|
|
|
|
никеец
Спафарокандидат Откуда: Волгоград
|
|
|
|
Сборник есть, но сейчас я его отдал. Если никто за пару дней не откликнется, сборник верну и постараюсь удовлетворить Ваше любопытство.
----- Наше подлинное отношение к истории - это борьба с ней. К. Ясперс. |
|
Всего записей: 168 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 13 Марта, 2006 - 21:26:08 |
|
|
|
Кирилл
Грамматик Откуда: Санкт-Петербург
|
|
|
|
Цитата:Так до начала иконоборчества поставновлений вселенских соборов об иконах не было.
А седьмой вселенский собор иконоборцы таковым не считали - они считали им Иерийский собор 754 года. |
Но ведь было постановление какого-то собора о том, чтобы Христа больше не изображали в виде Агнца, потому что гонения закончились и символические образы уже не нужны. И было постановленеи о том, чтобы Его изображали только в виде Человека.
|
|
Всего записей: 14 : Дата рег-ции: Февр. 2006 : Отправлено: 14 Марта, 2006 - 02:29:24 |
|
|
|
|
|
|
Цитата:сборник верну и постараюсь удовлетворить Ваше любопытство. |
Спасибо, буду ждать.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 15 Марта, 2006 - 11:43:33 |
|
|
|
никеец
Спафарокандидат Откуда: Волгоград
|
|
|
|
Итак, что касается статьи: Цитата:Маршал Г. Вехи истории средневекового иконоборчества // "Анналы" на рубеже веков: антология / Пер. с фр.; Отв. ред. А. Я. Гуревич, сост. С. И. Лучицкая. - М., 2002. |
То она совершенно не затрагивает иконоборчества в Византии. Автором рассматривается данный феномен на материале Высокого и позднего Средневековья. Чтобы отличить собственно иконоборчество (где "икона"- это религиозный образ во всех его проявлениях) историк подчеркивает что, решающим для него является факт возможности различить враждебные намерения по отношению к религиозному образу, обнаружить сознательные действия по отношению к объекту культа и благочестия. Указывается на связь феномена с "перевернутым миром" карнавала и выделяется, что, лишаясь ореола святости образы переставали быть предметами, наделенными сакральной силой и становились обычными произведениями человеческих рук. Чтобы объяснить как был возможен феномен иконоборчества, автор подходит к проблеме с точки зрения истории ментальностей. Сначала он рассматривает вопросы, касающиеся религиозных обрядов позднего Средневековья и понимания религиозного почитания святых. Затем во второй части статьи переходит к осмыслению различных форм иконоборчества. В третьей части - пытается постичь смысл средневекового иконоборчества в целом и для этого обсуждает возможность историко-антропологического объяснения этго явления.
Первым базовым утверждением Маршала является вполне традиционный для "Анналов" вывод, что Святой в Средние века был непосредственно связан с определенными местами и соответствующими , идентифицирующими его предметами, с посвященной ему часовней, местом хранения мощей, общиной, выбравшей его патроном. Со временем сформировалось что-то вроде формулы святой=его образ(мощи). Причем один и тот же святой мог "размножаться" в образах, существоваших как бы независимо друг от друга (вспомним многочисленых Мадонн). Более того эти "клоны"(термин мой - не автора) даже конкурировали между собой. А общины, их почитавшие могли бороться с "чужими" образами.
Далее автор напоминает о сложных "двусторонних" отношениях между святыми и их почитателями в Срелние века. Существовали процедуры уничтожения святых, практики их принуждения, наказания и т.д. Один из корней иконоборчества мог находится и здесь.
Любопытны многочисленные примеры, которые историк приводит из источников, начиная с XII в. о надругательстве над реликвиями, о том, что на статую Хрсита садились, рубили ей руки, сдирали золотые оклады во время многочисленных войн в самой Западной Европе. Причем чем-то сверхъестественным это не казалось (Как тут не вспомнить про IV крестовый поход...).
Объясняет Маршал все это так. Насилие было направленно не против священного как такового, а против святого, присутствующего в данном месте. Иконоборцы и осквернители молились своим собственным святым, прося их оказать помощь и даровать прощение по окончании войны, и это могли быть те же самые святые, которых они собирались в другом месте уничтожить.
Кроме того, по мнению автора, возможно другое объяснение. В Средние века вона предполагал, прежде всего. истощение протвника. Можно представить, что, кроме демографического, экономического существовал и сакральный потенциал врага, основанный на концепции реального присутствия в данном месте святого и включающий в себя таинство евхаристии, гостию. Именно против этого сакрального потенциала и были направленны акты иконоборчества.
Рассмотрение юридической практики и норм канонического права привел автора к заключению, что в Средние века не придавали специфического значения насилию, напрвленному против священного. Т. е. трактовка феномена иконоборчества в каноническом праве, как минимум, не противоречит тезису, согласно котрому в нем проявлялась повседневная народная религиозность.
Ну. и в конце автор подчеркивает полисемантичность религиозных образов в Средние века , предостерегая от каких-либо однозначных суждений.
На мой взгляд, работа вполне в духе школы "Анналов", в отечественной традиции выраженной, прежде всего, Гуревичем, Арнаутовой, Лучицкой. Идеи, в общем не новые, но меня они натолкнули на мысли о возможности компаративных исследований. Так святой, "прикрепленный" к конкретному месту и общине вызывает сразу ассоциации и с гением места, и со священными рощами, и с тотемом, и даже с различными современными фан-клубами. Конечно, отличий здесь возможно, больше, чем сходства, но поразмыслить в этом направлениии, мне кажется, не помешало бы...
Цитата:А еще в этом же сборнике есть статья
Барбу Д. Византийский сборник: создание и способы использования |
Да, есть, только не "византийский сборник", а "византийский образ". Но об этом, если интересно, позднее.
----- Наше подлинное отношение к истории - это борьба с ней. К. Ясперс. |
|
Всего записей: 168 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 16 Марта, 2006 - 22:21:07 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо огромное за равернутый ответ. Про образ тоже очень интересно. (И как это я написал "сборник"? Диву даешься опечаткам и опискам!)
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 17 Марта, 2006 - 12:24:18 |
|
|
|
никеец
Спафарокандидат Откуда: Волгоград
|
|
|
|
Всегда пожалуйста. Признаться статья про византийский образ оказалась для меня крепким орешком (что неудивительно, учитывая мою недопустимо малую осведомленность в данном вопросе). Так что я не гарантирую адекватность этого пересказа. Впрочем, вот основные моменты, которые мне удалось выделить. Во всуплении автор заявляет, что постарается показать, что оригинальная визатийская теория образа пронизывает собой интеллектуальные разногласия Запада и Востока и, благодаря практике "освоения территории" укореняется на православном Востоке. Особые представления византийской церкви о том, как следует создавать изображения, были, судя по всему, одной из основных причин раскола между латинским и восточным христианством (по-моему, автор принадлежит к числу тех, кто относит раскол к IX в.).
Далее автор анализирует представления о религиозном образе в ранней святоотеческой традиции, например, у Иоанна Дамаскина и констатирует, что согласно теориям тех времен изображение, будучи сходным с первообразом, о котором оно свидетельствует во внешнем чувственном мире должно продемонстрировать это подобие и подтвердить истину Воплощения. Второе поколение византийских теоретиков изображений, в первую очередь, патриарх Никифор оказывается менее "ориентализированным" и более "персоналистским", чем Дамаскин. Предшествующее представление о сопричастности предолевается здесь утверждением субстанциональной разницы между образом и первообразом. Несмотря на это, изображение остается реальностью переходного статуса, поскольку его отношение к первообразу покоится уже не на причастности к божественной эманации, но лишь на сходстве с видимой формой изображаемого предмета.
Историк сравнивает данную теорию с положением дел при Карогингах на Западе и приходит к выводу, что франкские богословы рассматривают изображения лишь в художественном поле зрения, лишая его сакрального статуса. Вывод следующий: на христианском Востоке изображение, находясь в плену навязанной церквью идеи необходимости быть подобием первообраза, сохраняет и функцию подражания: оно призвано отразить в видимых образах черты незримого. На средневековом Западе изображение, призванное к постоянному возрождению, приобретает нарративную функцию: согласно изобретенным художникам формальным правилам, оно отбражает религиозное воображение, питающееся церковной верой, и благодаря этому более свободно в средствах своего выражения.
Автор утверждает, что после патриарха Никифора и Феодора Студита в Византии не будет существовать ни богословия иконы, ни рефлексии о роли изображений в христианской жизни. По отношению к изображениям останется лишь один легитимный, "православный" вопрос: истинны онои или нет?(в смысле каждое конкретное изображение). Изображение, совершенное с точки зрения истинности, не может быть создано человеческими руками или отражать человеческое знание. Отсюда явление "нерукотворного образа".
Далее историк развивает идею о контроле византийской церкви за сферой визуального (посылка явно из трудов Мишеля Фуко, на которого есть даже ссылка). "За исключением сновидения увидеть можно только то, что существует, что может быть изображено, т. е. то, что имеет форму. Теперь становится понятным, почему именно в отношении зрительного восприятия византийская церковь, особенно после торжества православия, развернула деятельность, направленную на контроль и подчинение сферы визуального. В этом контексте основной функцией изображения следует считать демонстрирование. Здесь речь идет не о контроле над видениями или чудесами, но о создании неких канонов зрительного восприятия, о его подчинении правилу, установленному церковной властью. Указывается также, что репрезентация царской власти довольно часто учитывает взгляд зрителя и функцию уподобления, мимесиса, восприняв это от техники создания изображений (примеры приводить не буду). Византийское изображение вообще, по мнению автора, является делом власти, а не ремесла.
Историк также анализирует "освоение территории" с помощью изображений на 2 примерах из церкви Куртя-де-Арджеш в Валахии, расписанной в 1364-1365 гг. Попутно вскрываются изменения в византийской церковной идеологии того времени, связанные с претензиями Церкви на роль консолидирующей силы для православного мира (слабость императорской власти, ее заигрывания с Западом и т.д.)
Вот основной вывод статьи. "Существует много объяснений тому, почему в Византии, особенно после торжества православия, контроль над созданием и использованием религиозных образов привел к упадку богословского знания, почему ученая традиция оказалась ограниченной и перегруженной рефлексией об изображениях. Все их, однако, можно было бы резюмировать в одном вопросе. Если у церкви возникло желание привести поведение людей в соответствие с определенной нормой и обеспечить контроль над религиозной практикой, то какой способ подчинения был для этого более приемлемым - слово или изображение? Как знамение завершения божественной истории и исполнения Откровения изображение гораздо лучше, чем слово подходило для тго, чтобы объявить о конце истории веры о провозгласить ее окончательное осуществление в торжествующем православии, преодолевшем иконоборческий кризис и отныне свысока взирающем на Запад, слишком склонный к интеллектуальным новшествам".
----- Наше подлинное отношение к истории - это борьба с ней. К. Ясперс. |
|
Всего записей: 168 : Дата рег-ции: Янв. 2006 : Отправлено: 17 Марта, 2006 - 23:19:07 |
|
|
|
|
|
|
Спасибо еще раз! В Москве до этого сборника руки не дошли, пришел в библиотеке в последний день. Прочитать уже не успевал, а отксерить не дали - слишком хрупкий переплет.
----- язва в душу нудно писать ноют пальцы нелегкое дело все же писать Историю бросает в жар хотя на дворе зима и боязно и лампа выгорает не помню кем сказано в скриптории холодно палец у меня ноет
http://byzantina.wordpress.com - Василевс. Украинская византинистика |
|
Всего записей: 774 : Дата рег-ции: Апр. 2005 : Отправлено: 30 Марта, 2006 - 14:07:21 |
|
|
|