|
|
|
Уважаемый Баудолино, а не кажется ли Вам, что вся эта попытка вообще как-то связывать иконоборчество с экономическим поведением - от лукавого, а точнее - от неверного прочтения Вебера?
Да и к тому же - общее между протестантами и иконоборцами - только борьба с иконами. Совпадение по внешнему краю - и только. Тут уж вернее было бы (как то старые русские историки и делали) искать совпадений между исаврянами и мусульманами.
Кстати говоря - любопытный момент: если протестантизм - интимизация и индивидуализация общения верующего с Богом (Христом!), "рождение личности", то иконоборчество - продолжение собственно восточно-христианской традиции. Той, откуда несторианство и монофизитство - пролагание непреодолимой границы между человеком и Богом (как у Нестория против Марии - "не Богородица, но Христородица", "Богоприимица"). И здесь как раз происходит стыковка с исламом - с Аллахом, чуждым всего разъяснения, неисповедимого, несравнимого, неизобразимого и т.д. Иными словами - протестантизм строится на непосредственном общении с Богом (в лютеранстве и некоторых пуританских исповеданиях - у Кальвина, конечно, совсем другой коленкор). Бог на то и Бог, что неисповедим, но у Лютера возможно непосредственное общение - "одиночество перед ним", молитва как разговор (отсюда и сартровское вытанцовывается - "философия - разговор с отсутствющим Богом"), т.е. пусть он не отвечает, пусть даже я знаю, что его нет, но я говорю с ним. Т.е. диалог - а диалог всегда начинается с признания ДРУГОГО, с того, что есть личность, с которой я говорю (у Лютера - соизмеримость при несоизмеримости - таинство Богочеловечества). Отсюда - и отрицание литургики католической (и имплицитно православной - нужды не было эксплицировать), поскольку литургика - магика, объединение, момент, о котором Мирча Элиаде чудесно писал как о достижении единства, о магическом ритуале как о единстве общины (ср.: Э. Дюркгейм). Иконоборчество же начинает с прямо противоположного - Бог столь велик, что ничто тварное не может ему уподобиться, ничто не может претендовать на посредство (святые) - а у лютеран святых нет, потому что церковь и есть община святых. И здесь именно церковь важна - как посредник (ср.: мусульманская община). И от того - у иконоборцев в первую очередь не должно быть изображения Христа, тогда как у протестантов основной протест - на икону святого как на незаконного культового посредника. |
|