620). Из текста неясно, состоялся ли этот брак, поскольку Марии должно было быть 50-60 лет в это время (1307-1308 гг.).

Если этот брак всё же состоялся, то принца Хорбандена можно идентифицировать с Шемсэддином, братом Гийас ад-дина Масуда III (последнего султана румских сельджуков в 1307-1308). На него указывает факт, что его потомки назывались Султан-Палеологами.


2.Мария - побочная дочь Андроника II. Имя её матери неизвестно. По словам Пахимера (том II, Андроник Палеолог,книга III, 27, стр.268) Мария вышла в 1292 г. замуж за Гийасад-дина Токту (Тохту), хана Золотой Орды(1291-1312 гг.).


3.Мария - побочная дочь Михаила IX от неизвестной матери. Была женой Олджайту, ильхана(1304-1316), сына ильхана Аргуна и внука Абаки. Олджайту был крещен своей матерью Урук Хатун(дочь Саруха, по-видимому из эмиров Магнесии), потом стал буддистом, затем суннитом(Мохаммад Худабанда).

(Добавление)
4.Неизвестная по имени побочная дочь от неизвестной матери. Упоминантся Стурдзой (Sturdza, Dictionnaire Historique et Généalogique des Grandes Familles de Grèce, d'Albanie et de Constantinople, стр.372). Она приняла ислам и имя Баялун. Вышла в 1330 г. замуж за Гийас ад-дина Мухаммеда Узбека, хана Золотой Орды, племянника Тохты. О детях от этого брака ничего не известно.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 26 Марта, 2009 - 10:54:37
Germain


Анфипат
Откуда: Одеса, Україна


Спасибо, похоже ясно что:
Мария, дочь Андроника II оказывается не Баялун;
Баялун, неизвестная побочная дочь Андроника III - жена Олджейту;
версия о тождественности Хорбанден с Олджейту не состоятельна.




(Отредактировано автором: 27 Марта, 2009 - 21:23:56)

-----
Vanitas vanitatum et omnia vanitas(Ecc.1:2)

Всего записей: 274 : Дата рег-ции: Окт. 2008 : Отправлено: 26 Марта, 2009 - 15:26:30
Horst


Протоспафарий


Уважаемый Germain! Повторяю еще раз, "аналогию". Дочери Михаила VIII могло быть сто лет, но, как и Баялун (доставшаяся Узбеку в "наследство" от Тохты), она стала женой Олджайту (доставшись в "наследство" от Абаги). Левират, если угодно.

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 27 Марта, 2009 - 07:40:22
a_e_g


Патрикий
Откуда: Москва


Баялун (номер 4 у меня в списке)- это дочь Андроника III, а не Андроника II. И звали ли её греки Марией или как-то ещё неизвестно.

Левират - это когда на жене брата женятся. Как в "Малыше и Карлсоне": "От его старой жены я тебя избавлю" 8)

А чтобы жениться на жене деда, такое было только у Эдгара По, в рассказе "Очки", когда один близорукий товарисч чуть не женился на своей пра-прабабушке.

Всего записей: 415 : Дата рег-ции: Февр. 2005 : Отправлено: 27 Марта, 2009 - 21:06:04
Horst


Протоспафарий


Цитата:
А чтобы жениться на жене деда

Прошу прощения, но жена Вашего деда может быть Вашей бабушкой, а может и не быть: во втором случае бесполезно определять ее возраст исходя из Вашего - Вы вполне можете оказаться ровесниками. Что касается термина "левират", то я не хуже Вас знаю его точное значение и употребил термин лишь потому, что его использовал комментатор "Чингис-намэ".
И еще по поводу возраста: если не ошибаюсь, вдове султана Мурада было около пятидесяти лет, когда Георгий Сфрандзи предложил Константину XI на ней жениться.
Цитата:
Повторяю еще раз, "аналогию".

Я не собирался отождествлять Марию с Баялун. С последней история вообще очень темная - например, в Симеоновской летописи ее смерть датирована 1323 г. Так что вопросы о том, кому она приходилась дочерью, кому сестрой; кто изображен на мозаике в Кахрие-джами и т. д. остаются спорными.

(Отредактировано автором: 28 Марта, 2009 - 08:27:43)

Всего записей: 249 : Дата рег-ции: Апр. 2007 : Отправлено: 27 Марта, 2009 - 23:19:37
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Мария Деспина, дочь Михаила VIII [Страниц (2): [1] 2 » ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0519 ]   [ Gzip выкл. ]