Византийская держава. История и культура государства ромеев
ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
История. Религия. Философия. Литература
 

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Симпозиумы и конференции на тему­ армян-халкидонитов [Страниц (2): « 1 [2] ]

| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |
| Версия для печати |
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Narses Ermeni

Здравствуйте!

Очень странно.
Письма от Вас нет.

Ну, не важно.
Тезисы уже отправил.

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 28 Июля, 2009 - 11:59:07
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Choref

Отправил на указанный Вами мейл.


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 28 Июля, 2009 - 13:01:03
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Narses Ermeni

Спасибо, получил!

С Уважением,
М.Чореф


(Добавление)
Да, как только тезисы выйдут - выложу.

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 29 Июля, 2009 - 11:28:40
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Narses Ermeni

Здравствуйте!

Конференция прошла. Правда, для меня - заочно.

Вот тезисы доклада.

Как только получу сборник материалов конференции - уточню страницы.
С Уважением,
М.Чореф

М.М. Чореф

СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА ФИЛИППИКОВ
ИЛИ К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ «ХРОНОГРАФИИ» ФЕОФАНА ИСПОВЕДНИКА

Трудно переоценить источниковедческую ценность «Хронографии» Феофана Исповедника. Многие поколения исследователей обращались к ней, как к неисчерпаемому кладезю знаний по истории Византии. К настоящему времени изучение «Хронографии» поднялось на новый этап. В последние годы началось выявление недошедших до нас исторических трудов, скомпилированных ее составителем. К примеру, Д.Е. Афиногенову удалось выделить самостоятельное произведение – биографию Льва III Исавра (717–741). Очевидно, что жизнеописание этого правителя не могло быть составлено в придворных скрипториях Константинополя. Вернее всего, мы имеем дело с несколькими хрониками, сгруппированными вокруг предания семьи императора, из которого были почерпнуты важные о нем как о частном лице. В то же время многочисленность ответвлений в рассказе Феофана Исповедника, а также детальность в изложении материала позволяет нам предполагать, что хронист пользовался и другими записями такого рода. Продолжая исследование, начатое Д.Е. Афиногеновым, попытаемся выделить в труде Феофана Исповедника следы еще одной хроники, составленной в семье Филиппиков.
Феофан Исповедник, как и большинство его современников, понимал историю как ряд жизнеописаний. И в своем труде он попытался собрать как можно сведений о своих героях. Так, к примеру, при изложении истории персидских войн кон. VI в. хронист привел биографии византийских полководцев, одним из которых был Филиппик – зять императора Маврикия (582–602). Он был удачливым военачальником, командовавшим восточной армией и совершившим несколько успешных рейдов в Месопотамию. Под его началом служили не менее прославленные стратеги, к примеру, отец императора Ираклия (610–641). Вернее всего, Филиппик получил должность за военные заслуги. Именно этим можно объяснить самостоятельность его суждения, выражавшуюся в неподчинении необдуманным приказам правителя. За это Филиппик был отстранен от командования как по желанию василевса, так и по требованию солдат. Но не только этим интересен он Феофану Исповеднику. Летописец акцентирует внимание читателя на описании сна, в котором его герой увидел себя преемником Маврикия. И хотя Филиппик старался скрыть эту тайну, о ней вскоре узнал и император.
Примечательно, что Феофан Исповедник не обвиняет Филиппика в заговоре. Он уверен, что его герой страдал без вины. Хронист всеми доступными средствами подчеркивает его искренность, набожность, верность долгу и лояльность правителю. И благочестивый Маврикий оправдал Филиппика. Однако праведный герой стал жертвой «кентавра» Фоки и был вынужден постричься в монахи. Он умер в 613/4 гг.
О том, что в дальнейшем произошло с семьей Филиппиков мы из «Хронографии» узнать не можем. Однако, приводя биографию Вардана, Феофан Исповедник сообщает весьма интересный факт. По словам хрониста, его герой родился в Пергаме в семье патрикия Никифора. Отметим, что последний нигде более в «Хронографии» не упоминался. Вардан Филиппик был сослан Тиверием III Апсимаром (698–705) на Кефалинею, так как ему напророчили верховную власть. Заметим, что количество подобных обвинений, выдвинутых против представителей одного рода должно настораживать. Но, вернее всего, Феофан не ошибся в изложении материала. Возможно, что в семейном предании дома Филиппиков могли быть подобным образом обоснованы претензии на трон. В любом случае, из текста получается, что представители этой знатной семьи самим Богом были избраны сменить василевсов из дома Ираклия. И не случайно Вардан стал мстителем за невинных жертв Юстиниана II.
Обратим внимание еще на один аспект. Общий тон изложения истории правления императора Филиппика не оставляет никаких сомнений в авторской к нему неприязни. Ведь Вардан не был ортодоксом. Даже пророчествовал ему о троне не православный монах, а «затворник провидящий, впрочем, еретик». И достигнув верховной власти, Вардан Филиппик повел себя, как жестокий тиран. Его подручные убивают Юстиниана II и малолетнего Тиверия. В первый год его правления проходит «безумный собор» (711). По словам Феофана Исповедника, василевс только тем и занимался, как оскорблял веру и опустошал казну, растрачивая сокровища, собранные прежними императорами «через опись имений в казну и под разными предлогами, особенно при последнем Юстиниане». Пользуясь этим, враги разоряют империю. Болгары доходят до Золотых ворот, а арабы грабят Малую Азию. И низложен он был, по словам Феофана Исповедника, так же позорно, как и жил. Его схватили после пира, пьяного и сонного, и ослепили. Остается только удивляться, как вообще такой персонаж смог захватить власть в империи.
Однако попытаемся проанализировать материал самостоятельно, не основываясь на точке зрения хрониста. Филиппики, вернее всего, происходили из каппадокийской знати. Судя по имени последнего из них, они были армянами. Первый из них был православным. Однако Вардан Филиппик склонился к монофелитству. Но именно он был избран из круга военачальников, находившихся в тот период в Таврике. И все стратеги, воины и мирные жители ему сразу же и беспрекословно ему подчинились. Мало того, его поддержали и хазары. Следовательно, Вардан Филиппик был не только авторитетным стратегом и отличным дипломатом, но и политиком-реалистом. По приходу к власти он первым делом постарался успокоить общество – отказался от методов правления апостатического Юстиниана II. И его правление стало кратким периодом общественного умиротворения. Значительную роль сыграло искренние щедрость и жизнелюбие нового императора. За свое недолгое правление он завоевал расположение горожан. Даже попытка пересмотреть решения Шестого Вселенского собора (680–681) не вызвала заметных протестов. Общество хотело только одного – как можно скорее забыть ужасы правления Юстиниана II. В тоже время армия его не поддерживала. Вардан Филиппик так и не мог опереться на какие-либо значительные воинские контингенты. Этим можно объяснять его внешнеполитические неудачи. Непопулярность императора в войсках сыграла свою роль. Он был низложен войсками фем Опсикий и Фракисий в 713 г. и убит в 714 г.
Вардан Филиппик был свергнут не вследствие какой-то особой непригодности к власти, а только потому, нашелся претендент – будущий Анастасий II Артемий, поддержанный войсками. Кстати, последний вел не менее беззаботную жизнь.
Таким образом, у нас есть все основания предполагать, что Феофан Исповедник при составлении «Хронографии» использовал семейные хроники, в том числе, и предания Филиппиков, конечно, переосмыслив по-своему жизнеописание единственного императора из этого рода. Однако отдельные сохранившиеся фрагменты биографии последнего позволяют нам восстановить его образ – умного, волевого, но добродушного и щедрого человека, волей судьбы и благодаря свои качествам добившегося верховной власти и павшего жертвой коварных заговорщиков.


-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 19 Сентября, 2009 - 11:03:32
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Уважаемый М.Чореф! Очень интересный материал Вы выложили тут. Буду ждать от Вас инфы по страницам материала. Интересно, что с в 598 г. Маврикий назначил Ираклия, отца императора Ираклия, экзархом Африки, который происходил родом из Армении (Дашков и Тредгол упоминают о нем, как о каппадокийском армянине), как свидетельствует об этом современник Ираклия Феофилакт Симокатта в своей III книге. Есть предположение, что он был в окружении Ираклия, который в 609 г. собирал в Египте войска, чтобы затем свергнуть Фоку.

(Добавление)
Вот полная ссылка на статью, которую я выслал Вам по мейлу, понадобится, может:

Р.М.Бартикян. Размышления о Житии св. Марии Новой ("Българско средновековие". Българо-съветски сборник в чест на 70-годишнината на проф. Иван Дуйчев, София, 1980, с. 62-64).

(Отредактировано автором: 19 Сентября, 2009 - 18:30:28)

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 19 Сентября, 2009 - 18:15:32
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Narses Ermeni

Здравствуйте!

Спасибо за отзыв и за комментарий!

Спасибо за библиографию!

Учтите, что это только тезисы. В статье будет греческий текст и его разбор.

С Уважением,
М.Чореф



-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 22 Сентября, 2009 - 06:44:34
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Ок. Буду ждать!


Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Сентября, 2009 - 10:39:36
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



Narses Ermeni

Здравствуйте!

Получил книжку.

Вот библографическая ссылка:

Чореф М.М. Семейная хроника Филиппиков или к вопросу об источниках "Хронографии" Феофана Исповедника // Армяне Украины: вчера, сегодня, завтра. II Международная научно-практическая конференция. Сборник тезисов конференции. Старый Крым, 2009. С. 50-53.

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 05:38:00
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Choref

Прекрасно! А возможно ли получить и сам текст?

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 13:58:16
Choref


Куропалат
Откуда: Нижневартовск, Росси ...



А я его уже выкладывал...

Пока вышли тезисы.
Посмотрите выше.

Как будет издана статья - выложу pdf.

С Уважением,
М.Чореф

-----
La Victoire est à Nous!

Всего записей: 836 : Дата рег-ции: Июль 2007 : Отправлено: 21 Декабря, 2009 - 18:29:18
Narses Ermeni


Севаст
Откуда: Тбилиси


Choref

Премного благодарен!

Всего записей: 1962 : Дата рег-ции: Февр. 2008 : Отправлено: 22 Декабря, 2009 - 11:34:52
| Версия для печати |
| Новая тема | Ответить | | Поиск в теме |

ВИЗАНТИЙСКАЯ ДЕРЖАВА » Второй Рим » Византийская держава » Симпозиумы и конференции на тему­ армян-халкидонитов [Страниц (2): « 1 [2] ]


Основано на ExBB 1.9
Для оформления форума переработана оболочка v1.5a2, изготовленная by Daemon.XP

[ Время исполнения скрипта: 0.0048 ]   [ Gzip выкл. ]